- Учимся красить машину: техника покраски, положение краскопульта, правила.
- Расстояние до окрашиваемой поверхности
- Траектория движения краскопульта
- Покраска торцов и внутренних частей детали
- Как окрасить широкие (длинные) поверхности
- Как окрашивать горизонтальные части
- Полная покраска автомобиля
- Покраска торцов и внутренних частей детали
- Покраска горизонтальных поверхностей (капотов, крыш)
- Последовательность полной наружной окраски
- Как качественно покрасить автомобиль дешевым краскопультом?
- Недостатки дешевых краскопультов
- В каких ситуациях можно экономить на краскопульте
- Советы по покраске
- Какой краскопульт лучше выбрать для покраски автомобиля
- Как выбрать краскопульт для покраски автомобиля
- Материал ресивера
- Расположение и объем бачка
- Производительность и мощность
- Диаметр сопла
- Виды краскопультов для покраски авто
- Система НР
- Система HVLP
- Системы LVLP
- Топ краскопультов для покраски авто
- Лучший электрический краскопульт для покраски автомобиля
- Рейтинг пневматических краскопультов для покраски авто
- Хороший недорогой краскопульт для покраски авто
- Какой краскопульт лучше купить для покраски авто
- Заключение
- Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла
- Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
- Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
- Функции и расположение регуляторов
- Система окрасочного пистолета
- Настройка входного давления
- Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
- Если манометр без регулятора
- Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
- Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
- Размер факела при окраске
- Подача краски
- Диаметр сопла
- Тестируем краскопульт
- Тест правильности формы отпечатка факела
- Тест на равномерность распределения краски в факеле
- Тест на качество распыления
- Резюме
Учимся красить машину: техника покраски, положение краскопульта, правила.
Когда вы берете в руки краскопульт, то у вас возникает вполне логичный вопрос: как его правильно держать? Краскопульт должен находиться точно под углом 90 градусов к окрашиваемой поверхности. Главное соблюдать это положение при покраске крупных деталей. Пренебрежение этого правила опасно появлением участков разного оттенка на поверхности, особенно при использовании краски «металлик». Наклонять краскопульт можно лишь при покраске торцов, арок, различных труднодоступных мест.
Расстояние до окрашиваемой поверхности
Самым оптимальным расстоянием от окрашиваемой поверхности краскопульта до краскопульта считается 15-20 см. Для наглядности можно использовать ширину ладони с растопыренными пальцами, на руке среднестатистического человека это 19-21 см. Это может вам помочь прикинуть расстояние. Так же расстояние может незначительно изменяться в зависимости от настроек распылителя, вязкости и типа краски. Если расстояние будет слишком маленьким, то возможен, так называемый, эффект «апельсиновой корки», также возможны подтеки. Если же расстояние будет слишком большим, то краска будет подсыхать еще в полете, образуя большой напыл, как результат «сухое» покрытие и большой расход краски.
Траектория движения краскопульта
Окрашивание нужно производить слева направо, горизонтальными движениями. Краскопульт нужно вести равномерно, не изменяя скорость, максимально параллельными движениями. Не забывайте о правильном положении краскопульта. Каждый новый проход должен проходить по предыдущему не меньше, чем на половину. Это позволит избежать полос на краске.
Итак, начинаем движение в стороне от верхнего левого края поверхности и сразу же нажимаем на спусковой курок полностью. Дойдя до правого края, не прекращая движение, курок отпускаем. Основной фактор овладения покраской-это определение момента спуска курка. Но, как показывает практика, со временем контроль над спуском курка срабатывает рефлекторно.
Покраска торцов и внутренних частей детали
Для покраски торцов и внутренних частей детали нужно пользоваться несколькими правилами.Например, нужно покрасить переднее левое крыло. Сначала прокрашиваем торцы, начиная сверху в месте крепления болтов, переходим к передней части, в месте крепления фары, потом колесные арки и нижние торцы, и в конце-боковой торец возле двери. Ну а теперь красим лицевую часть крыла. Эта последовательность позволит не допустить напыл на лицевой части окрашиваемой детали. В общем при покраске любой детали сначала красят торцы, а после лицевую часть, тогда напыл на лицевой части исключен.
Как окрасить широкие (длинные) поверхности
Длинные поверхности удобнее и проще красить частями по 60-80 см. Окрашиваемые части должны находить друг на друга на 10-15 см. Красить такие поверхности целиком за один раз чревато неравномерным нанесение ЛКП.
Как окрашивать горизонтальные части
Горизонтальные детали (капот, крыша, крышка багажника) окрашивать нужно так же как и остальные детали, но движение нужно начинать от себя и постепенно продвигаться вперед. Так же допускается наклон краскопульта на себя (факел от себя). Таким образом каждый проход будет перекрывать напыл оставшийся от предыдущего прохода.
Полная покраска автомобиля
Полную покраску автомобиля обычно начинаю с крыши. Если крышу красить в последнюю очередь то пыль может испортить все остальные детали, так как они находятся ниже. Мало вероятен напыл на крыше при окраске нижних частей, а если он и будет, то не тек заметен как на остальных деталях.Когда вы берете в руки краскопульт, то у вас возникает вполне логичный вопрос: как его правильно держать? Краскопульт должен находиться точно под углом 90 градусов к окрашиваемой поверхности. Главное соблюдать это положение при покраске крупных деталей. Пренебрежение этого правила опасно появлением участков разного оттенка на поверхности, особенно при использовании краски «металлик». Наклонять краскопульт можно лишь при покраске торцов, арок, различных труднодоступных мест.
Каждый проход обязательно нужно начинать и заканчивать немного в стороне от детали. Начало и окончание прохода над самой деталью НЕДОПУСТИМО.
Проводя поочередно распылителем слева-направо, обязательно следим за достаточным перекрытием факела. При окраске нельзя описывать краскопультом большую дугу.
Покраска торцов и внутренних частей детали
Если нам необходимо прокрасить еще и торцы детали, или же всю деталь целиком (внутри и снаружи), то здесь нужно действовать следующим образом.
К примеру, нам нужно покрасить переднее правое крыло. Сначала идем по торцам. Прокрашиваем вверху, в месте крепления крыла. Затем переходим на передний торец, что возле фары, после чего прокрашиваем торцы колесной арки и все нижние торцы. Затем красим торец, который смотрит на переднюю дверь. С торцами всё. Теперь красим всю лицевую поверхность крыла. Вуаля, крыло покрашено!
Такая последовательность окраски позволяет избежать опыла на лицевой части детали. Возьмем еще, к примеру, дверь. Чтобы опыл не испортил лицевую часть, красим сначала внутреннюю сторону и торцы, а лицевую часть — в последнюю очередь.
Покраска горизонтальных поверхностей (капотов, крыш)
Горизонтальные поверхности (капоты, крыши) окрашиваются, как правило, от себя, начиная с нижнего края и постепенно продвигаясь вперед. При этом допускается небольшой наклон краскопульта в сторону распыления, чтобы направить окрасочную пыль к дальнему краю детали. Последующие проходы ее перекроют и мы получим отличное покрытие без опыла.
Если деталь слишком длинная и вы не достаете к ее дальнему краю, то по вышеописанной схеме доходим до середины, затем переходим на другую сторону детали и продолжаем красить уже от середины к себе. По такой схеме красятся крыши, капоты багажники, то есть длинные (широкие) детали автомобиля.
Очень важно при этом, да и вообще, при окрашивании любых деталей не касаться поверхности частями тела, одеждой, шлангом и т.д. Шланг лучше придерживать свободной рукой за спиной, контролируя его и не давая коснуться поверхности.
Последовательность полной наружной окраски
Полную наружную окраску автомобиля лучше начинать с крыши. Если крышу оставлять напоследок, то окрасочная пыль может подпортить уже окрашенные капот и крышку багажника. Опыл же на крыше не так заметен. Одна из последовательностей полной окраски автомобиля изображена на рисунке ниже.
Давайте немного подытожим и выделим несколько основных моментов касательно техники покраски автомобиля:
• Краскопульт держим прямо (под прямым углом), наклон допускается лишь в исключительных случаях.
• Среднее расстояние от краскопульта до поверхности составляет 15-20 см. Стараемся от него не отходить.
• Скорость движения краскопульта в среднем составляет 40-50 см/сек. Один проход от края до края занимает около 2 секунд.
• Проход начинаем и заканчиваем немного в стороне от детали, и ни в кое случае не над самой деталью.
• Проходы делаем горизонтальными движениями слева-направо.
• Степень перекрытия факела — не меньше чем 50%. То есть каждый проход должен перекрывать предыдущий не меньше чем на половину.
• При распылении нельзя описывать краскопультом слишком большую дугу.
Как качественно покрасить автомобиль дешевым краскопультом?
Краскопульты конвенциональной системы распыления считаются самыми простыми инструментами из всех красковых распылителей. От этого у них приятная невысокая цена, что в свою очередь влияет на популярность этого товара среди частных автомаляров. При самостоятельной покраске автомобиля, прежде чем решиться на приобретение краскопульта с системой HP, стоит внимательно изучить его недостатки. Не ухудшит ли экономия качество покраски?
Недостатки дешевых краскопультов
В процессе работы краска распыляется с помощью конвекционной системы под высоким давлением, которое на выходе приравнивается к 1,2 — 1,5 атм. На входе аппарата давление должно быть в разбеге от 2,5 до 5 атм. Потребление воздуха невысокое, примерно, от 100 до 300 л/мин.
Основным преимуществом краскопультов этой категории считается ровное и быстрое нанесение краски на желаемую поверхность за счет широкого факела. Но их недостаток, который способен испортить всю покрасочную работу— маленький процент переноса краски. На поверхность переносится только 45% выходного материала, а вся оставшаяся часть попадает в воздух, образуя мелкодисперсный туман, и оседая на всю поверхность в помещении. Вихревые воздушные потоки, которые происходят в следствие повышенного давления, способствуют оседанию частичек пыли на только что окрашенной поверхности, из-за чего покрытие нуждается в неоднократной шлифовке.
Также из-за высокого уровня избыточного распыления они выделяют более летучие органические соединения, которые необходимо улавливать фильтрами, чтобы избежать загрязнения. Эти фильтры должны регулярно очищаться. Такая работа получается очень энергозатратной, и фактически неэкономичной, как предполагалось изначально.
В каких ситуациях можно экономить на краскопульте
Не стоит ставить крест на данном инструменте. Все-таки для каких-то целей он очень может пригодиться.
Советы по покраске
Любой тип краски требует определенные настройки на краскопульте, поэтому перед каждой работой его нужно регулировать. Рекомендуется заранее развести небольшое количество краски и на ней потренироваться в регулировке.
Чтобы не потратить всю тестовую краску в один момент, начинать процесс регулировки нужно с минимального давления, понемногу прибавляя его до нужного уровня. Нужно добиться того, чтобы краска ровно ложилась на поверхность без распыления в стороны, больших и маленьких капель и подтеков. Подтеки указывают на слишком большое давление в краскопульте. Множество капель — на низкое.
Также перед началом работ обратите внимание на структуру материала, чтобы не сломать инструмент, прочистите краску от любых сгустков.
Держите инструмент на расстоянии от поверхности не менее 40 см и перемещайте его с одинаковой скоростью, направляя струю перпендикулярно наносимой поверхности. Не прокрашенные участки возможно обнаружить с помощью бокового света.
После покраски инструмент нуждается в промывке, так как оставшаяся краска при следующем использовании будет смешиваться с новой, из-за чего настроенный краскопульт потеряет свои настройки.
Источник
Какой краскопульт лучше выбрать для покраски автомобиля
Выбрать краскопульт для покраски авто лучше попросить хорошего специалиста, чтобы потом не жалеть о проделанной работе. Неправильно подобранный пульверизатор оставит потеки краски или слабо окрашенные места. Если все же хочется самостоятельности, то перед выбором нужно ознакомиться с существующими разновидностями покрасочного инструмента, характеристиками, воспользоваться рейтингом лучших моделей.
Как выбрать краскопульт для покраски автомобиля
Материал ресивера
Разные модели пульверизаторов для правильной работы требуют определенного давления и объема воздуха. Если рассматривать пневматический инструмент, то надо к пистолету правильно подобрать ресивер.
Для покрасочных пистолетов класса HP подойдут ресиверы марки AURORA, QUATTRO ELEMENTI или KOLNER
Для краскопультов класса HP потребуется ресивер, создающий давление от 4 до 6 атмосфер. Производительность варьируется от 100 до 130 л/мин. Пульверизаторы под высоким давлением теряют до 60% лакокрасочного материала, что не делает их популярными.
Для покрасочных пистолетов класса HVLP подойдут ресиверы марки QUATTRO ELEMENTI, GARAGE или FUBAG
Если подбирать ресивер к краскопульту класса HVLP, то он должен выдавать большой объем воздуха, но при меньшем давлении. Система считается экономной, так как потеря краски составляет всего 25-30%. Ресивер должен выдавать воздуха минимум 360 л/мин. В зависимости от модели пистолета давление составляет 1,5-4 атмосферы.
Для покрасочных пистолетов класса LVLP подойдут ресиверы марки FUBAG OL, QUATTRO ELEMENTI SENZA или ЗУБР
Для работы краскопульта класса LVLP требуется небольшой объем воздуха и низкое давление. Ресивер должен выдавать воздуха от 150 до 300 л/мин. Рабочего давления для окрашивания автомобиля хватит 0,7-2 атмосферы. Пульверизаторы считаются самыми экономными. Во время покраски на кузов попадает до 90% ЛКМ.
Важно! В обзоре приведены только средние показатели. Под каждую марку пистолета нужно индивидуально подбирать ресивер.
Расположение и объем бачка
Для качественного окрашивания авто лучше использовать пистолеты с нижним расположением бачка
Пистолеты с нижним расположением бачка тяжелее, так как емкость обычно выполнена из металла и имеет больший объем. Однако работать удобнее из-за отсутствия смещения центра тяжести.
Производительность и мощность
Мощность любого краскопульта зависит от устройства, подаваемого сжатый воздух. Если надо выбрать электроинструмент для покраски авто, то лучше остановиться на профессиональном варианте. У всех бытовых моделей этот показатель не превышает 500 Вт. При такой мощности качество покраски плохое. На кузове авто будут видны неравномерные слои ЛКМ.
Важно! Бытовые маломощные пульверизаторы плохо работают с густым ЛКМ.
Профессиональные электрические модели обладают мощностью больше 500 Вт. Они равномерно распыляют краску по авто, независимо от ее степени густоты.
Что касается пневматических моделей, то их мощность напрямую зависит от используемого компрессора. Обычно этот параметр варьируется от 0,7 до 3 кВт. Самыми востребованными считаются компрессоры мощностью 1,2-1,8 кВт.
Производительность напрямую зависит от объема ресивера. Для бытовых нужд достаточно, чтобы он выдавал воздуха до 50 л/мин. При профессиональной работе необходим ресивер производительностью 100-500 л/мин.
Давление воздуха влияет на производительность пульверизатора
На производительность еще влияет давление. Параметр условно разделен на три группы: высокое, среднее и низкое:
В каждом случае для покраски автомобиля инструмент по мощности и производительности подбирают индивидуально, и здесь не обойтись без помощи профессионала.
Диаметр сопла
Во время работы ЛКМ из пистолета на кузов авто подается через сопло, называемое дюзой. Его размер имеет большое значение для получения качественного конечного результата.
Дюза позволяет регулировать поток краски
Сопло представляет собой техническое устройство с движущейся иглой по направлению назад/вперед. С ее перемещением изменяется поток подачи краски. Когда игла полностью опущена, дюза перекрыта. Поток краски прекращен. Размер дюзы подбирают в зависимости от вязкости используемого ЛКМ:
Параметры размера сопла аналогично приведены из общепринятых правил. При окрашивании авто специалист индивидуально подбирает дюзу для каждого ЛКМ.
Виды краскопультов для покраски авто
Приобретая пульверизатор для обновления своего автомобиля, нужно знать об имеющихся разновидностях инструмента. Существует несколько видов пистолетов с разной системой покраски. Лучше всего подходит для покраски авто краскопульт классификации HP, HVLP и LVLP.
Тип классификации производитель часто указывает на бачке пистолета
Система НР
Пистолет этой классификации требует подачи на входе высокого давления – до 6 атмосфер. Показатель на выходе из сопла составляет 1,2-1,5 атмосферы.
Система НР функционирует под высоким давлением
Преимуществом является небольшой расход воздуха, высокая скорость работы. Однако из-за высокого давления на авто попадает до 45% ЛКМ. Большая часть, а это до 55% краски, распыляется туманом в воздухе. В условиях гаража осуществлять окрашивание неудобно. Образуется сильное загрязнение. Вдобавок высокое давление воздуха поднимает с пола пыль, которая оседает на покрашенном авто.
Система HVLP
Для пистолета системы HVLP достаточно среднего давления на входе до 4 атмосфер. При этом на выходе из сопла показатель всего составляет 0,7 атмосферы.
Система работает под средним давлением
Производители гарантируют до 65% нанесения ЛКМ на подготовленную поверхность. В реальности этот показатель иногда даже выше заявленного и достигает 70%. Преимуществом является экономия ЛКМ, меньшая загрязненность от тумана краски. Система подходит для покраски в гараже авто.
Совет! Для качества покраски сопло пистолета подносят ближе к объекту. Оптимальное расстояние 12-15 см.
Недостатком системы считается увеличенный расход воздуха, необходимость дополнительных фильтров для его очищения. С приближением сопла к поверхности авто могут появиться потеки, если долго задержаться на одном месте. Когда осуществляют выбор краскопульта для покраски автомобиля для начинающих маляров, таким пистолетом нужно сначала потренироваться работать.
Системы LVLP
Пульверизаторы системы LVLP работают от низкого давления на входе – до 2 атмосфер. На выходе из сопла показатель составляет около 0,7 атмосфер.
Система работает под низким давлением
Процент переноса краски высокий – до 65%, но качество покраски низкое. Сопло пистолета от автомобиля нужно держать на расстоянии 18-25 см. Преимуществом является потребление небольшого объема воздуха. Качество покраски не ухудшается при скачках давления.
Топ краскопультов для покраски авто
Перед покупкой инструмента нужно тщательно изучить все нюансы, разобраться с характеристиками. Когда есть четкое представление, с какими параметрами нужна модель, можно приступать к выбору. Поможет в этом деле рейтинг краскопультов для покраски авто, составленный из популярных брендов.
Лучший электрический краскопульт для покраски автомобиля
Простая и удобная модель с нижним расположением бачка
Пульверизатор работает почти со всеми видам ЛКМ для авто. Мощность инструмента 280 Вт. Размер дюзы – 3 мм. Имеется три ступени регулировки распыления: подача ЛКМ горизонтально, вертикально или точкой. Максимальная вязкость используемого ЛКМ – 35 Din.
Модель оснащена коллекторным мотором с турбиной
Калибр МАСТЕР ЭКРП-350/2,6
Высокопроизводительная модель по доступной цене
Рейтинг пневматических краскопультов для покраски авто
Универсальная модель для всех типов ЛКМ
При желании приобрести краскопульт пневматического типа, профессиональная модель удовлетворит все запросы. Пульверизатор способен качественно наносить на авто любые виды ЛКМ. Сопло выполнено особой формы с насечками, что позволяет осуществлять быструю замену. Корректировку факелом осуществляют боковым регулятором. Диаметр поставляемой в комплекте дюзы – 1,4 мм. Рабочее давление – от 3 до 5 атмосфер, расход воздуха – 400 л/мин.
HUBERTH R500 RP20500-14
Модель хорошо подходит для окрашивания отдельных элементов авто
FUBAG BASIC S750/1.5 HP
Краскопультом можно работать под любым наклоном
Нижнее расположение бачка позволяет во время покраски авто наклонять краскопульт под любым углом. Емкость из нержавейки вмещает 0,6 л краски. Имеется регулятор давления и подачи ЛКМ. Диаметр дюзы пистолета – 1,5 мм. Расход воздуха – 250 л/мин. Недостатком считается отсутствие оригинальных дюз в продаже. Нужно подбирать самостоятельно подходящие аналоги.
Хороший недорогой краскопульт для покраски авто
Производительный электрический инструмент за доступную стоимость
Электрический пульверизатор востребован для частного применения. Инструмент имеет регулировку размера факела в трех положениях. Возможна корректировка по горизонтали и вертикали. Экономия ЛКМ при распылении составляет 40%. Пластиковый прозрачный бачок позволяет визуально определять количество оставшейся заправки краски.
Мощный краскопульт для бытового пользования за низкую стоимость
Электроинструмент оснащен производительным двигателем мощностью 350 Вт. Дюза качественно распыляет ЛКМ вязкостью до 60 DIN. Модель относится к классу HVLP. Имеется регулятор факела по горизонтали и вертикали. Минусом считается ограниченный функционал.
Модель справится с окрашиванием небольших площадей или отдельных мелких деталей
Краскопульт оснащен мотором мощностью 110 Вт. Производительность низкая, но для покраски отдельных элементов авто инструмент подойдет. Преимуществом является хорошее качество сборки. Можно применять в труднодоступных участках. Бачок пластиковый, расположен снизу. Прозрачные стенки позволяют увидеть расход краски.
Какой краскопульт лучше купить для покраски авто
Для решения этого вопроса в общих чертах надо рассмотреть два параметра. Чтобы гарантированно получить хороший результат, лучше использовать краскопульты для покраски авто профессионального типа. Инструмент многофункциональный, имеет точные настройки.
Вторым параметром является выбор между электрическим и пневматическим инструментом. В любом случае по качеству покраски пневматика выигрывает. Электроинструмент пригодится для покраски отдельных элементов авто.
На видео правила выбора краскопульта:
Заключение
Выбрать краскопульт для покраски авто при отсутствии опыта могут помочь консультанты торговой точки. В любом случае приобретенный инструмент надо протестировать. Если качество покраски удовлетворяет, можно пускать пульверизатор в дело.
Источник
Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла
Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскопульт и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, вылетающего с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек лакокрасочного материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя лакокрасочного покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
К особенностям конструкции можно еще отнести механизм спускового крючка. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного баланса «воздух — материал». При правильно подобранном соотношении эти параметры позволяют получить максимально равномерный окрасочный факел по всей ширине, и такое же равномерное распределение лакокрасочного материала по поверхности.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
На сегодняшний день самыми прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим нормам являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится на окрашиваемую поверхность. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр недешевы, можно подсчитать, сколько денег сохранит для вас такой краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — показатель нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукоятке пистолета. Потому что на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке пистолета позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений регуляторы подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг краскопульта, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаю, что для конвенциональных краскопультов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
Если манометр без регулятора
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш краскопульт не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае помните, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, мы купили на рынке недорогой краскопульт с единственной «маркой» «Professional», и больше никакой информации о данном пистолете нам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже фирмы-производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок пульверизатора эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регулировочные винты и, вращая регулятор на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пистолета.
Стоит сказать, что прибегнув к такой настройке, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Главная проблема настройки дешевых пистолетов состоит в том, что для получения равномерного факела нужно либо огромное количество воздуха, что требует наличия более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно наносить базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и получится хорошо. Покрасит и вторую — тоже неплохо. А на третьей, например, появятся проблемы… Так что виртуозам автопокраски жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех.
Размер факела при окраске
Как показывает практика, самая высокая эффективность покраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в некоторых случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно корректировать исходя из необходимости на усмотрение маляра. Но в большинстве случаев при покраске регулировочный винт размера факела должен быть открыт на максимум.
Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.
Подача краски
Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу ЛКМ рекомендуется открывать полностью. На большинстве «пульверов» максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.
При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.
Диаметр сопла
Немаловажен для автомаляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель ЛКМ четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
Нетрудно понять, что диаметр сопла значительно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, покрыть лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет достаточно проблематично (по словам некоторых мастеров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для ЛКМ такой вязкости будет явно маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проходит уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разброс в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте здесь.
Для опытного маляра важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). Исходя из этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и выбрать оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центре факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Нужно иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Тест на качество распыления
Чтобы окончательно убедиться, что наш краскопульт наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью делаем проход с включенным распылителем. Размеры капелек краски в полученной полосе могут нам кое-что подсказать.
Тест на качество распыления
Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капель одинакового размера. Размер капелек зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные — это нормальная ситуация. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель немного уменьшается.
Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.
Резюме
И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.
Источник