- Toyota Celica Egoiste › Бортжурнал › Теория. Акустический кабель.
- Провода для динамиков в авто
- Какие провода лучше использовать для динамиков авто
- Провода для динамиков в машину
- Провода для динамиков автозвук
- Провод для динамиков в колонке
- Volkswagen Golf › Бортжурнал › Акустический кабель vs. Обычный бытовой ПВС
- Volkswagen Golf 2001, двигатель бензиновый 1.6 л., 105 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук
- Машины в продаже
- Volkswagen Golf, 2000
- Volkswagen Golf, 1999
- Volkswagen Golf, 1999
- Volkswagen Golf, 1998
- Комментарии 25
- Вся правда о проводах
Toyota Celica Egoiste › Бортжурнал › Теория. Акустический кабель.
И так начнем.
Чем меньше искажений вносит акустический кабель в звучание, тем лучше. Решающее значение для акустического кабеля — это его сопротивление, чем меньше сопротивление кабеля, тем лучше качество передаваемого сигнала. А влияет на сопротивление акустического кабеля: материал, из которого он сделан, его диаметр и его длина.
Самыми популярными считаются акустический кабель из меди, так как обладает очень малым сопротивлением, сечение не большое и в сумме их общее сопротивление все равно меньше, чем, если бы был один провод большого диаметра. Диаметр медных проводов от 2 до 4 мм2 позволяет достичь в них распространения сигнала близкого к скорости света (98% — очень хороший показатель). Так если длина кабеля 3 метра, а сечение акустического кабеля 2, 5 мм2, то его сопротивление можно считать ничтожным, равным нулю.Если же провода тонкие, сечение акустического кабеля 0.5 мм2 или они слишком длинные, то акустический кабель может иметь сопротивление сравнимое с сопротивлением колонок и усилителя. В этом случае мощность усилителя тратится и на провода, на их нагрев и часть мощности усилителя не доходит до колонок это приводит к уменьшению громкости, то есть к уменьшению звукового давления.
И так чем меньше длина кабеля, тем меньше его индуктивность и емкость, тем легче работать усилителю (меньше у него потерь) и меньше влияний на звук. Если использовать расчёт сечения акустического кабеля можно рекомендовать акустический кабель для сабвуфера не тоньше 2.5 мм — 4 мм и чем короче, тем лучше. Кабель акустический 2х15 или 2х25 можно использовать в качестве кабеля для акустических систем, при этом его длинна, должна быть не более 3 м.
Межблочный кабель акустический как выбрать?
В случае межблочного лучше зарекомендовал себя кабель медный моно жила (обозначение ПРППМ).
При выборе акустического кабеля в первую очередь нужно обратить внимание на маркировку кабеля, она должна быть в обязательном порядке, на каждом метре кабеля должны быть указаны название фирмы производителя, что это кабель акустический, обозначено сечение акустического кабеля.
Примеры маркировки акустического кабеля:
1. Sound stream silver Hi END SPC speaker 2x 2,5 mm2 cable — кабель посеребренный;
2. Avtofun High performance speaker cable 16 GA – кабель заявлен как высококачественный, но не указан состав проводника, толщина кабеля указана в американском обозначении AWG, 16GA соответствует диаметру 1,29 мм и сечению 1,31 мм;
3. EMTOFCsuperiorspeakercable 2 x 1, 2 mmJapanstandard — кабель из бескислородной меди.
Акустический кабель медный самый популярный, но качество меди может быть разным.
Разновидности акустических кабелей и их обозначения:
OFC- бескислородная медь высокой очистки (достигает чистоты металла 99,999. %);
OCC- монокристаллическая медь;
Композитные кабеля (композиционные) – состоят из нескольких металлов (к примеру, провода медные покрытые серебром или луженные, или медь покрыта оловом и другое);
Комбинированные кабеля — металл с не металлом, добавка не металла придает определенные свойства (добавка углерода).
Тест акустических кабелей.
Так вот тест акустических кабелей показал лучшие показатели, дают провода, сделанные из чистого серебра, звучание с обертонами и передача звука в оригинальной записи без искажений, но на такой акустический кабель цена очень высока от сотни долларов за метр.
Если тестировать акустический кабель для колонок из чистой меди, то звучание проводов из монокристаллической меди (обозначение OCC) дает точную передачу звуковых нюансов, отлично передают низкие частоты, средние и верха.
Акустический кабель для колонок медный, бескислородная медь, с чистотой материала 99,99.% у разных производителей дает разный звук. Кабель дешевый, китайского производства, не выдерживают ни какой критики. В этом случае лучше акустический кабель купить хоть и не очень дорогой, но известного производителя.
Звучание у композитного акустического кабеля довольно ровное, приемлемое, но не всегда, медь луженая оловом может создать эффект шепелявости.
Если рассматривать медный посеребренный кабель, то такой акустический кабель привносит излишнюю яркость в звучание, тем самым меняя музыкальное произведение на свой лад, иногда это воспринимается как положительный эффект.
Расчёт сопротивления провода
Любое вещество (при температуре выше 0К (и других обычных условиях )) обладает способностью проводить электрический ток. Величиной характеризующей способность вещества проводить электрический ток является электрическая проводимость. Величиной обратной проводимости является сопротивление. Электрическое сопротивление бывает активным и реактивным. Если через провод протекает постоянный ток то прохождению этого тока препятствует только активное сопротивление. При переменном токе активное сопротивление провода остаётся. Если провод проводящий ток имеет постоянную площадь сечения по всей его длине, состоит из однородного материала, воздействием разных полей можно пренебречь то активное сопротивление этого провода может быть рассчитано по формуле 2.
Сопротивление провода зависит от его длинны, его площади поперечного сечения, удельного сопротивления ρ материала из которого состоит этот провод. Удельное сопротивление ρ любого материала (в разной степени) зависит от температуры и других факторов.
Для примера рассчитаем активное электрическое сопротивление стального провода круглого сечения длинной 869мм, диаметром 0.4 мм и предположим что удельное сопротивление стали из которой сделан этот провод неизменно.
Дано:
Рассчитаем площадь поперечного сечения провода:
Рассчитаем сопротивление провода:
Сопротивление провода можно определить омметром (или мультиметром). Значение сопротивления данного провода равно 0,09 Ом.
denis-radio Омск:
Следует отметить, что очень много акустических кабелей, которые сейчас продают, сделаны из омеднёного алюминия. Об этом можно судить по цвету среза кабеля, он будет светло-серебристым, как у алюминия. Это плохие кабели.
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА СЕЧЕНИЯ КАБЕЛЯ AWG и GA В ДЮЙМЫ И МИЛЛИМЕТРЫ.
Источник
Провода для динамиков в авто
От выбора проводов и подключения акустических колонок в автомобиле зависит не только качество звучания, но и надёжность всей звуковой системы. Важно знать, какой провод использовать для колонок.Любая автомобильная акустика состоит из нескольких компонентов. В зависимости от уровня сложности их число может быть различным. Обязательно имеется источник сигнала, усилитель мощности и колонки. Их может быть несколько. Это передние динамики, боковые, на автомобильных дверцах, тыловые колонки на крышке багажника и сабвуфер.
Неправильным является мнение, что достаточно приобрести звуковую аппаратуру высокого качества и в автомобиле будет классный звук. Многие не придают большого значения соединительным кабелям для звуковой техники, хотя именно они, в результате отвечают за качество звуковоспроизведения.
Какие провода лучше использовать для динамиков авто
Большинство автолюбителей не знают, какие провода нужны для динамиков, хотя принцип выбора достаточно прост. Все кабели, которые используются в автомобиле для подключения звуковой техники, делятся на три группы:
Силовые кабели предназначены для подачи электропитания от автомобильного аккумулятора к усилителю, так как музыкальный центр уже подключен штатной кабельной разводкой. Для того чтобы определить сечение силового провода, достаточно подсчитать суммарную мощность звуковой системы и разделить эту величину на напряжение бортовой сети автомобиля в соответствии с формулой I=P/U. В результате получится потребляемый ток.
Для усилителя имеющего 4 канала по 40 ватт эта величина будет равна 24 амперам. 40*4*2=24. На два нужно умножать, поскольку 40 ватт это номинальная мощность. Далее нужно учесть расстояние от АКБ до усилителя. При длине кабеля 3-4 метра его сечение должно быть не менее 8.0 мм2. Межблочные кабели бывают двух типов. Это провод «витая пара» или коаксиальный кабель с центральной жилой и металлической оплёткой. Лучший результат получится при использовании медного коаксиального кабеля с двойным экраном.Очень важными элементами звуковой системы являются провода, идущие от усилителя к акустическим системам.
Провода для динамиков в машину
Провода для автомобильных звуковых колонок выбираются по нескольким параметрам. Это материал проводника, тип изоляции и сечение. Акустические кабели делаются из нескольких видов материалов:
По качеству передачи переменного сигнала звуковой частоты, соединительный кабель из чистого серебра является безусловным лидером. Он имеет минимальное сопротивление, не окисляется и не вносит существенных искажений. В автомобилях применяется редко из-за высокой цены. Кабели из меди, покрытой тонким слоем серебра, дают хорошее звучание, с небольшим завышением высоких частот. Чистая бескислородная медь является основным материалом для соединительных кабелей к акустическим системам. Такие провода применяются чаще всего. Провода для подключения динамиков из алюминия имеют большее сопротивление, что сказывается на качестве передачи сигнала. Кроме того алюминий быстрее окисляется и более ломкий, что может затруднить его прокладку внутри автомобиля. Алюминиевые обмеднённые кабели несколько лучше по качеству, но в любом случае хуже проводов из меди.
Провода для динамиков автозвук
Провод для авто колонок представляет собой гибкий многожильный кабель с медными жилами и полимерной изоляцией. В качестве изоляционного покрытия чаще всего применяется поливинилхлорид (ПВХ) или вспененный полипропилен. Самым качественным соединительным кабелем является изделие с тефлоновой изоляцией.Самое главное при выборе кабеля для колонок, это правильно определить его сечение. Считается, что самый распространённый кабель для автомобильных колонок с сечением 2,5 мм2, обеспечивает нормальную работу четырехканального усилителя с фронтальными и тыловыми динамиками. Для воспроизведения звука с удовлетворительным качеством такое сечение подойдёт, но для того, чтобы получить качественный звук, сечение следует увеличить минимум вдвое. Это заметно даже на слух, особенно при подключении, колонок, отстоящих от усилителя на 3-4 метра.
Провод для динамиков в колонке
Немаловажным в получении качественного звука является подключение кабелей к усилителю и колонкам. Провод для колонокв машине может быть подключен несколькими способами. Обычно используется зажим провода под шайбу и гайку, или применение готовых кабелей с разъёмами RCAили «тюльпан». Часто зачищенный провод запрессовывается в плоский контакт типа «лепесток». При зажиме зачищенного провода его нужно тщательно облудить, чтобы медь в месте соединения не окислялась. Применение готовых кабелей осложняется тем, что они выпускаются на определённую длину и бывает сложно проложить кабели так, как это нужно для конфигурации звуковой системы.
Источник
Volkswagen Golf › Бортжурнал › Акустический кабель vs. Обычный бытовой ПВС
В планах по машине есть у меня пунк: «автозвук», не хочу чего то глобального, а просто 4-х канальный усилитель ну и динамики соответственно, ну и частичная виброшумоизоляция. Хочу собрать что то средненькое-недорогое, чтоб играло чуть громче стока и без искажений, делать буду для себя, то есть озвучивать улицу желания нет)))) Так вот изучая цены, уж больно напрягает цена коммутации. Вот и решил погуглить в чем же отличия по качеству звучания обычных и акустических кабелей и наткнулся вот на такое вот видео.
P.S. Вообще понимание о звуке у меня есть. Но там, в чем я немного разбираюсь, большая часть соединений идет через толстые кабеля на концах которых XLR, а усилители и то что воспроизводит звук включается в розетку=)))
Volkswagen Golf 2001, двигатель бензиновый 1.6 л., 105 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук
Машины в продаже
Volkswagen Golf, 2000
Volkswagen Golf, 1999
Volkswagen Golf, 1999
Volkswagen Golf, 1998
Комментарии 25
Берите смело ПВС или ШВВП с достаточным сечением и не зацикливайтесь на аудиофильских заморочках — это чистой воды маркетинг + полное неприятие инженерных подходов в электротехнике.
Единственный плюс аудиокабеля — мягкая силиконовая оболочка и удобство прокладки. Остальную чушь про «бескислородную медь» и прочее — даже упоминать не стану.
АГМ — (аудиофилия гловного мозга) — достаточно серьезное «заболевание».
Измерять сопротивление обычным мультиметром — это НОНСЕНС!
Как минимум для этой задачи миллиомметр нужен, чтобы оценить РЕАЛЬНОЕ сопротивление, а не мультиметр с дискретностью 0,1 Ом и погрешностью в ЕМР
Подозреваю, что просмотр дальше — просто трата времени!
Досмотрел до конца — фигня полная, в контексте измерений.
Лабораторные испытания-это сила. Лучше 10 мин потратить на просмотр видео, чем пол дня читать споры на разных форумах.
Если честно-я ожидал победы аккустического кабеля по всем параметрам с превосходством процентов на 10 как минимум. Уж очень яро его некоторые отстаивают.
Видео — халтура, с точки зрения метрологии.
Проще использовать каноны электротехники, а не вчитываться в бредятину на аудиофильских форумах.
на S 90 вылетел вч динамик. Вскрыл-провода реально тонкие. 1 или 1.5 мм2. Вот и решил изучить вопрос, пока динамик едет-стоит ли менять провода на провода большего сечения, или акустические. Судя по всему-не стоит. Да и провод до колонок меньше 3м. Летом, если руки дойдут, надо внешний вид обновить-все равно динамики снимать придется.
Спецом как то не заморачивался-одним словом.
Да и отработав большую часть на грузовых дизелях, включая несколько лет на КРАЗе-музыкальным слухом я похвастаться не могу.
Фото с инета.
Так я тоже сторонник применения обычных проводов с достаточным сечением. ПВС, ШВВП, ПВ3 и др.
У меня сфера деятельности — промэлектроника, потому на всю эту маркетинговую чушь с «аудиопроводами» с конскими ценниками и «фантастическими» свойствами — смотрю с улыбкой и негативно 🙂
не вскрыл бы-не заморачивался. Стало интересно-что люди думают. Ну и понеслось. Интересные споры на некоторых сайтах. У кого аппаратура на действительно дорогая-те кричат, что стоит. А нищебродам вообще слушать музыку на советской аппаратуре не стоит. Иными словами-весело читать. Из обсуждений аппаратуры споры переходят в обсуждение содержимое карманов.
А так-динамик вылетел лет 6-7 назад. Как и канал на усилке. С тех пор и не включал. А тут решил оживить…
Усилок раскачан под мощность. Убрано все лишнее. Предусилок, вместе с наушниками. Последний раз бухой соседей воспитывал.
«аудиофилия» — это отдельная субкультура, не имеющая ИЧЕГО общего с грамотными инженерными подходами к построению аппаратуры. Своеобразный кич. Меломаны слушают музыку, а «аудиофилы» — искажения.
Вы правы, что у них все упирается в кошелек — провода «из бескислородной меди», «конденсаторы» с фантастическими ценниками и еще много-много разной пурги.
Ни один толковый инженер-электронщик не станет с ними спорить — впустую убитое время и нервы.
Они слышат то (искажения), что не услышит обычный здоровый человек с хорошо развитым слухом.
АГМ — аудиофилия головного мозга.
А в ролике — выводы правильные, а постановка теста с лабораторной точки зрения — НИКАКАЯ.
Вам, наверное, хотелось бы узнать о реальной разнице сопротивлений кабеля, а не слушать мычание про 0.1-0.2 Ом — т.е аппаратную погрешность мультиметра.
в инете есть интересный пример. Группа таких знатоков слушала музыку на разных аппаратах. Не видя аппаратов- они были за ширмой. Все раскритиковали дешевый. Ширму убрали-а там живые музыканты играли…Может и баян.
Хотя разница по звуку конечно есть.
Pink Floyd — Dark Side of The Moon-на моем старом усилке и с 70-ми колонками мне нравился гораздо больше. А может старый стал-слух не тот…Скорее последнее. Слух упал-каждый год на работе мед комиссию проходим-тут аппарат определяет.
Я видел подобный ролик — красиво их «обули», аудиофилов!
В реальности — так оно и есть — в их нездоровом, мягко скажем, сознании рождаются замысловатые критерии качества звуковоспроизведения, «аппартный анализ» параметров аппаратуры они вообще ненавидят люто. Можно еще много примеров привести…
Будь линие деньги-сам бы аппаратуру махнул. Из этетических соображений. Красиво зараза смотрится-по сравнению с моей. Даже простые стрелочные индикаторы делают прослушивание приятней. У меня амфитон 002-он в этом отношении сильно отстает.
Мой приятель — поклонник хорошего звука.
Причем, почитатель «заслуженных» усилителей, производства прошлых лет от мировых брендов.
Да, звучание впечатляет, как и ценник.
При этом он сам электронщик, и всякой фигней типа «бескислородной меди» или подставок под кабель, собранных «с ориентацией волокон древесины и без шурупов» — не страдает 🙂
Мой приятель — поклонник хорошего звука.
Причем, почитатель «заслуженных» усилителей, производства прошлых лет от мировых брендов.
Да, звучание впечатляет, как и ценник.
При этом он сам электронщик, и всякой фигней типа «бескислородной меди» или подставок под кабель, собранных «с ориентацией волокон древесины и без шурупов» — не страдает 🙂
я цены смотрел. Жесть. Особо впечатлили наушники с усилителем 4.5 ляма.
Пвс — вечный, ничего с ним не будет. Просто смотри чтоб сечение было нормальное. На усилитель тоже бери с хорошей изоляцией и сечением. Не обязательно покупать спец провода за бешеные деньги, они лишь для красоты. Главное — сечение. Ну и предохранитель не забудь
Если обычный кабель будешь брать, то ищи с хорошей оплеткой, чтоб на морозе не задубел и не сломался в районе гофры на дверь.
А из акустического могу посоветовать Pride 2*2.5. Я его себе давно брал на старую машину еще, теперь он в гольф перекочевал. На сабы кабель этой же фирмы стоит, только сечение больше.
когда люди слушают мр3 с телефона по блютусу в машине провода уже не имеют значения… 🙂 качество в первую очередь зависит от источника, а чем уже соединяются динамики с усилителем дело десятое, к тому же о таких нюансах соединения акустики можно утверждать нажолясь в помещении с аппаратурой hi-end класса, но никак не в авто, тем более когда авто движется, к чему я веду, в конфиге эксплуатации музыки в авто выбор материала соединения некритичен, в штатной проводке используется обычный провод и ничего, электроны как бегали так и будут бегать, вопрос лишь в долговечности «хождения» проводов, кто то окислится раньше кто то позже вот и вся логика
Полностью согласен. Чтоб слушать хорошее качество, нужен аналоговый источник, правильное помещение, а так же правильность расстановки акустики, это если откинуть сами компоненты. Так вот аналог в машине вряд ли кто слушает, сама форма авто не идеальна, плюс ещё куча факторов которая не позволит тебе отличить разницу средней ценовой категории от супер дорогой. Знаю несколько примеров когда люди ставили все самое дорогое, но элементарно не могли нормально настроить звук и слушали и их все устраивало, даже не подозревая что у них провалы по частотам)
я рад, что мы поняли друг друга, таким образом Вы сами же ответили на свой вопрос, ниже в комментах ребята отписали по рекомендациям в выборе именно типа и марки провода дабы он не окислялся и был удобен в работе
Источник
Вся правда о проводах
(если честно, не совсем вся, но много)
Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.
Сечение
Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома…
Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой…»
Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.
Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.
По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.
Материал проводника
Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.
Материал изоляции
Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.
Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.
Конструкция кабеля
Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.
Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками
Источник