Какой прогноз рынка автомобилей

Рынок покупателя: как изменится спрос на автомобили в 2021 году

Вот уже который месяц подряд автопроизводители поднимают рекомендованные розничные цены на новые модели. Некоторые дорожают сразу на 5%, 10%, а то и почти на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, обвала рубля и общей нестабильности. Однако ситуация постепенно стабилизируется, и уже можно делать краткосрочные прогнозы. В июне, когда только отменили карантин и в автосалонах выстроились очереди, казалось, что за лето ажиотажный спрос будет удовлетворен. Так же думали и в сентябре, но очереди не исчезли до сих пор. Впрочем, скоро эта ситуация должна измениться: покупательская активность пойдет на спад, а в салоны вернутся скидки — и для этого есть несколько причин.

Насыщение спроса

Во-первых, постепенно возобновляются поставки, перебои с которыми из-за приостановки производства и проблем с логистикой ощутил на себе весь рынок. Понятно, что поступают не все модели и не во всех комплектациях — нельзя, как год назад, прийти в салон с намерением купить красный Hyundai Solaris на автомате и сразу на нем уехать. Но на каком-то Hyundai Solaris ты, скорее всего, уедешь. А еще месяц назад не смог бы.

Летом дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары. Поэтому некоторые продавцы стали диктовать свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением каско в салоне, либо только с широким списком дорогостоящих опций, либо только в кредит. Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно будут идти на уступки.

Дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары

Во-вторых, из-за колебаний валют цены на авто еще вырастут, и это тоже скажется на спросе. Так, в ноябре рекомендованные розничные цены на ряд моделей повысились на 5% в месяц, что в случае с некоторыми машинами премиум-брендов составляло 900 000 рублей. Скоро покупатель поймет, что за ценой ему не угнаться.

В-третьих, на волне ажиотажа потребители уже «отъели» часть спроса 2021 года: во втором полугодии автомобили приобрели все, кто планировал, и даже те, кто не планировал. В кризисные времена россияне по традиции скупают дорогие товары, опасаясь, что деньги буквально за ночь превратятся в фантики. Многие берут кредиты, чтобы что-то приобрести: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2020 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры. Но к весне, когда приедут машины, деньги уже кончатся: ведь цены выросли, а доходы — нет. Это значит, что дилерам придется делать скидки на неходовые модели или комплектации и придумывать способы привлечения покупателей в автосалоны.

Ажиотаж на вторичке

Тем не менее интерес к личному транспорту еще долго будет высоким. Весной 2020 года спрос на рынке вырос в том числе из-за страха перед вирусом: собственный автомобиль позволяет минимизировать количество контактов. И судя по эпидемиологической обстановке, такой мотив для покупки сохранится и в 2021 году. Но поскольку далеко не все могут позволить себе новый автомобиль, нас ждет рост спроса на вторичку. Он и сейчас превышает предложение в разы, на онлайн-площадках ликвидные подержанные модели уходят буквально за пару часов. При этом некоторые машины с пробегом сейчас могут стоить дороже, чем три года назад, когда их покупали новыми.

Но нужно понимать, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас на вторичный рынок должны выйти машины, купленные после кризиса 2014 года, — а таких совсем немного, поскольку тогда образовалась, скажем так, автомобильная демографическая яма. Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км. Эта тенденция, в свою очередь, приведет к повышению спроса на ремонтные услуги.

Будущее рынка

В ближайшие 3–5 лет можно ждать заметных перемен в дилерском бизнесе. Первая тенденция, которую мы уже наблюдаем, — автовладельцы все реже продают машины самостоятельно, предпочитая доверять этот процесс профессионалам. Вторая — растущая популярность электромобилей. Поскольку они не нуждаются в дорогостоящем сервисе, дилеры со временем могут лишиться возможности получать высокую маржу с ремонта, что трансформирует всю экономику обслуживания. Кроме того, в ближайшие годы объем выпускаемых автомобилей может снизиться за счет развития каршеринга.

Изменятся и сами машины. Если раньше их покупали за то, как они ехали, то сейчас — за всевозможные фичи: интегрирован ли музыкальный стриминговый сервис, умеет ли мультимедийка распознавать профили разных пользователей и так далее. То есть сервисы вокруг автомобиля стали важнее самого автомобиля.

Еще один намечающийся тренд — продажа автомобилей производителями. Ряд компаний сообщают о планах самостоятельно заняться реализацией машин. Дилерский салон станет точкой выдачи и обслуживания автомобилей, а продавать их будет производитель. Бренды хотят коммуницировать с потребителем напрямую, потому что салоны перестали быть местом, где принимается решение о том, какой автомобиль купить, — теперь это происходит в интернете.

Переход авторынка в онлайн — вопрос не очень далекого будущего. Пока автомобиль — слишком важное приобретение для российского потребителя, чтобы его можно было приобрести дистанционно, особенно если речь идет о подержанных машинах. Однако тенденция уже наметилась, и онлайн-сервисы вокруг покупки авто пользуются большой популярностью. Так, заметно растет спрос на отчеты об автомобиле по VIN-коду, которые объединяют информацию от производителей, станций техобслуживания, страховых компаний, ГИБДД и других источников. По ним можно узнать, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое количество владельцев указано в ПТС и многое другое. Такие сервисы делают процесс покупки более прозрачным и комфортным. Благодаря им скоро купить машину можно будет не вставая с дивана.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

На вторичке — паника. Россияне скупают машины даже по неадекватным ценам

Рост продаж на вторичном рынке автомобилей продолжается четвертый месяц подряд и составил в октябре 12%. Более того, с начала этого года в России уже было продано 4,45 млн машин с пробегом, что почти приблизилось к показателям за весь прошлый год. По данным аналитического агентства «Автостат», в октябре россияне купили 588 тысяч подержанных автомобилей и это, судя по всему, еще не предел.

До конца этого года на вторичном рынке будет выбран практический весь спрос на машины с пробегом, поэтому к весне рынок ожидает застой. Мы узнали у крупнейших площадок по продаже б/у автомобилей, какие машины скупают россияне и спросили у экспертов рынка, почему на вторичке так быстро растут цены.

Рост цен на новые автомобили закономерно стимулирует подорожание машин с пробегом. Кроме того, на дилерских складах все еще наблюдается дефицит, и многие клиенты в страхе роста курса обращают внимание на свежие модели с пробегом. Но если раньше вторичка дорожала через два-три месяца после рынка новых машин, то сейчас все происходит более стремительно.

«Цены на вторичке обычно всегда отставали, но сейчас они растут достаточно быстро. И самое важное — хорошие машины быстро забирают. Заметная часть машин находится у дилеров — это то, что люди сдают в трейд-ин, чтобы получить хоть какую-то скидку на новую, других же скидок сейчас нет. Что касается самой вторички, то хорошие машины по адекватным ценам уходят очень быстро», — рассказал Autonews.ru исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

По словам эксперта, сейчас на рынке с пробегом наблюдается дефицит выгодных предложений. Потому что сейчас цены на вторичном рынке уже достаточно высоки.

«Вероятно, когда цена на новые автомобили поднимется еще больше и догонит разницу курсов, рынок с пробегом уже не будет так расти. Ситуация похожа на 2014 год. Курс доллара тогда вырос, и все машины на вторичке вымели. И потом народ задрал цены на б/у автомобили слишком сильно. Продать ничего тогда было невозможно. Вторичный рынок встал в 2015 году. И продавцам пришлось снижать цены», — объясняет Удалов.

Представитель «Автостата» считает, что рынок уже выбрал спрос на новые автомобили. Те, кто хотел купить машину, уже ее купили или сделают это до конца года. А по высоким ценам в новом году автомобили в таком количестве покупать уже не будут.

Читайте также:  Причина отказа в утилизации автомобилей

«Примерно к марту 2021 года рынок встанет. Причем касается это как новых машин, так и вторичного рынка. Сейчас рынок стимулирует как раз ожидание роста цен и госпрограммы», — уверен эксперт.

По данным площадки по продаже подержанных машин «Дром.ру», количество объявлений в октябре 2020 года выросло на 5,8% по сравнению с сентябрем. Но и средняя цена автомобиля тоже выросла — до 531 700 рублей. По мнению компании, дефицит машин у дилеров продлится до весны, что дает вторичке шансы роста.

«Продавцы на вторичном рынке продолжают поднимать цены, но пик уже пройден, и скоро ситуация стабилизируется. Если в августе-сентябре люди ринулись скупать машины, то сейчас ажиотаж спал. Продавцы так задрали цены, что покупатели теперь не торопятся. Они ждут оптимальный вариант по цене и состоянию, что видно по статистике именно проданных машин», — рассказал аналитик «Дром.ру» Игорь Олейников.

Компания составила рейтинг самых популярных машин в октябре 2020 года. Возглавила список Lada Samara со средней ценой в 120,8 тысячи рублей. Следом идет Lada 2107 за 77 тысячи. Замыкает российскую тройку Priora со средней ценой в 210,2 тысячи рублей. Четвертое место у Toyota Camry, средняя цена которой составила 789,6 тысячи рублей. На пятом месте Lada 2110 за 81 тысячу и на шестом — Ford Focus со средним ценником в 356,9 тысячи рублей.

О том, что хороших машин с пробегом в продаже сейчас мало, Autonews.ru рассказали и в пресс-службе «Авто.ру». Самыми популярными моделями октября, по данным компании, стали преимущественно российские модели, однако возглавляет рейтинг все-таки Ford Focus. За ним идут Kia Rio и Hyundai Solaris, а следом уже Lada 2114 Samara, Toyota Corolla, Lada Priora, Lada 2107, Lada 4×4, Lada Granta. И замыкает десятку Toyota Camry.

В компании «Авито Авто» подтвердили, что сейчас в России наблюдается процесс переориентации покупателей автомобилей на вторичный рынок.

Приобретением подержанных автомобилей пользователи в октябре интересовались на 38% активнее, чем год назад. Свою роль играет и рост курса, объяснили в «Авито Авто». Вторичный авторынок по-прежнему предоставляет возможность сэкономить и купить за ту же цену автомобиль выше классом или более оснащенный. Топ наиболее востребованных моделей на вторичном авторынке в октябре, согласно статистике компании, возглавляет Lada Priora со средней ценой в 210 тысяч рублей. На втором месте Lada Samara за 110 тысяч, третья строчка у Lada Granta с ценником в 315 тысяч рублей. Четвертое место рейтинга оказалось у Ford Focus за 340 тысяч рублей.

Согласно общим данным, самыми популярными машинами октября на вторичке стали:

Средняя стоимость подержанных автомобилей в России в октябре составила 350 000 рублей — столько же автомобили с пробегом стоили в среднем и в сентябре 2020 года. При этом большинство наиболее востребованных моделей на вторичном авторынке в октябре подорожали по сравнению с сентябрем.

Мы попросили аналитиков «Авито Авто» поделиться статистикой и выяснили, что средняя стоимость самой популярной на вторичном авторынке модели Lada Priora выросла за месяц на 2,4%. Стоимость Ford Focus с пробегом в октябре увеличилась на 1,5% в сравнении с сентябрем.

В компании «Авто.ру» Autonew.ru рассказали, что в среднем с начала года подорожание на вторичном рынке составило уже 16%. Помимо ослабления рубля на цены влияет и отношение людей к автомобилю.

«Если в последние годы жители крупных городов с высокой доступностью общественного транспорта все чаще отказывались от личного, то весной этого года своя машина снова стала приоритетным способом передвижения. Респонденты различных исследований называют личный транспорт самым безопасным с точки зрения возможности заразиться вирусами», — уточнили в пресс-службе «Авто.ру».

В компании согласились с другими экспертами в том, что автомобили купили уже и те, кто планировал это сделать, и даже те, кто не планировал, но на фоне обесценивания рубля все-таки решили совершить крупную покупку.

«Сейчас, согласно типовому циклу владения автомобилем, на рынке должны появиться машины, купленные после кризиса 2014 года, а их совсем мало. Тогда была, образно говоря, автомобильная демографическая яма», — говорят в компании.

Источник

Herald353 › Блог › Записки перекупа #62. Анализ рынка подержанных автомобилей на январь 2021

Сегодня будет много букв и мало картинок) Хочу попытаться проанализировать ситуацию, сложившуюся на автомобильном рынке сегодня. Последние три месяца можно было наблюдать нездоровый спрос на автомобили, и, как следствие, выросшие в среднем на 15-20% цены. Почему же это произошло в то время, как все население кричит о том, что денег нет? Давайте разберёмся.

Во время весеннего карантина многие автомобильные заводы приостанавливали свою работу и выпуск новых автомобилей прекращался, это привело к тому, что у дилеров закончились складские запасы готовых автомобилей, банально нечего было больше продавать. Из-за растущих очередей дилеры тупо начали взвинчивать цены, из-за отсутствия новых автомобилей и выросших цен на них люди начали смотреть вторичку, вырос спрос, выросли и цены, масла в огонь подлил и постоянно скачущий курс валют. И что мы имеем на сегодня? В январе 2021 года новый Solaris в салоне в хорошей комплектации стоит 1 300 000 руб, а в 2014 году мы покупали отцу новую Camry в салоне с мотором 2.5 в комплектации Elegance за 999 000 руб) К слову, сейчас такая Camry того же 2014 года с пробегом под 200 000 км в более менее хорошем состоянии обойдётся примерно в 1 400 000 руб) Ну а новая Camry будет стоить где-то 2 — 2.2 млн.
Конечно, это всё очень печально, буквально за три-четыре месяца всё население стало условно беднее и уже не может позволить себе тот автомобиль, который могло позволить буквально 3-4 месяца назад…

С чем столкнулся я как профессиональный продавец автомобилей с пробегом за эти пресловутые последние 4 месяца? В первую очередь, конечно, резкое уменьшение количества хороших вариантов для перепродажи. Целый автомобиль, да ещё и с небольшим зазором от среднерыночной стоимости, купить стало гораздо сложнее, а с учетом того, что цены резко выросли, многие просто перестали работать, не понимая, почем покупать и почем продавать. Сейчас в итоге я покупаю машины дороже, чем раньше точно такие же машины продавал… Да даже просто подобрать автомобиль под заказ, не привязываясь к низкой цене, беря за основу хорошее состояние, сейчас очень трудно — нездоровый спрос всё ещё сохраняется, хотя за январские праздники он стал ощутимо меньше. Хорошие автомобили с небольшим пробегом без зарегистрированных ДТП продаются по верхним ценам рынка за несколько часов после размещения объявления, в то время, как с плохими отчетами машины висят по низу рынка месяцами. Этого я, кстати, никогда не понимал и, наверное, не пойму: что плохого в том, что у автомобиля есть несколько вторичных окрасов и пробег, к примеру, 150.000 км, но автомобиль полностью обслужен, технически исправен, имеет полную историю ремонтов, и на 100% выполняет свою функцию? Если у десятилетнего автомобиля пробег больше 100 000 км, спрос на него резко падает, а если, к примеру, 70-80 тыс км, то его реально продать в полтора раза дороже, чем такой же с пробегом 150.000. Ну да ладно, это лирика, спрос диктует правила, приходится под них подстраиваться.

Извиняюсь за лирику) Так что же нас может ждать дальше на рынке автомобилей с пробегом? Дешеветь автомобили точно уже не будут, так что нужно привыкать к новым ценам и трехлетним солярисам за 1 000 000. Зимой спрос скорее всего немного поутихнет, а в марте — апреле снова вырастет, но на фоне того, что у дилеров появится, наконец, в наличии необходимое количество новых автомобилей, спрос на подержанные уже не будет таким агрессивным, как последние 3 месяца 2020 года. Еще скорее всего растянется понятие рыночной стоимости автомобиля с пробегом. Так как подборщики и блогеры приучили автолюбителей покупать автомобиль по отчёту, а не по реальному состоянию, то автомобили, зарегистрированные в ДТП, автомобили с большим количеством регистрационных действий, автомобили с немаленькими пробегами, будут продаваться дольше, соответственно цена на них будет падать, а так называемые «целки», «пирожки», будут и дальше дорожать и продаваться по верху рынка, поэтому разброс цен будет больше. Но сейчас сложилась такая ситуация, когда про любой автомобиль можно узнать всю его историю, и потенциальные покупатели находятся в шоке от того, что 75% автомобилей старше 8-10 лет, в продаже имеют скрученный пробег. Я очень надеюсь, что в течение следующих 1-2 лет решающую роль будет играть не цифра на одометре, а все же реальное техническое состояние автомобиля, и цифры 200 + у 10-15 летних машин будут восприниматься как норма, а не как что-то ужасное. То, что сейчас все хотят пробег «до соточки» вне зависимости от того, сколько автомобилю лет, всё же со временем отойдет на второй план и не будет таким актуальным, как сейчас. Нет, я не спорю, всегда приятно купить автомобиль с минимальным пробегом, но просто сейчас это доходит до маразма и безумия. Я сижу во многих группах по перепродаже автомобилей, по подбору, и такие варианты с небольшими пробегами, но очень старые, продаются за какие-то безумные деньги. Из реальных примеров за последние 2-3 месяца могу вспомнить: Хонда Аккорд седьмого поколения, 2007 года, с реальным пробегом 86 000 км, была продана за 820 000 руб! Да, там идеальное состояние, на это же стоимость следующего поколения, пусть и с немного бОльшим пробегом. Honda Jazz какого-то 2005 или 2006 года с пробегом 30-40 тысяч км предлагалась за 650 000 руб! Это же бред! Это устаревшая технология и застоявшийся автомобиль! Если сейчас начать его активно эксплуатировать, то под замену пойдут все расходники, все прокладки, со всех щелей потекут все технические жидкости, автомобиль будет приносить больше проблем, чем удовольствия, несмотря на то, что у него свежие мотор и коробка. Несколько раз продавались старые Qashqai 8-9 г.в. с небольшими пробегами в крутых комплектациях, но по цене свыше 1 000 000 рублей! Я не могу этого понять. За эту цену можно купить автомобиль следующего поколения. Откуда взялся этот мандраж по минимальному пробегу?

Читайте также:  Сроки давности угон автомобиля

Тут вы наверное спросите меня, так что же тогда покупать, чтобы не потерять в деньгах и не разориться на обслуживании? Если стоит задача покупать автомобиль для души, то тут я ничего не посоветую, финансы уже не играют главной роли. Но если нужно просто максимально дешево и без убытка ездить, то, наверное, стоит выбирать 3-5-летний автомобиль в околоидеальном состоянии, когда цена на него уже не падает каждый год так сильно, как на годовалый, но все еще высокая, ездить на нём не больше полутора-двух лет, максимально стараясь поддерживать то состояние, в котором он был, и года через полтора у вас есть шанс продать его за те же деньги. А если это Toyota Camry, то возможно и дороже чем вы его покупали) Я, например, годами наблюдая, за сколько люди покупают новый автомобиль в салоне и потом за сколько его продают через пару лет, и неважно в частные руки, либо в тот же салон, наверное уже никогда не смогу позволить себе купить новый автомобиль. И дело не в том что они уже стоят каких-то неразумных денег и я не могу себе этого позволить, нет, я не могу себе позволить потерять столько денег за год-два довольно активной эксплуатации и считаю это абсолютно неразумным. Только ради того, чтобы говорить друзьям «Ну зато в неё никто не пукал».

В любом случае, это всё только мои мысли и моё субъективное мнение. Я никогда его никому не навязывал, но так уж сложилось, что многим тут оно интересно, поэтому я и продолжаю им делиться в своих записках)

Ну и в конце хотел бы добавить ещё пару слов о MINI из предыдущей записи. Машинка наконец-то полностью исправна, разобрались с турбиной, снова мелочи. Всему виной были вот эти трубки

Источник

Вопрос эксперту: «Что ждет российский авторынок в 2021 году?»

Несмотря на повышенный спрос на новые машины в последние месяцы, уже в ближайшее время российский авторынок может вернуться к падению. Какие факторы будут определять рыночную динамику в наступающем 2021 году? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.

Вячеслав Зубарев, президент, Ассоциация «РОАД»:

— Уходящий год показал, что появление «черных лебедей» никто не отменял. Авторитейлу пришлось в срочном порядке адаптироваться к сложившейся ситуации и перенастраивать привычные алгоритмы и схемы. Надеюсь, что 2021 год пройдет спокойнее, вероятность таких же потрясений мала.

Повышенный спрос в последние месяцы и сокращение производств большинства брендов весной – два фактора, которые привели к пустым складам дилеров. Дефицит автомобилей сохранится до конца года, а на некоторые модели продлится еще в начале следующего. В первом квартале 2021-го ситуация вернется в привычное русло.

К сожалению, предполагаю, что повышенный спрос на автомобили в последние месяцы обернется падением рынка в начале 2021 года. Мы понимаем, что на рынок в следующем году будут влиять две вещи: рост цен и уровень доходов населения. По нашим прогнозам, регулярное повышение цен на автомобили продолжится в январе, но резкого скачка цен, более 2 – 3%, не ожидаем. Понятно, что ни один производитель не может долго работать в убыток и, соответственно, поднимет цены, покрывая дополнительные расходы из-за падения курса рубля. А поскольку пока нет перспектив для роста доходов населения, значит, определяющим фактором наряду с повышением цен станет поддержка спроса правительством через льготные программы кредитования. В целом, как мы видим на сегодняшний день, динамика роста авторынка в следующем году будет в пределах 3 – 5%, но при этом первый квартал просядет по сравнению с 2020 годом.

Роман Слуцкий, генеральный директор, ГК «Аларм-Моторс»:

— Есть понимание, что преобладающее большинство ведущих российских дистрибьюторов закладывает сокращение объемов продаж на первый квартал следующего года на 5 – 10%. Автомобилей у дилеров будет по-прежнему немного, и рассчитывать на супервыгодные постновогодние распродажи покупателям не стоит.

При этом по итогам 2021 года практически все автопроизводители, располагающие собственными производственными мощностями в России, рассчитывают на рост своих продаж на 3 – 7%. Лишь отдельные марки в 2021 году планируют осуществить «прорыв» в следующем году и продемонстрировать прирост продаж на 20% и более. Это, в первую очередь, Haval, Geely, Genesis и Ford Transit. Основным устойчивым драйвером рынка должны стать госпрограммы по стимулированию сбыта легковых и коммерческих автомобилей, производимых в России. Полагаю, что программы будут возобновлены и расширены уже весной. Как всегда, спрос на российском авторынке будет находиться под сильным влиянием устойчивости национальной валюты.

Что касается ценовой стратегии автопроизводителей в будущем году, я не думаю, что стоит ожидать резкого повышения цен на автомобили в январе или в феврале. На мой взгляд, цены будут расти в пределах 0,5 – 1% в месяц. Авторынок – это стратегическая конкуренция за умы и кошельки потребителей. Никто из участников не готов потерять свое место в корзине. Все внимательно наблюдают за поведением друг друга. Цена того или иного товара на рынке и его объемы продаж находятся в прямой зависимости друг от друга. Повышение утильсбора увеличит цены на чистый импорт и снизит его объемы продаж.

Если говорить о возникшем в этом году дефиците на авторынке, то о полноценном насыщении складов автодилеров в четвертом квартале говорить не приходится. Работаем «с колес». Из известных мне марок лишь Mazda и Haval смогли к середине декабря существенно пополнить дилерские запасы и обеспечить себе неплохой финиш в декабре. Другие марки так и не смогли в полной мере удовлетворить спрос.

В следующем году в легковом сегменте смены лидеров не произойдет. При этом ведущие китайские марки будут последовательно отвоевывать внимание потребителя. Вероятно, уже в следующем году китайские бренды смогут преодолеть цифру в 100 тыс. проданных автомобилей. Это уже много, но пока лишь начало их роста в России.

Владимир Мирошников, директор по развитию, компания «РОЛЬФ»:

— По нашим прогнозам, следующий год также будет сложным для авторынка. В январе – феврале можно ожидать нового витка роста цен. С началом нового года автопроизводители обычно корректируют прайс-листы на автомобили, чтобы компенсировать инфляцию. Если ставки утилизационного сбора будут увеличены, то в отдельных сегментах рынка это может вызвать дополнительный рост цен в пределах 5%. Доходы населения «не успевают» за ростом цен, что сдерживает рынок.

Цены на автомобили постепенно, но неуклонно росли все последние годы, и 2020-й не стал исключением. Эта тенденция сохранится и в будущем году. В таких условиях автомобиль уже можно рассматривать как вложение денег: нашим клиентам зачастую удается продавать свои транспортные средства, которыми они пользовались несколько лет, дороже, чем их покупали.

Также рынку пока не удается преодолеть дефицит, и в некоторых брендах он будет сохраняться и в первом квартале будущего года. Вторая волна пандемии, которая пришла в Европу, ставит под угрозу стабильность новых поставок.

Читайте также:  Какой автомобиль лучше подойдет женщине

Если говорить о распределении спроса по сегментам, то наблюдается отчетливая тенденция к росту сегмента кроссоверов. Также появляются модели промежуточных классов, которые находятся как бы между кроссоверами и обычными легковыми автомобилями. В рамках каждого класса преимущество получают те модели, производство которых локализовано в России.

Делать прогнозы динамики авторынка на более отдаленную перспективу сейчас сложно. Результаты второго квартала мы будем сравнивать с низкой базой 2020 года, поэтому формальный рост продаж «год к году» не будет свидетельствовать о стабилизации рынка. В среднесрочной перспективе фактором роста рынка станет необходимость обновления российского автопарка, средний возраст которого пока продолжает увеличиваться, а также доступные предложения по автокредитованию. Немаловажным фактором, который будет влиять на рынок в 2021 году, могут стать меры по поддержке отрасли, которые будет реализовывать государство. Чем больше брендов и моделей попадут в госпрограмму, тем заметнее будет эффект.

Евгений Астафуров, генеральный директор, ГК «Башавтоком»:

— В начале 2021 года стоит ожидать падения авторынка из-за вполне прогнозируемого повышения цен с 1 января и, отчасти, насыщения спроса в последние месяцы 2020 года. В целом, скорее всего, 2021-й будет немного тяжелее уходящего года, если государство достаточно оперативно не начнет поддержку продаж новых автомобилей через субсидирование кредитных предложений.

Рост цен на авторынке в начале года может составить от 1% до 3%, а что касается ценовой политики в целом, то производители продолжат традиции 2020-го и будут стараться поэтапно увеличивать отпускные цены на свои модели на протяжении всего года.

В наиболее выгодном положении, как всегда, останутся автомобили бюджетного сегмента. В рейтинге продаж вряд ли стоит ожидать существенных перестановок. По новинкам толчок могут дать выход на рынок новых Renault Duster, Volkswagen Tiguan и Hyundai Creta, а также обновленных LADA Largus и LADA Niva.

Что касается возникшего в этом году дефицита на авторынке, на данный момент поставка автомобилей нормализуется и начинает входить в привычное русло. К середине первого квартала ситуация должна полностью стабилизироваться.

Артем Максимов, директор по стратегическому маркетингу, ГК «Прагматика»:

— Повышенный спрос, очевидно, уже заканчивается, и мы быстро возвращаемся в «рынок покупателя», когда у него появляется выбор, и он делает его, исходя из лучшего для себя клиентского опыта – это приведет к усилению борьбы за внимание потенциального клиента и удержания и развития своей клиентской базы. Трафик новых клиентов, очевидно, будет дорожать, маржинальность единицы продажи автомобиля будет уменьшаться.

В целом я верю в сценарий, что 2021-й будет годом начала плавного восстановления экономики, но если говорить о ее влиянии на спрос, то сегмент бюджетных автомобилей, в котором мы работаем, в большей степени будет реагировать на стимулирующие программы в виде различных поддержек, при условии применения которых мы можем увидеть и оптимистичные цифры в 1,5 млн новых машин по итогам года.

Вероятность «обвального падения» спроса в ближайшем году я аккуратно оцениваю как низкую: количество влитых денег будет подогревать этот спрос, но надо понимать, что в любом случае мы находимся в стадии высокой нестабильности и зависимости от мало предсказуемых факторов, поэтому строя планы на год, необходимо закладывать повышенные ресурсы на мониторинг развития ситуации и быть в постоянной готовности оперативно реагировать на ее развитие.

Андрей Творогов, руководитель группы онлайн-продаж дирекции развития продаж, ГК «БИЗНЕС КАР»:

— По моему мнению, в начале 2021 года на автомобильном рынке России сохранится выжидательная позиция. Это будет обусловлено рядом факторов: динамикой курса валют по отношению к рублю, ценообразованием, маркетинговой и экономической поддержкой дистрибьюторов дилерской сети, а также общей ситуацией с эпидемией COVID-19.

Очередное падение спроса может произойти при резком увеличении цен на автомобили и дальнейшем снижении курса валют по отношению к рублю. Также может сказаться решение властей, направленное на усиление ограничений в связи с ухудшающейся ситуацией из-за COVID-19. Можно предположить, что если рубль продолжит незначительно усиливать свои позиции по отношению к доллару США и евро, перечисленные выше факторы стабилизируются, а также будет быстрое пополнение складов автомобилями Toyota (RAV4 и Camry) нового года выпуска, благодаря производству в России, то спрос будет поддерживаться в начале года на стабильно высоком уровне.

По оптимистичному сценарию, на который рассчитывает ГК «БИЗНЕС КАР», продажи в 2021 году можно оценить около 110% от прогноза рынка на 2020 год – это примерно 1,6 млн штук. Доля Toyota и Lexus на российском авторынке будет составлять примерно 7,5%, что сопоставимо с долей по прогнозу 2020 года.

Переход года, окончание режима «промсборки» и плановое повышение утильсбора – все это суммарно может увеличить цену новых автомобилей до 10%. При этом повышение цен будет проходить поэтапно, чтобы не было резких скачков.

Нехватка машин продолжает сказываться на рынке новых автомобилей, формируя повышенный спрос на многие модели брендов Toyota и Lexus. Тем не менее, ситуация постепенно меняется в сторону стабилизации поставок и, соответственно, выравнивания спроса в зависимости от модели, конечно. Так, автомобили иностранного производства продолжают поставляться с ощутимой нехваткой, что провоцирует и ажиотажный спрос на них. В то же время модели локальной сборки (Toyota RAV4 и Camry) уже в январе будут поставляться 2021 года производства, что позволяет покупателям сделать выбор: купить здесь и сейчас по ценам на фоне ажиотажа и исходя из наличия автомобилей на складе или подождать месяц и купить автомобиль 2021 года выпуска по розничной цене уже в январе.

Алексей Гуляев, операционный директор, АГ «АВИЛОН»:

— В последние месяцы уходящего года на автомобильном рынке наблюдается повышенный спрос, связанный, в первую очередь, с желанием клиентов приобрести автомобиль до Нового года, пока еще все-таки малая доля ТС есть в наличии. В ноябре завершились программы льготного кредитования, и клиенты старались успеть совершить сделку, что, в свою очередь, повлияло на увеличение рынка. На динамике декабря сказывается предстоящая традиционная индексация стоимости на автомобили – по этой причине люди стараются успеть приобрести машину до 1 января.

В начале 2021 года на рынок повлияет сезонное повышение стоимости. Несмотря на то, что цены сейчас находятся под давлением девальвации рубля и с января по октябрь выросли в среднем от 3% до 15%, на что в совокупности повлияла инфляция, обновление модельного ряда и колебание курса, традиционная индексация цен произойдет, к тому же планируется повышение утилизационного сбора. Предполагается, что рост утильсбора составит до 30%, при таком сценарии цены на импортные автомобили автоматически вырастут от 2% до 4%. Автомобильные марки с высокой степенью локализации этот фактор затронет в меньшей степени по причине компенсации государством утильсбора через промышленные субсидии.

Дополнительным обстоятельством снижения спроса станет отсутствие существенных скидок, которых не предполагается, как это традиционно бывает, в первом квартале 2021 года, по причине отсутствия насыщенного склада автомобилей.

Наиболее заметным и влиятельным фактором в автомобильной отрасли остается дефицит автомобилей, который сохраняется по большинству марок. Это сдерживает рост продаж, так как мы могли реализовать в этом году значительно больше машин. Тренд на дефицит товарного ресурса продолжится в первые месяцы 2021 года. Ожидать изменений можно в конце первого – начале второго квартала. Объемы поставок в 2021 году планируются с ростом к 2020 году только ближе к середине года, что предположительно в среднем составит плюс 6 – 8% в связи с локдауном нынешнего года.

По некоторым маркам спрос продолжает превышать предложение. В массовом сегменте мы до сих пор фиксируем нехватку кроссоверов Hyundai – Creta и Santa Fe и ходовых седанов Solaris. В дефиците автомобили Volkswagen, в особенной степени это касается модели Polo. На рынке автомобилей премиум-класса схожая ситуация с дефицитом модельного ряда: мы ожидаем поставки SUV и ходовых серий всех премиальных брендов. В зависимости от марки и модели автомобиля срок ожидания может составить от 1,5 до 6 месяцев.

На тенденции 2021 года может повлиять налог «на роскошь», о котором клиенты задумываются перед покупкой автомобиля, что, в свою очередь, тоже зависит от изменения цен на рынке. По причине неоднократного повышения стоимости ряд моделей нижнего уровня выросли в цене и приблизились к пороговой планке. Не меньше клиенты заботятся о мощности своего автомобиля, а именно, чтобы она не превышала 250 л.с. – ставка налога в том числе зависит и от этого показателя. Покупатели гораздо чаще выбирают модели до 250 л.с., это более продаваемые модификации.

Что думают о развитии российского авторынка эксперты агентства «АВТОСТАТ»? Об этом можно узнать здесь.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду
Adblock
detector