- Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта
- OlegShakirov › Блог › Matra Bonnet Djet любимый автомобиль Юрия Гагарина
- Легендарный автомобиль Гагарина — мы нашли его владельца
- Звездный час
- Возвращение легенды
- Пресс-служба аукционного дома «Литфонд»:
- Вся подноготная
- Андрей Ковалев, нынешний владелец ЗИЛ-111В:
- От ГАЗа до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина
- ГАЗ-69
- ГАЗ-21
- Matra Djet
- ЗИЛ-111
- Rolls-Royce Silver Cloud
- Pontiac Tempest
- Citroen DS19
- Автопарк Юрия Гагарина: все машины первого космонавта
- Служебная черная «Чайка»
- Две «Волги» ГАЗ-21
- Matra-Bonnet Jet VS
Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта
В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Мы не могли обойти эту знаменательную дату стороной: ведь Юрий Гагарин был не только профессиональным летчиком, но и заядлым автомобилистом
У первого космонавта планеты автомобилей было не так уж много, однако историй, связанных с ними, – хоть отбавляй. Например, главной автомобильной тайной Космонавта №1 по сей день остается легенда о его первом авто. Отдельные историки до сих пор утверждают, что свой первый автомобиль, да еще какой – длиннобазный седан «ЗиМ» ГАЗ-12 с шестицилиндровым мотором – Гагарин приобрел еще до своего полета в космос. Но эта легенда кажется сомнительной сразу по нескольким причинам. Во-первых, цитируемые «свидетели» почему-то постоянно «путаются в показаниях», описывая «первый автомобиль Гагарина». Во-вторых, нигде в архивах ГАИ записей о регистрации этого автомобиля на Юрия Гагарина не сохранилось. Ну и, наконец, элементарный здравый смысл не позволяет представить, зачем скромному в душе старшему лейтенанту Юре Гагарину, на руках у которого молодая семья, а впереди – полная опасностей космическая бездна, тратить свою, пусть даже огромную по советским меркам, зарплату за два с лишним года (!) на гигантский «членовоз», да еще и не имея при этом водительских прав. Скорее всего, «тайна гагаринского лимузина» объяснялась куда проще: возможно, будущий космонавт учился водить за рулем чьей-то машины (или машин, отсюда и расхождения свидетелей в моделях и цветах). По крайней мере, когда уже после возвращения с орбиты пришла пора в придачу к «космическим правам» получать еще и автомобильные, Человек планеты без проблем сдал экзамен на общих основаниях. «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры, – вспоминал позднее принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин. – Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»
Поговаривают, что сразу после возвращения первого космонавта на Землю ему по разнарядке «дорогого Леонида Ильича», курировавшего в то время космическую программу, подарили небесно-голубой кабриолет «Чайка». Но судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер и осел где-то в гараже особого назначения.
Служебную «Чайку», правда уже классическую – черную, на которой Гагарин будет ездить вплоть до своей трагической гибели весной 1968 года, покорителю космоса партия и правительство действительно предоставят, но это будет позже. На первых же порах первому космонавту планеты выделили персонального служебного «козла» ГАЗ-69 с водителем-сержантом из соседней авиачасти. Впрочем, Юрий Алексеевич не роптал. Тем более что вскоре у него в гараже появились сразу две «Волги» ГАЗ-21 с «красивыми номерами»: бежевая 12-04 юаг («12.04, Юрий Алексеевич Гагарин»), которую космонавт, видимо, приобрел сам, и черная 78-78 МОД с небесно-голубой отделкой салона, подаренная Совмином.
Последняя, правда, несмотря на спецсборку, почему-то постоянно ломалась, по крайней мере, до тех пор, пока во время очередного официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане не поинтересовались у первого космонавта, доволен ли он машиной. Гагарин не стал разводить политес и честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы. » После этого всего за одну ночь горьковчане полностью перебрали гагаринскую «Волгу». И, судя по ежегодным поздравлениям от космонавта с Днем машиностроителя, которые приходили на ГАЗ вплоть до гибели Юрия Алексеевича, на этот раз Гагарин действительно остался доволен машиной. Сегодня этот автомобиль в стеклянном гараже входит в экспозицию Мемориального музея первого космонавта в г. Гагарине.
Но, пожалуй, самым знаменитым и скандальным автомобилем Юрия Алексеевича стала его первая и последняя иномарка – спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Машину эту Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA (Mécanique Avion Traction) на выставке 1965 года во Франции. Matra, которая ради открытия автомобильного подразделения годом ранее приобрела компанию Rene Bonnet, как раз только запускала производство гоночных и спортивных авто. Всего четыре года понадобится фирме, чтобы в 1969-м выиграть чемпионат мира «Формулы-1» (до наших дней этот титул так и остается единственным для машин Ф-1, построенных во Франции). На то же, чтобы покорить сердце первого космонавта планеты, Marta хватило нескольких минут. Заметив интерес Гагарина к своему спорткару, французы тотчас отправили автомобиль в Москву, и по возвращении на родину во дворе французского посольства на ул. Димитрова первого космонавта ждал подарок – небесно-голубая Matra-Bonnet.
Увы, в полной мере насладиться автомобилем Юрий Алексеевич не смог. На свою беду в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».
От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина тогда спас Николай Каманин. «Звонил Суслов, – значится в дневнике начальника первого отряда космонавтов от 5 октября 1965 г. – Он спросил, знаю ли я о статье. Я ответил, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная. Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов ему посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин. Суслов удовлетворился моим ответом, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран».
Естественно, о своем разговоре с Сусловым Каманин Гагарину рассказал. Неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой выволочки ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил. Несмотря на присущий ему природный такт, за рулем Гагарин, на тот момент знавший, что такое скорость, пожалуй, лучше всех на планете, порой позволял себе и полихачить. Несколько раз это приводило к авариям. Но Гагарин всегда вел себя достойно. К примеру, однажды в 1963-м он проскочил на красный, протаранив на перекрестке старенькую «Победу», но когда попытавшийся прикрыть космонавта инспектор ГАИ начал было составлять протокол на водителя «Победы», Гагарин сам признал свою вину и оплатил пострадавшему ремонт автомобиля. Впрочем, чему тут удивляться?! Вы же «знаете, каким он парнем был»!
Источник
OlegShakirov › Блог › Matra Bonnet Djet любимый автомобиль Юрия Гагарина
О машинах Юрия Гагарина уже много писали, в том числе и о его любимой спортивной Matra Djet V голубого цвета. Тем не менее, об этой машине еще не все рассказано.
Четырёхколёсные подарки пытались вручить сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался: где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле?
И только одной фирме — французскому авиационно-космическому концерну Mechanique-Aviation-Traction — удалось удивить «небесного первооткрывателя» своей продукцией, компактным купе Matra-Bonnet Jet VS. Заметив неподдельный интерес со стороны знаменитого лётчика («Матру» Гагарин увидел на авиасалоне), французы приняли единственно правильное решение — отправили машину в Москву. В качестве подарка.
И тут случился скандал. Один из югославских журналов опубликовал снимки Гагарина, разглядывающего «Матру», прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «органов», в рабочем кабинете Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов, раздался звонок. Говорил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов: «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная, — вспоминал Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой.
Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». Суслова ответ Каманина устроил, хотя «осадок остался», и выезды космонавта на иномарке можно буквально пересчитать по пальцам.
Модель Djet была разработана маленькой французской фирмой Automobiles Rene Bonnet, которая, в свою очередь, была частью компании DB, созданной в тридцатых годах Рене Боннэ и Шарлем Дойчем. А первые буквы их фамилий составили название компании. Партнеры занимались постройкой гоночных и спортивных переднеприводных автомобилей и даже пытались участвовать в Формуле-1 — на болиде с передним приводом и двухцилиндровым воздушником. В начале 60-х между Боннэ и Дойчем возникли разногласия, так как последний не хотел переходить с двигателей Panhard на силовые агрегаты Renault. Так возникает Automobiles Rene Bonnet, которая сперва продолжает выпуск под своей маркой мелкосерийных кабриолетов Le Mans с кузовом из фибергласа, но уже с реношными моторами.
В 1962-м Боннэ представляет спорткар Djet — первый серийный среднемоторный спорткар. Две сотни выпущенных Джетов позволяют считать эту модель серийной. Это был легкий автомобиль с хребтовой рамой и прогрессивными для того времени независимой подвеской и дисковыми тормозами по кругу. Легкий кузов со стекловолоконными панелями на стальном каркасе. Силовой агрегат с развернутой назад коробкой передач располагался за водительским и пассажирским сиденьями.
Машины оснащались мотором от Renault 8, с увеличенной 65-70 л. с. мощностью (Djet I) либо его тюнинговой версией от Амедео Гордини мощностью 80, а позже и 90 л. с. Гоночные версии вооружались литровым высокофорсированным мотором Gordini, развивавшим 80-100 л. с.
Стеклопластиковый кузов производила аэрокосмическая компания Матра. Неудивительно, что этот концерн выкупил фирму в 1964 году. После того, как фирма Automobiles Rene Bonnet году стала собственностью «Матры», автомобиль подвергся модернизации. Габариты несколько выросли, но кузов стал более элегантным, с прекрасной аэродинамикой (коэффициент обтекаемости 0,25).
В 1966 году этот автомобиль уже выпускался под названием Matra Bonnet Djet, потом название сократилось до просто Матра Джет. Удивительно, но несмотря на свою собственную команду в Формуле 1 и спортпрототипах, Матра не смогла добиться успеха с этой моделью, слишком дохлые были двигатели для спортивного автомобиля. Очень много таких автомобилей подверглось переделкам, чаще всего двигатели заменяли на Renault Gordini.
Всего было изготовлено около 1.5 тыс. автомобилей и сейчас они представляют коллекционную ценность.
Один из таких Джетов недавно нашли в старом гараже в Америке, там он простоял целых 40 лет.
Источник
Легендарный автомобиль Гагарина — мы нашли его владельца
Звездный час
Первый летчик-космонавт СССР покидал аэропорт «Внуково» в сопровождении Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и его супруги. Во главе кортежа шел роскошный голубой кабриолет ЗИЛ-111В, украшенный цветами. Всю дорогу до Красной площади Юрий Гагарин ехал в салоне стоя — приветствовал толпы народа, желавшего увидеть первого человека, побывавшего в космосе… Собственно, на этом моменте упоминания о «том самом» ЗИЛ-111В в открытых источниках заканчиваются. Дальнейшая судьба машины, выполнившей свою главную миссию, мало интересовала общественность на протяжении почти шестидесяти лет. Возможно, автомобиль так бы и доживал век в тени минутной славы, но все решил случай.
Технические характеристики ЗИЛ-111В
Производитель Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачева
Год выпуска 1960
Длина / ширина / высота 6140 / 2040 / 1640 мм
Вес 2575 кг
Колесная база 3760 мм
Тип кузова четырехдверный кабриолет
Тип двигателя V8
Объем двигателя 6 л
Система питания 4-камерный карбюратор
Мощность 200 л.с. при 4200 об/мин
Макс. скорость 170 км/ч
Трансмиссия 2-ступенчатый автомат
Привод задний
Колеса 15″
Возвращение легенды
В феврале в СМИ появились новости, что «автомобиль Гагарина» будет выставлен на торги. Мы связались с представителями аукционного дома и выяснили, что уникальный автомобиль действительно стал одним из лотов каталога. Стоимость автомобиля эксперты не уточняют, однако рассчитывают не на один миллион долларов США.
Пресс-служба аукционного дома «Литфонд»:
«ЗИЛ-111В — редкая коллекционная модель. Автомобиль был изготовлен в 1960 году. Сборка осуществлялась вручную по заказу ГОН (Гаража особого назначения. — Прим. ред.) для проведения торжественных мероприятий. Всего таких автомобилей сделано 12 штук, судьба шести из них неизвестна. Данный экземпляр был вывезен из Армении и растаможен. Он находится в идеальном состоянии и почти не эксплуатировался».
Выставленный на торгах автомобиль представляет интерес для коллекционеров не только благодаря своей истории. Под капотом элегантного кабриолета «не для всех» скрывается начинка из восьмицилиндрового V-образного движка объемом 6 литров и мощностью 200 л.с. (максимальная скорость 170 км/ч. —Прим. ред.). Даже в XXI веке это достойный показатель, которым может похвастаться далеко не каждая машина. Некоторые атрибуты ЗИЛ «перенял» у американских авто представительского класса середины 1950-х годов. В их числе рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, АКПП, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, кондиционер.
Любопытно, что на тот день, 14 апреля 1961 года, для встречи Юрия Гагарина с Никитой Хрущевым было подготовлено несколько автомобилей ЗИЛ-111В. Как пояснили «За рулем» в аукционном доме «Литфонд», такая практика актуальна для встреч на высшем уровне и по сей день — на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вся подноготная
После поездки Гагарина автомобиль был предан забвению вплоть до 1964 года. Тогда, если верить рассказу владельца, по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, он был переправлен в Армению для встречи иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. С тех пор машина простояла в ГОНе почти 43 года, и все это время практически не использовалась — разве что «вывозили подышать» время от времени. Судите сами: автомобиль ни разу не красился, показатель одометра не превышает отметки 10 тысяч км, ЛКП почти в идеальном состоянии — ни сколов, ни царапин.
В 2007 году машину приметил нынешний владелец (он увлекается коллекционированием раритетных автомобилей. — Прим. ред.) и выкупил ее из ГОН в Армении.
Андрей Ковалев, нынешний владелец ЗИЛ-111В:
Изначально машину мне предложил купить мой партнер. Все детали в авто — оригинальные (в этом ЗИЛ-111В перешит разве что салон. — Прим. ред.). Повезло, что машина простояла 43 года в одном гараже и, по большому счету, не использовалась. Спустя 13 лет владения я просто решил продать ее — и все. Пусть теперь кто-нибудь другой пользуется. Для меня это не более чем элемент коллекции. Конечно, я выкатываю ее периодически из гаража, чтоб не ржавела на одном месте. Но так, чтобы разъезжать по улицам города, — нет. Это просто невозможно. Постоянное внимание обеспечено: все фотографируют, что-то кричат, свистят, руками машут. Ну, редкий автомобиль…
На момент публикации новый обладатель «автомобиля Гагарина» еще не появился. На последнем аукционе за машину не удалось выручить ту сумму, на которую рассчитывал собственник.
Фото: Елена Старикова, Валентин Черединцев/ТАСС, Эммануил Евзерихин/ТАСС
Источник
От ГАЗа до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина
ГАЗ-69
Сразу же после полета в космос Гагарину вручили его первый автомобиль – внедорожник ГАЗ-69. Поскольку у космонавта не было водительского удостоверения, то к автомобилю приставили и персонального водителя. Возил героя СССР вовсе не сотрудник гаража специального назначения, хотя такие истории ходили, а обычный сержант из авиачасти. Буквально в тот же день, когда Гагарин получил персональный ГАЗ-69, ему сообщили, что личная «Волга» и служебная «Чайка» для него уже одобрены, но нужно немного подождать. За это время Гагарин как раз и получил права.
ГАЗ-21
Matra Djet
Matra Djet, выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra, стал первым серийным среднемоторным спорткаром и отличался довольно передовой для 1860-х конструкцией: хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал всего 65, в позже 90 л.с., но легкой машине этого было вполне достаточно. Matra Djet V приглянулась Гагарину на авиасалоне в Ле-Бурже и позже в 1965 г. была подарена ему в СССР. Однако он ездил на машине достаточно редко, прежде всего из-за того, что она была слишком заметной.
ЗИЛ-111
Юрий Гагарин в первый месяц после приземления присутствовал на многих официальных встречах. И всюду его возили на шикарном советском лимузине ЗИЛ-111В. Внешне автомобиль был очень похож на «Чайку», но все же отличался от нее технически и имел складной верх. На парады Гагарина привозили именно на этом автомобиле серо-голубого цвета. В те годы ЗИЛ-111 и его модификации все еще был новинкой отечественного автопрома – производство модели запустили в 1959 г., однако сборка была настолько мелкосерийной, что за восемь лет собрали всего 112 таких машин.
Rolls-Royce Silver Cloud
За два года Гагарин посетил три десятка стран. В Польше он махал рукой из открытого Chevrolet, в ходе визита на Кубу – из Oldsmobile. Великобритания встретила космонавта по-королевском: из аэропорта «Хитроу» его вез роскошный кабриолет Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с кузовом работы ателье Mulliner. На машину в честь космонавта повесили номерной знак YG-1. Злые языки утверждают, что табличку позаимствовали у певицы Яны Гард. Позже Гагарин пересел на чуть менее роскошный Bentley S2.
Pontiac Tempest
В автомобильном музее в Зеленогорске хранится красный Pontiac Tempest, который якобы был подарен Гагарину во время его визита в США, хотя первый космонавт там не был. По легенде, машина позже принадлежала механику Гагарина, который установил на него авиационные приборы. Tempest первого поколения (1961-1963 гг.), к конструированию которого приложил руку легендарный Джон ДеЛориан, был необычным автомобилем с трансмиссией, отнесенной к задним колесам ради лучшей развесовки.
Citroen DS19
Еще один загадочный автомобиль Юрия Гагарина – Citroen DS19. Сохранилось фото, на котором космонавт изображен за рулем этой машины. По легенде, машина была подарком от Шарля де Голля. Переднеприводный «француз», представленный в 1955 г., выглядел футуристично и был необычен в техническом плане, чего стоила только гидропневматическая подвеска. Машину упоминает Юрий Ельченко: «На следующий день Юрий Алексеевич подъехал в условленное время к зданию ЦК ВЛКСМ на подаренном иностранными поклонниками спортивном «Ситроене». Я в нем не сидел, а полулежал». Хотя возможно, Ельченко перепутал Matra с Citroen.
Источник
Автопарк Юрия Гагарина: все машины первого космонавта
Как биография известного человека, привлекает внимание и его увлечения. Юрий Гагарин любил не только космос. Еще одной его страстью были автомобили. С автопарком Юрия Алексеевича связано немало историй.
Служебная черная «Чайка»
Прекрасная машина, которая даже сегодня ценится среди поклонников автомобилей. «Чайка» поступила в производство в 1959 году и принадлежала к представительскому классу.
Купить этот автомобиль было невозможно. Он никогда не поступал в свободную продажу. Не существовало и четко установленной цены. «Чайка» использовалась как служебный автомобиль, привозивший министров, первых лиц и чиновников. Иногда машину можно было «арендовать» на свадьбу.
Черную «Чайку» Юрию Гагарину выделило правительство. Автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов – это лишь часть достоинств автомобиля. Именно на нем Юрий Алексеевич ездил вплоть до своей гибели.
Две «Волги» ГАЗ-21
Водительские права Гагарин получал, будучи первым космонавтом. Он прекрасно справился с экзаменом и сразу же получил соответствующий документ.
Вскоре у Юрия Алексеевича появилась первая «Волга» с номером «78-78 МОД». По одной из версий автомобиль он приобрел самостоятельно, за деньги от «космической» премии. По другой версии «Волгу» подарил Леонид Ильич Брежнев, курировавший в то время космическую программу.
Это был красивый черный автомобиль. Внутри его салон имел небесно-голубой цвет, а снаружи переливались хромированные детали. Машина имела какой-то дефект, отчего регулярно ломалась.
Юрий Алексеевич терпеливо относился к этому неудобству. Когда представители завода ГАЗ спросили его о «Волге», то космонавт признался, что машина часто бывает неисправной. Специалисты сразу же провели полную диагностику автомобиля и заменили все дефектные детали. В знак благодарности Гагарин ежегодно поздравлял сотрудников завода с профессиональным праздником.
Этот автомобиль вдова космонавта передала в музей.
Вторая «Волга» была бежевой и также имела красивый номерной знак «12-04-юаг». Считается, что этот автомобиль космонавт приобрел самостоятельно. Но его судьба неизвестна. В отличие от других машин Гагарина, неизвестно куда пропала бежевая «Волга».
Matra-Bonnet Jet VS
Юрий Алексеевич был советским космонавтом, а потому ездил только на моделях отечественного автопрома. Но было в его жизни одно исключение.
Полет человека в космос был событием не только всесоюзного, но и мирового масштаба. Представители зарубежных автомобильных компаний пытались сделать свой комплимент Гагарину. Он отказался от таких подарков, но все же один автомобиль привлек внимание Юрия Алексеевича.
Им стало небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Французский автомобиль космонавт впервые увидел на выставке в Париже. Отличительной чертой автомобиля была удивительная легкость, мощный двигатель и способность разгоняться до 200 км/ч.
С «Матрой» все было не так просто. Когда Гагарин разглядывал необычную машину, его сфотографировал журналист. В статье снимок сопровождал едкий комментарий, где говорилось, что космонавт забыл цель своей поездки. Будто бы красивые автомобили интересовали его больше, чем экспозиции, связанные с авиацией и космосом.
Такой «пиар» не понравился первому лицу государства, и начальству Юрия Алексеевича позвонили, потребовав объяснений. Руководитель сказал, что «Матра» – это подарок французов, которые наслышанны о любви Гагарина к быстрой езде. Министры и послы посоветовали не отказываться от подарка.
Пусть машина все же осталась у Юрия Алексеевича, но пользовался он ею крайне редко.
На «Матре» он ездил незадолго до гибели. И пусть жизнь великого человека оборвалась внезапно и трагически, но память о нем и совершенном подвиге навсегда останется потомкам.
Источник