- Что такое существенный недостаток автомобиля — права потребителя
- Права потребителя при обнаружении недостатка
- Что считается существенным недостатком автомобиля
- Возврат автомобиля во внесудебном порядке
- Возврат автомобиля через суд
- Судебная практика
- Возможные трудности
- Авто с дефектом: ремонт, замена или компенсация?
- НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
- БЕЗ ВАРИАНТОВ
- ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
- ОДИН ЗА ДРУГИМ
- ПО ПОНЯТИЯМ
- ВЫШЕ СЛОЖНОСТЬ — МЕНЬШЕ ПРАВ
- ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
- существенный недостаток автомобиля
- неустранимый недостаток автомобиля
- недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерных расходов
- недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени
- недостаток автомобиля, выявленный неоднократно
- недостаток автомобиля, который проявляется вновь после его устранения
- иные недостатки
- Существенные недостатки автомобиля
Что такое существенный недостаток автомобиля — права потребителя
Термин «существенный недостаток автомобиля» обозначает недостаток, который препятствует безопасной эксплуатации товара. Обнаружение такого минуса дает возможность покупателю произвести возврат некачественной покупки с полным возвратом средств.
К сожалению, эффективность подобной процедуры ограничивается трактовкой существующего закона, ведь неоспоримого определения существенного недостатка машины не существует. Есть несколько способов возврата некачественного авто, о которых будет более детально идти речь в дальнейшем.
Права потребителя при обнаружении недостатка
Статья 18 Закона № 2300-1, регламентирующего отношения между покупателем и продавцом товара, гласит, что при наличии информации об обнаружения брака покупатель имеет право произвести возврат некачественной продукции. Обязанностью продавца в этом случае является компенсация стоимости товара либо его замена аналогичным. Данный закон действует еще с начала 1992 года.
Однако в 2011 г. Правительство РФ выпустило Постановление, заявляющее о технической сложности машин и введении пятнадцатидневного срока с момента заключения договора купли-продажи на возврат такого вида покупки, но при условии обнаружения поломки.
По истечении заявленного в Постановлении срока осуществление возврата авто становится невозможным, за исключением ряда ситуаций:
Если потребитель обнаружил существенный недостаток автотранспорта в период после завершения 15-дневного срока, он получает право:
Обычно продавцы делают все возможное, чтобы избежать подобных расходов, включая проведение экспертизы по выявлению поломок, оплатой которой занимается также лицо, осуществившее продажу.
Стоит знать! Приостановка регистрации автомобиля: как составить заявление, правила и нюансы выполнения. Об этом здесь.
Что считается существенным недостатком автомобиля
Ввиду того, что Правительство РФ не озаботилось подготовкой расшифровки значений дефектов для каждой категории технически сложной продукции, покупатели и продавцы вынуждены руководствоваться общим описанием, внесенным в Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2017 г.
Варианты возможности признания брака существенным с точки зрения суда:
Возврат автомобиля во внесудебном порядке
С момента обнаружения существенного недостатка существует определенный порядок действий для покупателя:
Поскольку многие автодилеры не готовы следовать подобному регламенту во внесудебном порядке, покупателям приходится обращаться в суд для отстаивания собственных интересов.
Ликбез! Когда можно написать претензию в автосалон — какие права дает потребителю закон. Статья по ссылке.
Возврат автомобиля через суд
Обращение в суд – сложный процесс, состоящий из последовательных этапов. Покупатель некачественного автотранспорта с существенным недостатком имеет право подать заявление в:
Подобные судебные разбирательства могут продолжаться длительное время без результата.
Судебная практика
Частым результатом рассмотрения дел, связанных с обнаружением существенного недостатка, становится частичное удовлетворение требований истца, как показывают следующие случаи судебной практики:
Может пригодиться! Как проверить юридическую чистоту автомобиля: документы, база ГИБДД и таможенная проверка. Информация в предыдущей статье.
Возможные трудности
Главная трудность, с которой может столкнуться покупатель при обнаружении существенного недостатка машины – это нежелание автодилеров возвращать средства, расторгать договор, делать экспертизу.
Для многих покупателей обращение в суд сопряжено с длительными трудностями, большими расходами и затяжными судебными разбирательствами, поэтому клиенты недобросовестных продавцов машин часто ограничиваются ремонтом периодически возникающих неполадок.
Перед принятием важных решений вроде покупки автомобиля следует ознакомиться с Законом о защите прав потребителей, чтобы избежать подобных ситуаций. Если покупатель столкнулся с некачественной работой производителей и дилеров, эффективным вариантом будет обращение за юридической консультацией. Расходы на этом этапе позволят избежать трат денег, времени и нервов во время судебного разбирательства, если таковое потребуется.
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Удалось получить компенсацию? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните в закладках, чтобы не потерять.
Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.
Возврат автомобиля после покупки — реально ли и на каком основании можно это сделать?
Спор с СТО, дилером и импортеров – как вернуть «глючный» автомобиль?
+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва) +7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург) 8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)
Источник
Авто с дефектом: ремонт, замена или компенсация?
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
Закон этот — один из старейших в современной России (7 февраля 2012 года он отпраздновал 20-летний юбилей) и в силу возраста успел обрасти многочисленными изменениями, дополнениями, комментариями, а также посвященными его применению постановлениями пленумов Верховного суда РФ.
Структура его не совсем обычна — он снабжен преамбулой, в которой даны определения использованных терминов. Существенный недостаток товара (работы, услуги) определен в ней как неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Само определение недостатка также установлено законом, и оно, в отличие от определения существенного недостатка, исчерпывающее и не допускает расширительного толкования. Так что любителям выдать за недостаток товара свое субъективное ощущение придется убедить остальных, что налицо именно объективный дефект.
БЕЗ ВАРИАНТОВ
Неустранимые недостатки в точном значении этого слова встречаются крайне редко и чаще касаются кузова — самой дорогой и наименее ремонтопригодной части автомобиля. Попадаются экземпляры с нарушением геометрии, вследствие чего не удается выставить углы установки колес (схождение-развал), или отрегулировать навесные детали (двери, капот, крышку багажника), или посадить стекло в проем.
Еще один вариант — неправильно выполненное отверстие под люк, который начинает заедать или протекать. Встречаются, хотя и крайне редко, дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, нарушили состав, очередность, технологию либо условия нанесения слоев покрытия или перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
Требуемый для переделки объем ручной работы приемлем при восстановлении редкого ретроавтомобиля, но в значении терминов закона можно считать недостаток неустранимым — именно по причине трудоемкости и нецелесообразности его устранения. Ведь переделка кузова может оказаться намного дороже его замены, а то и всего автомобиля.
ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, также отнесен к существенным. Несоразмерными расходы на устранение дефектов последний пленум Верховного суда для технически сложных и дорогостоящих товаров повелел определять индивидуально, исходя из особенностей товара, его цены или свойств (постановление от 28 июня 2012 года № 17). Мнение автотехнических экспертов — считать существенными расходы на ремонт, составляющие 10% и более от стоимости нового аналогичного автомобиля либо 7% и более — если недостаток влияет на безопасность движения и экологию. Если речь идет об агрегате — 20% и более от стоимости нового аналогичного агрегата либо 14% в случае влияния недостатка агрегата на безопасность дорожного движения и экологию.
О сроках, они же затраты времени, мы уже рассказывали в ЗР, 2014, № 2. Лимит составляет 45 дней по отдельно взятому единичному недостатку либо подразумевает невозможность эксплуатации в течение 30 или более дней в каждом году гарантийного срока по разным ремонтам. Ожидание запасных частей включается в срок гарантийного ремонта и не прерывает его течения, ибо процесс этот для дилера — технологический, а для потребителя важен лишь результат к установленной дате.
ОДИН ЗА ДРУГИМ
В чем разница между недостатком, выявляющимся неоднократно, и недостатком, выявляющимся вновь после его устранения?
Верховный суд определяет недостаток, выявленный неоднократно, как «различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора купли-продажи, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию». Сложновато для восприятия, но после неоднократного прочтения понять вполне можно.
Наличие существенного недостатка сулит внушительную компенсацию.
А вот недостаток, проявляющийся вновь после устранения (его выявили, установили причину и устранили), — это гораздо понятнее. Здесь существует тонкий момент — считать ли последовательное устранение дефектов разных (правого переднего и левого заднего) амортизаторов повторным проявлением недостатка? Практика почти однозначна — нет. Повторно проявившимся следует считать только недостаток того же самого узла или детали. Так что однократная гарантийная замена деталей подвески или ходовой части по кругу не дает оснований говорить о существенном недостатке автомобиля. При эксплуатации его на отечественных дорогах это, согласитесь, справедливо. А вот трехкратная замена одного и того же узла или детали вполне дает такие основания. В подобном случае вероятность того, что именно эта деталь дефектная, вполне допустима.
ПО ПОНЯТИЯМ
На этом конкретная часть определения термина «существенный недостаток» заканчивается и начинается так любимая обществами защиты прав потребителей и потребителями-экстремистами «резиновая», в которую нередко пытаются втиснуть всё что угодно. В тексте закона она звучит так: «. и иные подобные недостатки». Пленум Верховного суда не стал утруждать себя расшифровкой туманной формулировки, предоставив решать проблему младшим коллегам — мировым судьям и судьям районных судов. Исходя из практики, можно сказать, что к «иным подобным недостаткам» суд вполне может отнести:
Здесь доказать причинно-следственную связь сможет не каждый, но в случае успеха компенсации могут оказаться внушительными. Хотя лучше, конечно, оставаться здоровыми, чего всем и желаю.
ВЫШЕ СЛОЖНОСТЬ — МЕНЬШЕ ПРАВ
Для авто- или мотовладельца именно фактор существенности либо несущественности недостатка (или дефекта) зачастую оказывается очень значимым, ибо автомобили и мотоциклы (хотя и не только они) отнесены постановлением правительства к технически сложным и дорогостоящим товарам, к которым у закона «О защите прав потребителей» особое отношение. Права потребителя технически сложного и дорогостоящего товара несколько отличаются от прав просто потребителя — в сторону их уменьшения. Наверное, это справедливо. Ведь при небольшом и легкоустранимом дефекте менять на новый либо возвращать такой товар, как автомобиль или мотоцикл, и правда излишне, особенно если обслуживающая организация быстро устраняет неисправность по гарантии.
ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
Где же проходит та граница между несущественным и существенным недостатками, при переходе которой права потребителя становятся максимальными, то есть позволяют ему требовать от дилера, импортера или изготовителя замены автомобиля на новый аналогичный либо возврата уплаченных за него денег, да еще с индексацией? Безусловной рекомендацией к применению для судов являются прямые указания закона — то есть текст преамбулы — и указания Верховного суда, а комментарии — скорее совещательные нормы без обязательного применения. И если вдруг комментарий даже признанного теоретика расходится с указаниями Верховного суда, то, вероятнее всего, будут применены указания ВС. Связано это еще и с тем, что комментарии к закону появляются обычно гораздо раньше, чем обзор практики по категории дел Верховным судом.
Источник
существенный недостаток автомобиля
при реализации своих законных прав и интересов при возврате автомобиля особую роль играет такое понятие, как существенный недостаток автомобиля.
Вернуть товар можно почти всегда! Главное знать порядок действий и правильно пользоваться законом.
Получите информацию бесплатно от юристов через чат (справа внизу ↘️) либо по этой ссылке.
Актуальность статьи проверена нами по состоянию на 17.02.2021, пользуясь сайтом вы соглашаетесь с Правилами
В соответствии с законом “О защите прав потребителей” существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
можно выделить следующие категории недостатков, которые можно считать существенными в случае с автомобилем.
неустранимый недостаток автомобиля
неустранимым недостатком автомобиля считается такой недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
- нарушении геометрии кузова, вследствие чего а принципе не возможно правильно установить двери, багажник, стекла и т. п., а также отрегулировать развал-схождение; отверстие под люк автомобиля, которое сделано с нарушением формы или технологии, вследствие чего люк начинает протекать либо плохо закрываться/открываться; некачественная окраска автомобиля – признается существенным недостатком в исключительных случаях, например, когда окраска, вследствие нарушения технологии, ведет не к защите кузова, а наоборот – к его разрушению и коррозии.
недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерных расходов
таким недостатком признается недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
согласно постановлению пленума ВС в отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств, по этому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично.
- 10 % и более от стоимости нового автомобиля – если требуются общие работы по ремонту автомобиля; 7 % и более от стоимости нового автомобиля – если требуются работы по устранению недостатков, влияющих на безопасность и экологию; 20 % от стоимости нового агрегата – если требуются общие работы по ремонту агрегата; 14 % от стоимости нового агрегата – если требуются работы по устранению недостатков агрегата, влияющих на безопасность и экологию
недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени
таковым является недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.
недостаток автомобиля, выявленный неоднократно
такими недостатками признаются – различные недостатки всего автомобиля, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
недостаток автомобиля, который проявляется вновь после его устранения
таким недостатком является недостаток автомобиля, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению. Причем повторно должен проявиться недостаток узла (детали), который и подвергался ремонту.
14. в отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 закона О защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.
иные недостатки
расшифровка таких недостатков не содержится ни в одном акте либо в пленуме верховного суда, поэтому при их определении целесообразно учитывать статью 7 закона “О защите прав потребителей”, согласно которой потребитель имеет право на то, чтобы автомобиль при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность автомобиля для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
основной целью доказывания при таких недостатках является связь между недостатком и вредом здоровью (окружающей среде), который был причинен (мог быть причинен) недостатком.
к подобным недостатком суды зачастую относят:
Вернуть товар можно почти всегда! Главное знать порядок действий и правильно пользоваться законом.
Получите информацию бесплатно от юристов через чат (справа внизу ↘️) либо по этой ссылке.
Источник
Существенные недостатки автомобиля
Таким образом, несмотря на то, что ст. 56 ГПК РФ как норма процессуального права в любом случае подлежит применению в рамках судебного разбирательства, обязанность доказывать не сам факт наличия недостатка, а его эксплуатационный (непроизводственный) характер Закон возлагает именно на продавца (изготовителя, импортера).
Однако это не снимает с потребителя обязанности в ходе судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, а именно доказывать сам факт наличия в товаре недостатка (в том числе существенного).
Какие должны быть основания, чтобы у потребителя появились указанные права на отказ от договора купли-продажи или замену автомобиля на новый?
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае выявления в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В отношении требования о замене автомобиля следует отметить, что в случае, если потребитель, указывая на наличие существенного недостатка в товаре, предъявляет требование не о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, а о его замене на товар этой же марки (модели, артикула), суд может обратить внимание на то, что удовлетворение такого требования потребителя возможно только в случае, если аналогичный товар не снят с производства и продолжает выпускаться и поставляться на российский рынок. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона и ст. 503 ГК РФ требование. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара
-нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Таким образом, из толкования закона можно сделать вывод, что до истечения 15 дней с даты приобретения автомобиля потребитель вправе вернуть товар продавцу или потребовать заменить его на новый вне зависимости от того, насколько существенными являются его недостатки. То есть формально, даже при обнаружении неработающей лампы подсветки номерного знака, потребитель вправе предъявить указанные требования.
Что следует понимать под существенным недостатком товара?
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Понятие существенного недостатка товара раскрывается не только в Законе, но и дублируется в ГК РФ. Пункт 3 ст. 503 ГК РФ предусматривает, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475). Понятие несоразмерности расходов также является в значительной степени абстрактным, так как ни в одном нормативном правовом акте мы не найдем так называемую точку отсечения, свыше какой суммы или свыше какой величины процента от стоимости автомобиля расходы становятся несоразмерными. Единственным исключением может являться документ, хотя и не являющийся нормативным актом, но применяющийся экспертами-техниками в отдельных случаях, а именно Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС», утв. Минюстом России 15 декабря 2000 г.
Несоразмерность затрат времени на устранение недостатка является абсолютно субъективным понятием. Определение несоразмерности полностью отдано законодателем на усмотрение суда. Говоря о несоразмерных затратах времени на устранение недостатка, важно исходить из временных показателей, установленных заводом-изготовителем в регламенте для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей соответствующей марки и модели. Возникает вопрос о наличии запасных частей, необходимых для устранения недостатка. В случае с отечественными автомобилями проблем, как правило, не возникает. А при необходимости устранения недостатка в автомобиле иностранного производства зачастую возникает проблема отсутствия необходимых деталей на складе дилерского предприятия, так как на практике невозможно постоянно поддерживать в наличии весь ассортимент запасных частей. Как следствие, отсутствующие детали приходится заказывать и ждать их поставки.
Отдельные аспекты судебной автотехнической экспертизы как средства доказывания наличия существенного недостатка в товаре
При рассмотрении исковых заявлений о защите прав потребителей, основанием которых являются те или иные недостатки автомобиля, в большинстве случаев судами для установления причин возникновения недостатка (производственный или эксплуатационный) назначается проведение судебной автотехнической экспертизы. При этом перед экспертами зачастую, помимо чисто технических вопросов, относящихся к их компетенции, судами ставится вопрос: является ли тот или иной недостаток автомобиля существенным? Несмотря на то что, по нашему мнению, существенность недостатка является исключительно правовой категорией и технические специалисты не уполномочены давать подобные комментарии, в заключениях экспертов в некоторых случаях все же встречаются оценочные суждения о том, какой характер носит недостаток автомобиля. При этом, отвечая на этот вопрос, эксперты, как правило, ссылаются на Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС».
Методическое руководство в разд. 3.3 «Экономические и автотовароведческие термины», ссылаясь, с одной стороны, на определение понятия «существенный недостаток», приведенное в Законе, устанавливает и иные признаки, позволяющие считать дефект агрегата (узла) транспортного средства существенным, к которым, в частности, относит:
— снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия
-неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией
— дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:
— выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке
— выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке. Такие признаки, как «неустранимый дефект базовой детали изделия» и «дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения», в сущности повторяют критерии существенного недостатка товара, указанные в Законе. Иные признаки, такие как «снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия», «дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия» и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия «существенный недостаток», установленного Законом.
Таким образом, возникает ситуация, когда нормы федерального закона дополняются (уточняются) документом, не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.
Сам факт наличия какого-либо из указанных в Методическом руководстве критериев без соотнесения его с признаками существенного недостатка, установленными Законом, не может являться основанием для признания судом того или иного дефекта существенным. Указанные признаки существенного недостатка товара должны использоваться экспертами исключительно в технических целях и не должны приниматься судами для расширительного толкования исключительно правового понятия «существенный недостаток», используемого в Законе. Единственным нормативно-правовым актом, подлежащим применению в данном случае и содержащим определение понятия «существенный недостаток», является Закон РФ «О защите прав потребителей».
Очевидно, что данное Методическое руководство носит сугубо технический характер и не является нормативно-правовым актом. Следовательно, выводы в отношении существенности недостатка, сделанные экспертами на основании данного руководства, не должны рассматриваться судом в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу. Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений Закона и руководствуясь выводами экспертов исключительно по техническим вопросам. При проведении судебных автотехнических экспертиз, в обоснование сделанных выводов, эксперты ссылаются на различные технические документы, в частности государственные стандарты. В настоящее время общим нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, является Федеральный закон от 27.12. 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Таким образом, если технический регламент в определенной сфере (например, требования к лакокрасочным покрытиям) еще не разработан и не вступил в законную силу, а соответствующий государственный стандарт не отвечает целям, поименованным в п. 1 ст. 46 Федерального закона, то такой государственный стандарт носит исключительно рекомендательный характер, не подлежит обязательному применению и не должен применяться судами при рассмотрении дел.
Источник