Какие бывают автомобили москвич

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Статья об автомобиле «Москвич»: история бренда, характеристики моделей и их особенности. В конце статьи — видео об истории «Москвича».

Прототип советской малолитражки

Весной 1929 года был заключён официальный договор с автокомпанией Ford. Согласно этому соглашению, с последнего квартала 1930 года и до 1934 года автозавод им. КИМ (Коммунистического Интернационала молодёжи) производил авто Ford, грузовики и легковые машины. Автомобилестроение в СССР не было сильно развито, и опыт по сборке машин по чертежам известной автомобильной компании посчитали полезным для изучения производственных технологий.

В первом квартале 1939 года автозавод, к тому времени переименованный в Московский автозавод имени КИМ, приступил к разработке собственного проекта малолитражного автомобиля. Но планам помешала война.

Подписанное в августе 1945 года Сталиным постановление содержало распоряжение «развернуть производство Opel Kadett K38 в его существующем виде». Таким образом, советская малолитражка стала практически полной копией немецкой модели авто.

До сих пор среди фанатов истории «Москвича» бытует две версии истории развития завода. Согласно первой версии, после войны из города Рюссельсхайм в Москву по репарации было вывезено практически всё заводское оборудование, конвейерные линии и технические документы с чертежами Opel Kadett K38.

Противники этой версии утверждают, что в распоряжение советских конструкторов поступило лишь несколько экземпляров самого автомобиля, и постройка завода, разработка необходимого оборудования и технической документации производились уже в Москве, нашими специалистами.

Эту версию описывает в своих мемуарах Александр Андронов, в те годы являвшийся главным конструктором МЗМА. По его воспоминаниям, оборудование для завода собиралось из трофейного, ленд-лизовского и собственного. В условиях послевоенной разрухи выпуск машин был налажен всего за два года.

Модели «Москвича» и их характеристики

Модели 400 и 401

Первая модель «Москвича» в кузове седан выпускалась девять лет – с 1946 по 1954 годы. В сущности, модель стала первым в истории Советского Союза легковым авто для индивидуального пользования.

В машине был установлен двигатель М-400 и трёхступенчатая механическая КПП. Розничная стоимость автомобиля составляла 8000 советских рублей (при средней зарплате тех времён в 600 рублей). За этот период завод выпустил со своего конвейера около 216 тыс. седанов.

Незначительные отличия между «Москвичом» и «Опелем» всё же были: «Москвич» вообще не был оснащён поворотниками, в то время как у «немца» имелись в наличии семафорные указатели.

Показательно, что в советском первенце МЗМА не было ни единой комплектующей с маркировкой «Опеля», — все они были промаркированы уже отечественными клеймами.

До нашего времени дожили некоторые авто первых моделей. Даже без реставрации можно оценить их качество — толстый прочный металл сохранился, несмотря на суровые зимы и реагенты на дорогах. Незначительно страдали лишь пороги, но при умелой реставрации это дело поправимое.

Существуют экземпляры, которые были на ходу вплоть до середины двухтысячных и имеют пробег в сотни тысяч километров.

Машина внутри не слишком комфортна, поскольку места в ней по нынешним меркам маловато. Но двигатель заводится легко, работает тихо, имеет отличную тягу. Мягкие рессоры подвески делают езду непривычной, слишком раскачивающейся из стороны в сторону.

Управлять автомобилем легко, а вот тормоза барабанного типа не имеют усилителя, и чтобы надавить их, придётся приложить существенные усилия.

Отличительной чертой работы завода являлась технология поэтапной модернизации. Серийные автомобили разных годов выпуска незначительно, но различаются между собой. Именно поэтому в модельном ряду «Москвичей» иногда сложно разобраться.

Модель 402

Эта модель в 1956 году пришла на смену 400 и 401-м моделям. Авто сохранило от своих предшественников коробку передач, двигатель и редуктор моста. Интересным фактом является то, что кузов этой машины проектировщики создавали, что называется, «с нуля», не занимаясь прицельным копированием какого бы то ни было зарубежного аналога.

Читайте также:  Пункт назначения 2 автомобили

Новая модель «Москвича» получила дополнительный объём пространства внутри салона. Также автомобиль оснастили печкой, что оказалось очень актуальным для зимних реалий.

Даже в основную комплектацию автомобиля входил радиоприёмник, что было нетипично для других моделей той эпохи — электроника была дорогостоящей, и в основную комплектацию, как правило, не входила.

402-я модель имела более плавный ход без раскачиваний, характерных для своих предшественников. Мощность двигателя составляла всего лишь 35 л.с.

Позднее проектировщики внесли изменения в мотор, увеличив его объём до 1358 кубических сантиметров и «выжав» из агрегата 45 л.с. Авто с обновлённым двигателем получило маркировку 407.

Модель 407

Данная модель вошла в историю советского автопрома тем, что продавалась не только для внутреннего употребления, но и для реализации за рубежом. Более половины сходящих с конвейера 407-х моделей «Москвича» уходили за границу.

К сожалению, эта модель, приносившая государству столь необходимые валютные средства, «зарубила» выпуск полноприводных моделей 410 и 411. Полноприводные машины были нужны в сельской местности, но, увы, были с производства сняты, чтобы получить дополнительные мощности для идущего на экспорт «Москвича – 407».

Шестидесятые: модели 408 и 412

Эпоха освоения космоса оставила след и в автопроме — по всему миру модели автомобилей становились более обтекаемыми, с чертами самолётов и ракет. Достаточно вспомнить Кадиллаки с их большими «плавниками».

Новая модель «Москвича» не осталась в стороне от модных тенденций, обзаведясь «плавниками» сзади и «подобравшись» до обтекаемых обводов кузова.

408-я модель впервые была собрана в 1967 году. В первых автомобилях этой серии багажная двустворчатая дверь открывалась вниз и вверх. Через пять лет эту дверь заменили обычной, открывающейся только вверх.

В этом же году начался и выпуск модели 412, оснащённой двигателем, который был создан на базе М-10 BMW (к счастью или к огорчению, но многие модели советского автопрома изобилует калькированием зарубежных разработок). Мотор объёмом в 1490 кубических сантиметров мог выдавать мощность до 75 л.с.

Модели 415 и 416: повышенная проходимость

Несмотря на то, что полноприводные модели 410 и 411, разработанные на заводе, не получили массового производства, идея создания полноценной малолитражной машины повышенной проходимости ждала своего часа.

В 1958 году были спроектированы «Москвич – 415» с верхом из брезентовой ткани и «Москвич – 416» с металлической крышей. Обе модели двухдверные, на базе лонжеронной жёсткой рамы.

Модель 423

В 1957 году автозавод выпустил модель «Москвич – 423», явившуюся первым пятидверным универсалом. Эта модель проектировалась на базе модели 402 и отличалась большим объёмом багажника: при складных задних сидениях его длина составляла 1,475 м, ширина – 1,22 м.

Модель 427

В 1967 году увидела свет модель 427 — новый универсал, созданный на базе двигателя 412-й модели и кузова 426-й. Этот автомобиль принял участие в международном авторалли 1970 года «Лондон-Мехико». Выпускалась 427-я модель вплоть до 1976 года.

Фургоны 433 и 434

Фургоны пользовались спросом и выпускались в разных модификациях. Базой для 433 модели, «стартовавшей» в 1966 году, стала модель 408. Характерной чертой этого авто были гофрированные панели вместо окон второго ряда и цельнокроеные задние крылья.

434-я модель практически полностью повторяла предыдущую модель фургона с той лишь разницей, что в ней был установлен более мощный двигатель, который также использовался на модели 412.

Модель 444

Эта модель в своей основе повторяла итальянскую модель «Фиат – 600». В начале 1957 года выпустили первые автомобили серии, оснащённые мотором объёмом 650 кубических сантиметров.

В 1959 году к работе над моделью подключились конструкторы Запорожского автозавода, и в скором времени проект был полностью передан запорожским инженерам, которые в итоге создали на этих материалах Запорожец «ЗАЗ – 965».

Модель 2140: рейстайлинг 412

Модель 2140 появилась в 1976 году. По сути, это был рестайлинг 412-й модели. На той же технической базе изменили кузовной дизайн и салон. Модель была выполнена с учётом требований существовавших в те годы норм безопасности: мягкий пластик бортовой панели, складывающаяся при ударе рулевая колонка. Приборная панель получила подсветку, в салоне появились хромированные элементы отделки.

Читайте также:  На мостовой автомобили лисенка чуть не задавили

К сожалению, успеха 412-й модели «Москвичу – 2140» было не видать. Ограниченный спрос на зарубежных рынках показал, что надо искать новые варианты решений.

Неудача ознаменовалась ещё и тем, что в этот период произошла смена руководства завода, в том числе ушёл на пенсию главный конструктор предприятия, бессменный профессионал-создатель автомобилей с сороковых годов Александр Андронов. Случившийся на заводе кризис стал затяжным, и новое руководство не сумело с ним справиться.

Модель 2141 – универсал СССР, не переживший развала страны

«Москвич – 2141» появился в 1986 году, спустя 10 лет после того, как увидел свет хэтчбек Simca – 1308, который послужил основой разработчикам «Москвича». При выпуске 2141 имел уже устаревшие на тот момент уфимские моторы 408 и 412, что стало главным недостатком новой модели.

Также имидж модели испортила некачественная сборка, допускавшая много щелей, и непритязательная отделка. Даже на советском внутреннем рынке машина высоким спросом не пользовалась.

Тем не менее, перспективы у модели были, и заводской коллектив постоянно работал над её улучшением. После закупки импортного оснащения завод был готов к пуску на 90 %, но тут грянула перестройка, и страна развалилась. Попытка установить в модель двигатель от Рено провалилась после дефолта 1998 года, и «Москвич» перестали покупать совсем.

Завод, столько лет выпускавший знаменитые «Москвичи», окончательно развалился в первом году XXI века. Конвейер встал, прошла процедура банкротства. Сейчас на этой территории собирают модели Рено: Duster и Sandero.

Видео об истории «Москвича»:

Источник

«Москвичу» — 90 лет. Вспоминаем все культовые модели

История автомобилей «Москвич» началась в 1930-м и неразрывно связана с одноименным предприятием, носившим длинное название Московский автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи. Огромные производственные цеха открыли на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект) — в те годы, кстати, место считалось глухой окраиной.

Первые машины начали сходить с конвейера уже в ноябре 1930 г. — это были фаэтон Ford Model A и его грузовая версия Ford Model AA. Автомобили собирали из американских комплектующих в рамках договора с Ford, и ничего зазорного в этом не было: автопроизводство в СССР еще не получило должного развития, поэтому зарубежный опыт был очень полезен советским инженерам и рабочим.

В 1932-м детали для автомобилей стали поступать в Москву с Горьковского автозавода, где те же модели собирали по полному производственному циклу. В столице машины сменили название: теперь это были ГАЗ-А.

В декабре 1946-го на заводе начали собирать первый советский легковой автомобиль для индивидуального использования. Им стал седан «Москвич 400», который конструктивно был идентичен модели Opel Kadett K38. Свое название четырехдверка получила в честь 800-й годовщины со дня основания столицы СССР и оснащалась 23-сильным мотором и трехступенчатой «механикой». Машина могла похвастаться гидравлическими тормозами, независимой подвеской и даже «дворниками», но при этом у нее отсутствовали указатели поворота. В первой половине 1950-х машина сменила индекс на 401 и получила модернизированную коробку передач, более мощный двигатель, а еще небольшие доработки в салоне. Помимо седана 401-й выпускали в кузовах кабриолет и фургон. Также специальная версия «Москвича» была подготовлена для оказания медицинской помощи на дому.

«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Первый автомобиль выпустили на базе модели 402-го в 1957 г. и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами. В рекламных проспектах писали, что универсал мог перевозить до 250 кг. Дверь багажника, в отличие от современных универсалов, открывалась налево.

Небольшой седан «Москвич-407» в СССР был любим не меньше 21-й «Волги». Автомобиль отличался обилием хрома, молдингами вдоль боковины,
удобным багажником, мощным для того времени 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. При массе 990 кг машина могла разгоняться до 115 км/ч. В салоне устанавливали часы, отопитель и радиоприемник. Купить машину в то время можно было примерно за 2500 рублей. Вскоре 407-й «Москвич» оценили и за рубежом: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан удостоился золотой медали. «Москвич-407» выпускали с 1958 по 1963 г. и активно экспортировали в страны соцлагеря и даже в Западную Европу.

Читайте также:  Кто покрасит кожу в автомобиле

Первый внедорожный «Москвич» под индексом 415 был спроектирован в 1958 году. Двухдверка на базе лонжеронной жесткой рамы выпускалась с брезентовой и металлической крышей. Дизайн машины чем-то напоминал американский Willys, впрочем, такой экстерьер был характерен для многих машин того времени. Советский внедорожник оснащался 45-сильным мотором, сразу двумя топливными баками и четырехступенчатой коробкой передач.

Дорожный просвет составлял 220 мм, а на трассе автомобиль мог разгоняться до 106 км в час. Внедорожник с успехом прошел все необходимые заводские испытания и получил рекомендацию к выпуску. Однако из-за отсутствия интереса отраслевого министерства и полной загрузки производственных мощностей завода серийное производство машины налажено так и не было.

Знаменитый ЗАЗ-965 «Запорожец» встал на конвейер в 1960 г., однако мало кто знает, что его предшественник разрабатывался аж с 1956 г. и носил название «Москвич-444». Дизайн прототипа очень напоминал Fiat 600 — по одной из версий, именно такое указание московские инженеры получили от тогдашнего министра автомобильной промышленности Строкина. Изначально концепт решили оснастить мотоциклетным мотором мощностью 17,5 л. с., однако позже от этой идеи отказались. В итоге выбор конструкторов пал на V-образный четырехцилиндровый агрегат мощностью 23 лошадиные силы. В результате этот мотор начали устанавливать на машину, когда проект уже был передан на Запорожский завод.

Заднеприводный седан «Москвич-408» в 1964 г. стал одним из самых красивых образцов советского автопрома. Ниспадающие линии кузова, «плавники», 13-дюймовые диски и вертикальные фонари делали автомобиль ничем не хуже зарубежных конкурентов вроде BMW 1500, Renault 8/10 или Opel Kapitan A. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском автосалоне, позже машина отправлялась на экспорт во многие европейские страны.

В 1967 г. на АЗЛК стартовало производство, наверное, самого известного фургона советской эпохи — «Москвича-433». Двухдверку грузоподъемностью в 400 кг комплектовали 1,4-литровым мотором от «М-408» и четырехступенчатой коробкой передач. Задняя дверь состояла из двух горизонтальных створок: одна из них поднималась вверх, а другая откидывалась горизонтально вниз. Спустя год на конвейер встала модель «Москвич-434» с 1,5-литровым двигателем УЗАМ-412 на 75 лошадиных сил. Всего существовало три модификации машины: «Ю» — для районов с жарким климатом, «Э» — экспортный и «П» — с правым рулем.

Уже в 1968 г. седан «Москвич-412» команды «Автоэкспорт» принял участие в марафоне из Лондона в Сидней. Участие в подобных соревнованиях рассматривалось автопроизводителями как отличная реклама для машины, которую планируется отправлять на экспорт. В итоге команда заняла 4-е общекомандное место, а до финиша добрались лишь 56 экипажей из 98. Еще большего успеха «Москвич» добился во время марафона из Лондона в Мехико, когда советские автомобили заняли 2-е и 3-е места в своем классе.

Тогда же специалистами завода был спроектирован настоящий гоночный автомобиль под названием «Москвич-404 Спорт». Спорткар был выпущен в единственном экземпляре и трижды становился чемпионом СССР. Также на предприятии был подготовлен гоночный родстер «Москвич-Г1», который мог разгоняться до 200 км/ч и в 1955 г. установил всесоюзный рекорд скорости.

В 1986 г. начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко». Внешность автомобиля напоминала хэтчбек Simca 1976 г., однако технически он отличался от этой модели. «Москвич» оснащался моторами ВАЗ и УЗАМ, своих собственных агрегатов модель так и не получила. Наиболее популярные модификации «Алеко» комплектовались двигателями объемом 1,5 и 1,7 литра. После рестайлинга в 1997 г. автомобиль начали продавать под названием «Святогор».

Распад СССР и последующие финансовые проблемы сыграли решающую роль в истории «Москвича». Отечественные автомобили не могли составить конкуренцию наводнившим рынок иномаркам. Новые разработки не спасли положение: в середине 1990-х на АЗЛК велась даже разработка электрокаров — первые прототипы построили на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335». Однако все попытки удержаться на рынке успеха не имели, и осенью 2001 г. сборка комплектных автомобилей на заводе была прекращена. В 2003 г. на предприятии была запущена процедура банкротства, а в сентябре 2010 г. ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидировано.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду