Какое в россии движение автомобилей

А вы знаете… почему у нас движение — правостороннее?

Мы редко задумываемся о такой простой вещи, как дороги. Нам кажется, что дороги — для нас, «мирных жителей». Однако это было не так еще в прошлом столетии — дороги были, в первую очередь, созданы государством и для государства. Первую такую дорогу построил персидский царь Дарий I, правивший в 522–486 годах до н. э., чтобы оперативно доставлять информацию из одного конца империи в другой. Как двигались гонцы по дороге — справа или слева, мы не знаем, но Царская дорога стала синонимом быстрого и надежного разрешения любого вопроса.

Стратегическое положение

Для древних римлян, главным делом которых была война, привычка держаться левой стороны при движении давала преимущество в момент неожиданной встречи с врагом. Короткий меч гладиус покоился на левом бедре легионеров, поэтому неожиданно появившийся враг должен был попадать под правую руку, то есть под меч. Завоевав Британские острова, римляне принесли в Альбион и левосторонний принцип движения.

Удар наотмашь

Правда, есть предположение, что считать первопричиной лишь удобство для воинов не совсем правильно, так как большинством было все же гражданское население. Военные части могли двигаться по левой стороне, а обычные люди, уступая им дорогу, придерживались правой — это позволяло раньше заметить отряд.

По другой версии, привычка ездить слева закрепилась благодаря еще одному правилу этикета. В конных экипажах кучер сидел наверху. Большинство людей — правши. Погоняя лошадей кнутом в правой руке, кучер мог случайно задеть прохожих. Чтобы избежать этого, логично было ехать слева. Закрепилось это правило в стране в 1756 году, когда британский парламент принял билль о движении по Лондонскому мосту.

Своей дорогой

Примечательно, что в России, да и в других странах с правосторонним движением, практика сложилась самостоятельно, то есть вначале так сложилось, а потом закрепили законодательно.

Нашу страну оторвала от колыбели — Европы — зависимость от монгольских завоевателей. Правда, завоевателям тоже были нужны дороги и сообщения: так появился ям и ямщики. Датский посол Юль писал, что при Петре I все повозки ямщиков двигались по правой стороне, а вдоль основной дороги тянулась еще одна, специальная — для царя, а позже и для членов царской семьи. Разъезжаясь и уступая дорогу, увести тяжелую повозку ямщику проще в правую сторону, ведь натягивать вожжи лучше более сильной правой рукой. Вероятно, это и стало причиной правостороннего движения, закрепленного императрицей Елизаветой Петровной в 1752 году.

Истина — посередине

На сегодняшний день левосторонними в мире остались 28% дорог, остальные — правосторонние. Что касается уровня безопасности на дорогах, то, согласно статистике ООН, он зависит от степени экономического развития страны, а не от принятого направления движения. Так, например, в левосторонних Великобритании и Японии смертность в ДТП — 3,3 и 3,6 на 100 000 человек, а в Пакистане и Индии — 14,4 и 30,8.

На безопасность пассажиров в машине направление движения, кстати, тоже не влияет. Согласно тестам, на 16% наименее опасным считается не место за водителем, как думает большинство, а среднее в заднем ряду. Сюда рекомендовано ставить детское автокресло. Так, в случае ДТП при лобовом столкновении ребенок не ударится головой о спинку кресла водителя; сзади детское кресло будет защищено багажником; а при боковом ударе — большим расстоянием от бортов. К тому же при таком расположении проще контролировать ребенка через зеркало заднего вида: водителю не нужно поворачивать голову и отвлекаться от дороги.

Источник

Почему в Англии левостороннее движение, а в России правостороннее

Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет.
Универсальный ответ — так сложилось исторически.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % — левосторонние.

Почему в России правостороннее движение?

В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение.
В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». Поэтому у нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани всегда зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.

Почему в Великобритании левостороннее движение?

В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.

Читайте также:  Почему черный нагар на свече автомобиля

Как и когда Швеция перешла на правостороннее движение?

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.


3 сентября 1967 в Швеции

Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?

Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.

Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.

Почему в Австралии левостороннее движение?

С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.

Почему в Японии левостороннее движение?

Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?

Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.


Страны с правосторонним движением
Страны с левосторонним движением

Источник

Право руля! Почему праворульные авто так популярны в России, и насколько это безопасно и удобно?

Давние традиции с течением времени дали интересный эффект – треть дорог в мире имеет левостороннее движение, и для них выпускаются машины с расположением руля справа. Почему до сих пор существует такое деление, с чем это связано и насколько безопасно водить справа? Мы разобрались в этом вместе с экспертами, а еще пробуем ответить на вопрос – почему праворульные машины так популярны в России с правосторонним движением.

Правая половина мира – больше, чем левая

Исторически сложилось так, что в одних странах правила дорожного движения предписывают транспорту ездить по левой стороне дороги, а в других (среди которых и Россия) – по правой стороне. И, хоть это кажется не очень логичным, в мире до сих пор существует два фактически обособленных автомобильных сообщества. За все десятилетия развития автотранспорта весь мир так и не выбрал единый формат дорожного движения.

Сейчас, по статистике, по 72% дорог во всем мире движение осуществляется по правой стороне, а по 28% – с левой стороны, но на слуху среди крупных стран «леворульных» только две – это островные Япония и Великобритания. Страны эти имеют богатую автомобильную культуру, поэтому выбор право/лево для них – далеко не мелочь.

Кажется, больше всего от этого выигрывают производители – хоть им приходится организовывать производственный процесс по каждой модели дважды (и выпускать агрегаты и детали салона в двух вариантах), рынки авто с правым и левым рулем почти не пересекаются, и потому машин нужно в целом больше. Например, если житель Великобритании переезжает на материк, ему нет смысла брать с собой автомобиль – пользоваться им там будет неудобно, поэтому ему придется купить машину на месте.

Кроме Великобритании и Японии левостороннее движение используют еще несколько стран – это, в частности, бывшие колонии Великобритании (многие из которых впоследствии перешли на автомобили с правым рулем). В том числе Индия, Пакистан, Австралия, Индонезия, Таиланд, Малайзия, а также почти все страны юго-восточной части Африки.

Если посмотреть на карту правостороннего и левостороннего движения в мире, то окажется, что большинство «левосторонних» стран – это острова (или отдельный материк Австралия), или же имеют общие границы друг с другом. Так сложилось из-за того, что водителям сложно «перестроиться» на другой формат движения, проехав границу – поэтому левостороннее движение сохраняют близкие друг к другу страны. Как говорит Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр», некоторые страны перешли на правостороннее движение, но из-за этого пришлось строить специальные развязки:

Сегодня 72% всех дорог имеют правостороннюю схему движения, а 28% – левостороннюю. Выбор стороны в каждой стране обусловлен историческими особенностями. Левостороннего движения придерживаются в Великобритании, в большинстве ее бывших колоний, а также в странах, сотрудничавших с Англией в период развития транспортных сетей. Некоторые страны, изначально пользовавшиеся левосторонней схемой движения, перешли на правостороннюю по политическим причинам. Для безопасной смены направления при пересечении границ необходимы специальные развязки. Строительство таких транспортных узлов обходится дорого, поэтому для удобства перемещения соседними государствами принимаются одинаковые правила движения.

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».

В России, согласно ПДД, движение правостороннее, но до настоящего времени эксплуатировать автомобили с правым рулем не запрещено. И их достаточно много – более 4 миллионов единиц, 3,4 миллиона из которых приходятся на легковые авто.

Читайте также:  Настройки автомобилей в нфс мост вантед

Судя по всему, такая ситуация в мире сохранится надолго – полный перевод всех стран на право- или левостороннее движение будет означать смену как минимум трети глобального автопарка, что совсем не соответствует современным экологическим трендам.

Много разных версий о происхождении

Несмотря на то, что сторона движения прописана в ПДД каждой страны, доподлинно неизвестно, почему одна часть мира ездит справа, а другая – слева. Судя по всему, каждая страна пришла к этому решению под влиянием каких-то своих причин, и тянется все это с очень давних времен.

О самой популярной легенде нам рассказали в компании «Авито Авто»:

эксперты Авито Авто.

Именно это объяснение – расположение самурайского меча слева – чаще всего подается как причина того, почему Япония до сих пор не отменяет левостороннее движение. Что касается многих других стран, они преимущественно переняли левостороннее движение от Великобритании, колониями которой были долгое время. И хотя страны с самым сильным стремлением к «независимости» от колониального прошлого и перешли на правостороннее движение, денег на замену автопарка у них обычно нет – и из-за этого страдает в первую очередь безопасность (например, пассажиров из автобусов высаживают прямо на проезжую часть).

А само правило движения слева в Британской Империи датируется 1776 годом, когда его ввели официально (хотя с 1756 года такое правило начало действовать для Лондонского моста).

Что же касается стран с правосторонним движением, здесь тоже есть свои исторические корни, говорят эксперты:

Можно сказать, что наиболее значительное влияние на доминирование правостороннего движения в континентальном Старом Свете оказала Франция, где таковое было официально утверждено тоже достаточно давно – в конце XVIII века. Считается, что именно под французским влиянием примерно тогда же, в XVIII веке – перешли на правостороннее движение и изначально «левосторонние» США. Но еще в первой трети ХХ века немалая часть Западной и Центральной Европы (например – Австро-Венгрия, Португалия, Испания) были «левосторонними». Тут тоже можно проследить следы влияния «морских» империй – в первую очередь Испании и Португалии на то, каким складывалось движение в колониях. В континентальной Европе окончательно ситуация со стороной движения сложилась только в середине ХХ века, а последними переход на правостороннее совершили Швеция – в исторических масштабах совсем недавно, в 1967 году, и Исландия – в 1968.

Любопытная картина складывается в Китае. Формально в его состав были возвращены Гонконг и Макао, но левостороннее движение там сохраняется в то время, как Китай, как хорошо известно, – «правосторонний».

эксперты Авито Авто.

Кстати, в России правостороннее движение получило официальное признание тоже достаточно давно – еще в 1752 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны. Хотя обычай держаться правой стороны появился у русских извозчиков намного раньше – о нем писал датский посланник Юст Юль еще в 1709 году.

Есть и другие теории происхождения правостороннего движения, например, это связывают с тем, что около 90% населения мира – правши. Как говорит профессор МАДИ Михаил Якимов, удобство выполнения работы правой рукой проецируется на разные инструменты и занятия человека:

Михаил Якимов, профессор МАДИ.

И действительно, неподготовленному водителю из России будет сложно сразу сесть за руль японского праворульного автомобиля, особенно с механической КПП – здесь играют роль и водительские привычки, и мышечная память.

Но как право- или левостороннее движение отражается на безопасности вождения? Здесь мнения расходятся достаточно сильно.

С какой стороны удобнее и безопаснее?

В России, как мы помним, более 4 миллионов автомобилей с правым рулем, среди легковых авто их более 7%. То есть, в неприспособленных для российского рынка авто передвигается достаточно много российских водителей, и большинство из них не устают утверждать – езда с правым рулем и удобная, и безопасная. Другой лагерь категорически с этим не согласен – но выяснять, кто прав, а кто виноват, можно очень долго.

Большинство экспертов сходятся в одном – удобнее и безопаснее всего ездить так, как привык это делать водитель с самого начала своего водительского стажа. А в идеале это должно еще и соответствовать принятой в стране схеме движения. То есть, в России безопаснее всего ездить на леворульных авто, если водитель изначально на таких и ездил. В Японии, соответственно, будет наоборот – там самым безопасным будет праворульное авто с водителем, который всегда ездит справа.

Соответственно, любые отклонения от этого принципа уже не способствуют безопасности. Так, эксперты выделяют такие факторы риска у «праворульных» авто при эксплуатации в России (или любой другой стране с правосторонним движением):

Другой момент – это безопасность при гипотетическом ДТП. Так, при лобовом столкновении на дороге чаще всего страдают водители леворульных авто, так как они попадают в зону максимального поражения. В праворульном авто шансы выжить при лобовом столкновении куда выше – но в случае с боковым ударом от автомобиля, выезжающего с прилегающей территории или второстепенной дороги, все будет совсем наоборот.

Но все это, по большей части, мелочи – в России праворульное авто обычно покупают те, кто знает зачем это нужно, и они готовы к проблемам (а благодаря более низким ценам можно подобрать машину с АКПП, на которую будет проще пересесть).

С другой стороны, неудобным «неродное» авто будет и для пассажиров, говорят в «Авито Авто». По словам экспертов, при выборе праворульного авто вместо привычного леворульного многое решают привычки:

В плане безопасности и удобства, естественно, водителю «лучше» сидеть так, как он привык с молодости. Ключевой принцип – водитель находится с той стороны, с которой происходит обгон – одинаков. Аналогично и пассажир – находится со стороны тротуара. Так что здесь, в первую очередь, всё решает сила привычки. Сложность «пересадки» – понятие весьма индивидуальное. Кому-то это дается достаточно легко, а кто-то может и не переучиться в принципе. В любом случае, «пересадку» проще делать на автомобиле с автоматической трансмиссией – в первое время не придется так заботиться о действиях расположенным с непривычной стороны рычагом коробки передач. Подрулевые переключатели у японских производителей тоже могут отличаться, но здесь всё идет к унификации, а различные «экзотические» решения могут иногда предложить дизайнеры и вне зависимости от того, с какой стороны руль. Педали же расположены в любом случае одинаково: справа – газ, слева – тормоз или (при механической КП) сцепление. Кстати, поэтому в леворульной машине зацепить при посадке сцепление или тормоз можно вообще незаметно, а вот в праворульной зацепишь газ – автомобиль взревет.

Читайте также:  Космический автомобиль в террарии

Если на дорогах нанесена хорошая разметка – это существенная помощь водителю, оказавшемуся на непривычной стороне дороги. Сложнее, если речь об узких грунтовках или горных дорогах – здесь нужно следить, чтобы не сработал инстинкт при встречном разъезде «уворачиваться правее». Можно с непривычки «на автомате» начать движение в неправильном направлении при выезде из боковых проездов – с дворовых территорий или заправок.

эксперты Авито Авто.

Тем не менее, в России автомобилей с правым рулем много. В ГИБДД считают, что такое положение вещей может влиять на рост аварийности – и регулярно пытаются ограничить эксплуатацию таких машин. Водители японских автомобилей, в свою очередь, с этим категорически не согласны.

Как в России пытаются бороться с правым рулем

История праворульных автомобилей в России начинается с Дальнего Востока и лихих 90-х, когда из Японии начали приходить первые корабли с японскими подержанными авто. По свидетельствам очевидцев и сохранившимся фотографиям видно, что перевозили авто буквально оптом – не особо задумываясь над погрузкой и разгрузкой. Тем не менее, даже в таком слегка побитом состоянии «японки» выгодно отличались от наследия советского автопрома.

Шли годы, японские производители последовательно обновляли модельные линейки, а более старые машины владельцы продавали в Россию. Постепенно российские власти ужесточали правила ввоза подержанных авто, вплоть до того, как это стало совсем невыгодно. Сейчас импорт праворульных авто идет уже совсем не в таких масштабах, как раньше, но движение все же есть.

Обратная сторона медали – Дальний Восток до сих пор не оценил преимущества отечественного автопрома. Несмотря на то, что там можно купить российские авто по госпрограмме со скидкой в 25%, переломить ситуацию пока не особо удается.

Правда, в последние годы появилась еще одна схема – с Абхазией. В этой самопровозглашенной республике установили очень низкий таможенный тариф на ввоз автомобилей (около 5 рублей за кубический сантиметр объема цилиндров двигателя). А из Абхазии с помощью нескольких уловок можно ввезти машину в Россию на целый год – а потом каждый год просто выезжать и въезжать обратно. А недавно эту же схему начали использовать с Арменией. И по таким схемам чаще всего ввозятся именно праворульные автомобили из Японии.

Причина понятна – это низкая цена и хорошее состояние таких машин, потому что в Японии налог на авто растет вместе с возрастом машины (и от нее дешевле избавиться и купить новую). Как говорят в «Авито Авто», за пределы Дальнего Востока попадает не такое уж большое количество автомобилей с правым рулем:

Интерес на Дальнем Востоке оказался огромен, и праворульный парк там составил большинство всех автомобилей. А с Дальнего Востока он уже расходится и по всей стране. Хотя для европейской части, и особенно для крупных городов – сейчас «правый руль» уже стал актуален намного меньше. На вторичном рынке достаточно хорошее и интересное предложение и по леворульным автомобилям, проблем выбора нет. Сейчас в европейской части России «правый руль» – это скорее выбор истинных поклонников именно таких марок и моделей.

Ввозу и покупкам праворульных автомобилей пытаются помешать уже достаточно давно, но пока безуспешно – слишком велик риск проявления реальной социальной напряженности в дальневосточных регионах, поскольку автомобили с японского рынка там действительно популярны и распространены.

эксперты Авито Авто.

Ограничения действительно есть. С некоторых пор все ввозимые в Россию автомобили должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволяет вызвать службу помощи на дороге через специальное устройство. Но установить модуль не так просто, и стоит он дорого. Поэтому в начале 2019 года для жителей Дальнего Востока сделали исключение, разрешив ввозить по одному автомобилю в год, не оборудуя их системой. А не так давно премьер-министр России в очередной раз продлил действие этого исключения.

Потом появилась новая проблема – все модели, которые ввозятся в Россию, должны иметь одобрение типа транспортного средства (ОТТС) или пройти испытания в специализированной лаборатории. Но беда в том, что лабораторий до сих пор не очень много, а на Дальнем Востоке их совсем мало.

Среди идей была еще одна – внести новые требования в правила эксплуатации авто, чтобы праворульные машины просто не могли пройти техосмотр. Новость об этом вызвала широкий резонанс, но в итоге идея так и осталась идеей.

Пока же дальневосточные водители с радостью покупают Toyota Corolla, Honda Fit, Toyota Mark и других представителей Toyota. Каждый год в страну ввозятся тысячи и десятки тысяч машин каждой модели, и поэтому становится ясно – на данном этапе власти просто побоятся хоть как-то ограничивать их владельцев.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду
Adblock
detector