Какие бывают автомобили скорой помощи

На чем ездят врачи «Скорой помощи»?

Сегодняшний автопром предлагает несколько вариантов автомобилей для службы Скорой медицинской помощи. Но прежде чем начать обзор спецтранспорта и его оснащения, важно понять, что есть «Скорая помощь» и «Неотложная помощь».

Бригады неотложной медицинской помощи (БНМП) базируются при государственных поликлиниках и диагностических центрах. Они оказывают помощи при: обострении хронических заболеваний, мигренях, повышенной температуре и прочих не жизнеугрожающих состояниях. При ухудшении состояния пациента врач неотложной помощи может запросить прибыть бригаду «Скорой медицинской помощи».

Виды автомобилей для БНМП и СМП:

Тактико-технические характеристики автомобиля ГАЗ-32214 («Газель»)

Длина автомобиля

5540 мм

Ширина автомобиля

2075 мм

Высота автомобиля

2480 мм

Длина колесной базы

2900 мм

Длина переднего свеса

1030 мм

Длина заднего свеса

1610 мм

Снаряженная масса автомобиля

2870 кг

Полный вес фургона

3500 кг

Двигатель

4 цилиндровый, инжекторный

Параметр Значение
Тактико-технические характеристики реанимобиля Citroёn Jumper

Длина автомобиля

6363 мм

Ширина автомобиля

2050 мм

Высота автомобиля

2764 мм

Длина колесной базы

3450 мм

Двигатель

Турбодизель

Автомобили на базе шасси FORD, PEUGEOT, IVECO, MERCEDES BENZ по своей внутренней оснастке мало чем отличаются от реанимобиля CITROЁN. Расположение оборудования и оснащение в них сходны и обладают теми же достоинствами.

Вышеперечисленные автомобили относятся к классу городских. Для труднодоступных районов, например, деревень, был разработан автомобиль «Скорой медицинской помощи» на базе военной машины УАЗ 39623, именуемой в просторечии «батоном», «буханкой», «барбухайкой». Но как бы не шутили и не называли это изделие отечественного автопрома, на сегодняшний день оно есть и остается незаменимым транспортным средством в труднодоступной местности. У автомобиля все 4 колеса – ведущие, то есть система 4х4. Салон, в принципе, похож на салон автомобиля «Газель», но пространство более узкое. Боковых полок меньше, чем в газели. Двери не откатные, а открываются наружу. На крыше установлена фара-искатель. Носилки установлены с мягкой подложкой, которую можно использовать в качестве мягких носилок.

Параметр Значение
Тактико-технические характеристики автомобиля УАЗ-39623

Колесная формула

Длина автомобиля

4363 мм

Ширина автомобиля

1940 мм

Высота автомобиля

2240 мм

Колесная база

2300 мм

Масса снаряженного автомобиля

2025 кг

Масса машины

2625 кг

Двигатель

ЗМЗ-409 бензиновый

В завершение данного обзора, ответ на вопрос, который волнует многих пациентов – должен ли врач «Скорой» или «Неотложной» помощи надевать бахилы, когда приезжает на вызов? Согласно письму Министерства здравоохранения Российской федерации от 19 октября 2016 года №14-3/3085226-7882, такая обязанность не предусмотрена действующей нормативно-правовой базой. Этот вопрос остается на усмотрение самих врачей, которые приезжают на вызов.

Источник

Алло, скорая: история медицинских автомобилей СССР и России

Автомобили с красными крестами в особом представлении не нуждаются. Любой нормальный водитель, завидев в зеркале микроавтобус с включенной мигалкой, тут же принимает вправо, ведь каждый день эти автомобили и их экипажи несут зачастую невидимую, но очень важную службу – спасают чью-то жизнь. Счет, как говорится, идёт на минуты – и во многом именно от комфортабельности и скоростных качеств реанимобиля вот уже свыше сотни лет зависит жизнь больного. Сегодня мы вспомним и тех, кто трудится на дорогах сегодня, и тех, кто нес оперативную службу сотню лет назад.

В Российской Империи «скорая помощь» появилась еще в позапрошлом веке: в 1897 году первая станция открылась в. Варшаве, которая на тот момент входила в состав государства.

Годом позже, 28 апреля 1898-го, в соответствии с приказом московского обер-полицмейстера была создана служба скорой медицинской помощи и перевозки больных. Затем станции Скорой помощи заработали в Санкт-Петербурге и Одессе.

Разумеется, кареты новообразованной службы имели «гужевой привод» — то есть, приводились в движение с помощью конной тяги. Однако сам состав каждой кареты принципиально ничем не отличался от любой современной «неотложки» — врач, фельдшер и санитар, а также «водитель», то есть кучер.

Активная автомобилизация в начале ХХ века сказалась и на службе Скорой помощи: в 1907 году на Международном автосалоне в Петербурге фабрика П.А. Фрезе показала собственный санитарный автомобиль на шасси Renault.

Параметр Значение
Санитарные автомобили на IV Международной автомобильной выставке 1913 года осматривал император Николай II

Чуть позже в Москве появился первый санитарный автомобиль, созданный по проекту доктора Поморцева на Московской экипажно-автомобильной фабрике П.П. Ильина. Автомобиль базировался на шасси La Buire 25/35 и подходил как для перевозки больных, так и для оказания хирургической помощи. Такой же автомобиль был приобретен Военным ведомством и, скорее всего, именно он стал первым санитарным автомобилем русской армии.

Дальнейшие коррективы в развитие санитарных автомобилей в России внесла Первая мировая война. Для эвакуации раненых в сжатые сроки было сформировано больше полусотни автомобильно-санитарных отрядов со специализированными машинами, которые чаще всего являлись брезентовыми фургонами с четырьмя носилками на специальных амортизирующих подвесах.

Во время Первой мировой войны санитарные автомобили сыграли важнейшую роль в эвакуации раненных и доставке их в госпитали

Не остались в стороне и общественные автомобильные организации — в частности, Первый русский автомобильный клуб в Москве и Императорское Российское автомобильное общество. Они сформировали из добровольцев на переоборудованных собственных автомобилях санитарные колонны, которые оперативно доставляли раненых солдат русской армии в госпитали, буквально спасая их жизни.

Автомобильные энтузиасты дореволюционной эпохи на добровольных началах формировали из собственной техники санитарные колонны

В первые годы после революции 1917 года использовалась старая либо трофейная техника, причем больным приходилось отправляться в больницу самостоятельно, поскольку служба Скорой помощи выезжала лишь на несчастные случаи. Однако с 1926 года врачи вновь стали выезжать на вызов к больным — сначала на велосипедах и мотоциклах, а затем и на легковушках.

Как правило, в качестве «санитарок» за редким исключением использовались переделанные в кустарных условиях зарубежные автомобили прежних лет.

Даже сотрудники относительно обеспеченной средствами московской скорой помощи столкнулись с проблемой нехватки медицинских бригад и изношенностью автомобилей, из-за чего работа службы была сопряжена с постоянными трудностями.

В то время стало очевидно, что на одних лишь «трофейно-убитых» санитарных автомобилях на импортных шасси далеко не заедешь. Первым собственным медицинским автомобилем молодого советского государства стала модификация АМО-Ф-15, выпущенная в 1925 году.

АМО Ф15 – фактически первая советская, но не самая удачная «санитарка». Впрочем, этот грузовик и для перевозки грузов был не слишком удобным и долговечным

Грузовой автомобиль по комфорту и надежности плохо годился на ту роль, которую ему отводили, поэтому вскоре для нужд скорой помощи были приобретены. автомобили Mercedes 15/70/100 PS. Конечно же, закупленные Мерседесы работали в Москве, причем явно «до полного износа», то есть до конца тридцатых годов.

Источник

Транспорт в белом халате: от «Волги» до Mercedes и Volkswagen

Пожалуй, это самые, если так можно выразиться, благородные специальные машины. Речь, конечно же, об автомобилях скорой медицинской помощи. Сегодня ситуация в мире складывается таким образом, что оснащенность медицины техникой и транспортом становится не просто важной, а колоссально важной. Как дела с транспортом у белорусских медиков сейчас и как было в недавнем прошлом?

Во времена СССР

В советские времена автопарк белорусских медиков был ровно таким же, как по всему СССР. В послевоенные годы — «полуторки», как в «Кавказской пленнице», в 1960-е — 22-е «Волги» и медицинские версии ЗИМов, в 1970-е и 1980-е — РАФы и «Волги» ГАЗ-24-03. Найти именно белорусские фотографии советского периода сейчас непросто, зато доступны коллекционные модели таких машин.

Например, именно минскую версию медицинского ЗИМа с надписями «хуткая медыцынская дапамога» лимитированно выпускала фирма DIP Models. Недешево. На старте предзаказов было около 200 евро. Сейчас эти модели стоят еще дороже.

Первые годы независимости

Когда Беларусь стала независимым государством, в парке скорой медицинской помощи остались автомобили тех же марок, что и при СССР, — РАФы да «Волги». Но худо-бедно парк все-таки обновлялся, и к середине 1990-х на линию уже выходили РАФы, «Волги» и «буханки», выпущенные не при СССР, а после распада Союза.

Медицинский RAF-2915-02 — это классический представитель карет скорой помощи эпохи заката завода микроавтобусов РАФ. Выпускался с 1994 по 1997 год вплоть до самого банкротства предприятия. В Беларуси эти машины эксплуатировались примерно до середины нулевых, причем эксплуатировались нещадно, поэтому уже к миллениуму многие экземпляры выглядели, мягко говоря, неважно.

Рабочей лошадкой белорусской службы скорой медицинской помощи оставалась и специальная версия газовской «Волги». В данном случае это первая постсоветская версия — ГАЗ-31023, выпускавшаяся в 1993—1997 годах. Обратите внимание: надписи и логотипы «03» нанесены краской еще с помощью «олдскульных» трафаретов советского стандарта.

На смену ГАЗ-31023 пришел ГАЗ-310231, который выпускался еще 10 лет и стал последней медицинской «Волгой» в истории. Беларусь такие машины покупала, однако к концу первого десятилетия нового века почти все они были выведены из эксплуатации.

Ну и, конечно же, не обходилось в те годы без «буханки». Медицинские УАЗ-3962 в Минске встречались в разных цветах — голубом, белом, защитном хаки. Сейчас в столице таких уже не сыщешь, но в провинции их полно. Любопытно, что санитарная версия «буханки» до сих пор выпускается Ульяновским автозаводом и стабильно находит покупателей.

Все эти машины объединяло одно — тесный и небогато оснащенный медицинский салон. Не удивительно, что выход на арену нижегородской медицинской «ГАЗели» стал, без преувеличения, революцией в службе скорой медицинской помощи.

Медицинские термометры. Есть на складе

Эпоха «ГАЗели» в службе скорой помощи

Первые медицинские ГАЗ-32214 пошли в серию с лета 1996 года. Поначалу они были дефицитом и редкостью, но с начала нулевых стали массово появляться и в Беларуси. Автомобили с «клетчатой» хромированной решеткой радиатора — представители поколения с первым, если так можно выразиться, «фейслифтом». К первым годам нового века наши медики уже успели полюбить эти машины. И хоть их надежность оставляла желать лучшего, все-таки салон здесь был куда просторнее, чем у РАФа.

Затем было масштабное обновление модели с серьезным рестайлингом 2003 года, с 2010-го в производстве находится поколение «ГАЗель Бизнес». На снимке ниже — именно «Бизнес». Обратите внимание: полное остекление салона — верный признак того, что переоборудованием занимались в Беларуси. Этот брестский экземпляр создан компанией «Мидивисана» (торговая марка «Любава»). А награда в номинации «Самая самобытная окраска» однозначно уходит в Брест.

Эпоха классических «ГАЗелей» даже не думает заканчиваться. И хоть в Минске таких уже не осталось, в регионах этих машин полно, и новые их поставки в прошлом году еще точно были, хотя сейчас в гамме Горьковского автозавода есть куда более лучшая GAZelle Next. Разница между классической «ГАЗелью» и GAZelle Next такая же, как между «ГАЗелью Classic» и РАФом. Next — это шаг вперед, комфорт и инженерный уровень, сопоставимые с иномарками. Медицинские Next есть и в Беларуси, но их почему-то пока совсем немного.

Первые иномарки белорусской медицины

На рубеже веков белорусские медики уже пробовали на вкус иномарки. Было их очень мало, но свой след в истории они оставили. Помните минские медицинские Hyundai H100 в конце 1990-х? Было-было такое. Не знаю, кто и почему решил купить несколько таких машин, но по размерам салона они уступали даже древнему РАФу. Не прижились — новых поставок не последовало.

А вот этот автомобиль был флагманом столичной скорой медицинской помощи конца 1990-х. Знаменитая «утка» Mercedes-Benz T1, оснащенная одной из европейских фирм, в те годы казалась настоящим чудом.

Попытки обрести собственное

В дальнейшем иномарок у белорусских медиков стало много. Но до того как наступили те времена, наша промышленность предприняла несколько попыток наладить в стране выпуск базового цельнометаллического фургона, на базе которого можно было строить кареты скорой помощи. Совместное предприятие «Форд Юнион» в поселке Обчак под Минском помимо легкового Ford Escort торжественно начало сборку и коммерческого цельнометаллического фургона Ford Transit. Случилось это летом 1997-го. Худо-бедно производство просуществовало всего три года, но на базе белорусских Ford Transit успели штучно начать делать автомобили скорой помощи. Занималось этим СП «Евроконверс» (уже давно не существующее).

Этот экземпляр, скорее всего, именно из тех первых иномарок белорусской сборки первой волны. Работал он в медслужбе МВД, о чем красноречиво говорят красные номера.

В дальнейшем на площадях бывшего «Форд Юниона» было организовано новое юрлицо — СП «Юнисон», то самое, которое сейчас собирает Zotye, а прежде выпускало Samand. В середине 2000-х здесь освоили сборку польских цельнометаллических фургонов Lublin. Совместно с нижегородской фирмой «Самотлор-НН» сделали и очень хорошо оснащенную медицинскую версию. В 2005 году в Минске провели презентацию, но почему-то Минздрав не стал закупать такие машины. И хоть всего «Люблинов» в Обчаке собрали немалое количество, медицинских среди них были единицы. Несколько экземпляров в простой комплектации попали на службу в белорусские внутренние войска, а темой медицинских автомобилей «Юнисон» занимается и сегодня, изготавливая скорые на базе европейских фургонов.

Первую попытку наладить сборку легких коммерческих фургонов и микроавтобусов на могилевской площадке Минского автозавода скорее нужно относить к разделу технических курьезов. Дело было в 2010 году. Почему-то в качестве такого продукта выбрали один из китайских клонов древней уже на тот момент Toyota Hiace H100. А еще это была маленькая и тесная машина. Для адаптированной под Беларусь версии сделали свой дизайн передней части и поставили соответствующий логотип. Назвали проект красиво — «Ника». Завод «МАЗ-Купава» соорудил и медицинскую версию «Ники». Ожидаемо из проекта ничего не вышло, а медицинских автомобилей было собрано всего два. Оба так и остались работать при мазовской поликлинике.

Нынешний LCV от Минского автозавода на базе больших фургонов JAC — совсем другое дело. Вполне достойный и, главное, «полноразмерный» продукт. Только медицинских версий пока нет.

Ингаляторы. Все в наличии

На основе иномарок российской сборки

Белорусы пытались наладить у себя сборку цельнометалличесих фургонов очень медленно и вальяжно. Россияне сделали это куда быстрее. В частности, на заводе Ford Sollers в Елабуге счет собранным Ford Transit уже перевалил за 80 000 экземпляров. На базе российских Ford Transit в Беларуси делают свои скорые под торговыми марками «Любава» (теперь «АКтава») и «Юнимед».

«Юнимед» — торговая марка «Юнисона». Здесь пытались продвинуть в массы скорые, оборудованные в Беларуси на базе Mercedes-Benz Sprinter Classic нижегородской сборки. Машину активно возили по выставкам в 2016 году, но на дорогах именно такие скорые массово у нас не появились.

«Mерсы» и VW в белых халатах

Медицинские автомобили на базе моделей немецких брендов Mercedes и Volkswagen у нас в стране встречаются, но их относительно немного. В частности, этот реанимобиль класса С на базе рестайлингового Mercedes Sprinter второго поколения — одна из лучших медицинских машин Минска. Изготовитель — ООО «Автомобильные конструкции», та самая «АКтава», ответвление от «Любавы».

Темой медицинских VW Crafter занимались в Витебске. В 2010 году здесь было основано СООО «Грандискар», которое под торговой маркой «ВiтАўта» делало скорые по документации российского ООО «СТ-Нижегородец». С 2015 года «Грандискара» не существует, но его автомобили еще эксплуатируются.

На базе VW Сrafter новейшего поколения богатые реанимобили строит минская «АКтава». Представленный ниже экземпляр создан по техзаданию КУП «Минсксанавтотранс». А в начале нынешнего года «Автомобильные конструкции» поставили в Витебск реанимобиль на базе экзотического близнеца «Крафтера» — MAN TGE.

Французский «иностранный легион» службы 103

Но по-настоящему массовыми иномарками белорусской скорой медицинской помощи являются французские Citroen, Peugeot и Renault. Активно их закупать начали перед чемпионатом мира по хоккею 2014 года. В Минске именно «французы», можно сказать, окончательно вытеснили «ГАЗели». В других городах республики Citroen, Peugeot и Renault тоже есть, но пока дополняют «ГАЗели», а не заменяют их. С появлением у белорусских медиков Citroen Jumpy в автопарк вернулись АСМП малой размерности. Для решения многих задач автомобилей такого размера вполне достаточно.

Что касается полноразмерных скорых на базе французских фургонов, то первыми появились дорестайлинговые Citroen Jumper третьего поколения.

Брат-близнец «Джампера» — Peugeot Boxer — массово пришел в белорусскую скорую помощь в рестайлинговом варианте третьего поколения. И если переоборудованием Citroen занимался в основном «Юнисон», то Peugeot Boxer — это уже вотчина минского ЗАО «ТрансформАвто Плюс» (дочерней компании дилера Peugeot).

Фургоны Renault Master также популярны у белорусских медиков. Начиналось все с нескольких экземпляров второго поколения, но наиболее массовой стала третья генерация, с медицинскими салонами белорусских торговых марок «Любава», «АКтава» и «Юнимед». Используются как версии с короткой базой и низкой крышей, так и длиннобазные с высокой крышей.

Французские фургоны в белорусской скорой медицинской помощи — это в основном универсальные автомобили среднего по оснащенности класса B, но есть и реанимобили класса С.

Уникумы, не похожие на других

Отдельное явление в отечественном автопарке скорых — машины с оригинальными модульными кузовами. Такие кузова просторнее и позволяют размещать оборудование более свободно. Например, в США большинство автомобилей построены именно по этому принципу. Используются такие и в Европе. Пытались их внедрять также в России, но тема почему-то не пошла. Не прижилась практика и у нас. Тем не менее такие машины в единичных экземплярах были и есть.

В 1990-х состоялось первое пришествие в Беларусь польских малотоннажников Lublin. Задолго до «Юнисона» их собирали на БелАЗе. Специально для белазовского «Люблина» на «Купаве» разработали модульный медицинский кузов. В госзакупки такой автомобиль не попал: единственный построенный экземпляр был переоборудован в пассажирский фургон и еще долго работал внутризаводской «маршруткой» в Жодино.

В 2014 году скорую по каркасно-модульному принципу построил «БелГАЗавтосервис» (производит спецтехнику под торговой маркой «Белава») и подарил городу. Подарок так и остался единственным экземпляром, который работает на 7-й подстанции ССМП в Минске.

Казалось бы, c модульными машинами вроде бы все, но в прошлом году у нас появился UAZ Profi с оригинальным кузовом производства ульяновского ООО «Автодом». Идея сама по себе хорошая. Известна она у нас уже как минимум четверть века, но такая техника была и остается экзотикой.

Кто еще придет на помощь?

Весь основной гражданский парк автомобилей скорой помощи находится в ведении Минздрава. Но свои службы есть и у нескольких белорусских силовых структур, военизированных организаций. Конечно, задачи у них несколько иные, чем у гражданских медиков, но в условиях эпидемиологических ситуаций, подобных пандемии коронавируса, их транспорт будет отнюдь не лишним дополнением к парку Минздрава.

Крупнейший оператор медицинских автомобилей после Минздрава — это, безусловно, Минобороны. А основной медавтомобиль МО — уазик-«буханка». Эта машина точно переживет и ядерную зиму, и зомби-апокалипсис. Медицинских «буханок» у белорусских военных много.

Но военный медавтопарк состоит не только из них. Есть и «ГАЗели», и весьма экзотические Ford Transit китайской сборки. С 2006 по 2013 год они выпускались на совместном предприятии компании JMC и концерна Ford. Так что плодотворное военно-техническое сотрудничество белорусского военного ведомства с Китаем заключается не только в поставках внедорожников «Богатырь», броневиков «Дракон» и парадных кабриолетов.

Своя медицинская служба с автопарком имеется и у Внутренних войск МВД РБ.

Если к пациенту в случае совсем экстренной эпидемиологической ситуации приедет скорая с зелеными номерами, он должен знать — это пришел на помощь Госпогранкомитет РБ. У пограничников есть даже свои реанимобили.

Разумеется, собственная медицинская служба есть и у МЧС. В автопарке спасателей — медицинские «буханки», «ГАЗели» и некоторое количество иномарок. Флагманскими медицинскими машинами МЧС остаются реанимобили на базе VW Crafter, еще в 2007 году высококлассно оснащенные польской фирмой WAS Wietmarscher Polska SP.

Конечно, мы надеемся, что ситуация, когда придется мобилизовать весь имеющийся в стране медицинский транспорт, не наступит. Автомобили медиков всегда были важны, но сейчас особенно. Не забывайте уступать дорогу скорой.

Очистители и мойки воздуха. В наличии у магазинов

Источник

Читайте также:  Стандарт к фарам автомобиля
Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду