Какую автомобиль будут производить в беларуси

«Тутэйшыя»: какие авто собирали и собирают в Беларуси?

Белорусский автопром десятилетиями ассоциировался лишь с тяжелым машиностроением — МАЗы и БелАЗы были и остаются нашей визитной карточкой. Но сегодня, когда глава государства рассказал о своей мечте выпускать легковой автомобиль с белорусскими комплектующими, мы не можем не вспомнить обо всех попытках сделать Беларусь производителем легковых автомобилей. А заодно разберемся, какие модели сегодня выпускаются у нас.

Пионером легкового автомобилестроения в Беларуси является Ford. Заключив с властями договор о налоговых льготах, Ford построил под Минском, в поселке Обчак, весьма современный по тем временам автомобильный завод. Без сварочного и окрасочного производства, правда, но в те времена никто и не требовал полной локализации.

Ford Escort производили недолго, но на вторичном рынке до сих пор встречаются машины «Зроблена ў Беларусі».

Собирались на заводе в Обчаке две модели: малолитражка Ford Escort и микроавтобус Transit. Но собирались, увы, недолго, буквально пару лет — когда власти по имеющейся уже тогда привычке изменили правила игры, Ford принял решение покинуть белорусский рынок. Завод на определенных условиях достался его белорусским партнерам, и сегодня мы знаем его как «Юнисон».

Именно «Юнисон» с тех пор и остается главным генератором идей по сборке различных автомобилей на территории РБ. В начале 2000-х здесь собирали польские грузовички «Люблин» с дизельным двигателем Andoria, но на фоне российской «Газели» они оказались слишком дороги, и проект довольно быстро был свернут.

На смену «Люблину» пришел Samand — иранский седан, созданный на базе Peugeot 405. Именно Samand долгое время был самой популярной легковушкой белорусской сборки — при помощи административного ресурса его массово «распространили» среди госорганизаций, но когда завод снизил цены, то подтянулись и частные покупатели.

Проект по сборке Samand изначально был обречен — кому в наших широтах нужен иранский автомобиль? Но на вторичном рынке это неплохой вариант для покупки: запчасти подходят от Peugeot 405, кузов оказался стойким к коррозии. А цена за машину «свежего» года очень невысока.

Успех Samand (пусть и относительный) сподвиг «Юнисон» на поиск других партнеров, и следующим автомобилем белорусской сборки стал китайский седан Zotye Z300, аналог одного из поколений Toyota Allion.

Zotye слышал? Нет, не слышал — эта марка малоизвестна даже в Китае. Поэтому машины пользуются весьма ограниченным спросом.

В этот же период в Беларуси появилось еще одно сборочное производство легковых автомобилей, и тоже китайских: под Борисовом начало работу предприятие «БелДжи», занявшееся SKD-сборкой автомобилей марки Geely. Причем в отличие от «Юнисона» борисовчане имели более мощную государственную поддержку, и поэтому размахнулись на сборку сразу трех моделей: хэтчбека LС Cross, седана SC7 и переднеприводного кроссовера Emgrand X7.

Именно «БелДжи» сегодня и является самым массовым белорусским автопроизводителем (речь о легковых авто) — за 2013−14 годы было собрано и реализовано более 10 тысяч автомобилей, причем большая часть была продана на российском рынке. Неплохо у «БелДжи» дела идут и в Беларуси: «благодаря» тому, что некоторые требования к автомобилям-такси были прописаны будто специально под SC7, эта модель действительно стала популярной у таксистов. Не стоит забывать и про другие направления работы административного ресурса — много Geely SC7 появилось у ГАИ и прочих служб.

На сегодня, по имеющейся у нас информации, сборка всех трех моделей Geely прекращена — дилеры реализуют лишь складские запасы. Образовавшиеся вследствие того, что на 2015 год было запланировано собрать 12 тысяч автомобилей, и какая-то часть машинокомплектов явно была поставлена в Беларусь еще до того, как все осознали последствия резкого падения курса российского рубля. Цены на новые и подержанные авто в России резко упали едва ли не вдвое, а белорусский автопроизводитель не мог позволить себе такого демпинга — поэтому продажи резко сократились, и в середине года «БелДжи» даже вынуждена была останавливать производство.

Но в будущее здесь все равно смотрят с оптимизмом: вовсю кипит работа по возведению будущего автозавода полного цикла, а недавние заявления главы государства дают понять, что «БелДжи» будет оказана всесторонняя поддержка. Правда, не совсем понятно, какие белорусские комплектующие собираются поставить на Geely — покрышки, разве что…

Что касается модельного ряда «БелДжи», то уже известно, что в данный момент идет обучение рабочих для сборки трех новых моделей. Каких именно? Можно только предполагать, поскольку представители завода хранят молчание, обещая лишь при первой возможности показать «настоящий хит». Что ж, поживем — увидим.

Opel Corsa собирались было выпускать на «Юнисоне», но вовремя отказались. Этот класс легковых автомобилей совсем не популярен в Таможенном союзе.

А пока расскажем о том, что в данный момент собирается и продается в Беларуси. И для этого снова придется обратиться к продукции все того же завода «Юнисон». Года полтора-два назад проскочила информация о том, что в Беларуси будут собирать некоторые модели концерна General Motors, но в эти слухи, регулярно возникающие вокруг «Юнисона», тогда мало кто поверил. А когда слухи подтвердились и выяснилось, что на заводе уже даже собрали несколько экземпляров Opel Corsa, оптимизма белорусам это не добавило — такие модели, европейского формата, у нас не очень популярны. Да и в остальных странах СНГ тоже.

Очень быстро это осознали и в GM — Corsa белорусской сборки так и осталась в виде нескольких опытных экземпляров. А вместо нее в производство пошли другие модели: после того как GM объявила об уходе с российского рынка, многие ее проекты были свернуты, и в частности сборка в Калининграде. Но поскольку спрос на определенные модели все еще остается, их производство было налажено там, где есть возможность недорого собирать относительно небольшие партии разных моделей. Именно так в производственной гамме «Юнисона» появились Opel Mokka, Chevrolet Traxx, а чуть позднее — Chevrolet Tahoe и даже Cadillac Escalade!

Читайте также:  Обслуживанию автомобилей bmw e36

Cadillac белорусской сборки — совсем недавно в это невозможно было поверить!

Но все это счастье, к сожалению, не про нас: несмотря на заявления об официальном уходе с российского рынка, все собранные в Беларуси джиэмовские модели отправляются прямиком в Россию. Единственным исключением стал Opеl Mоkka — у белорусского дилера, компании «РМ-Маркет», переднеприводные модификации с 1,6-литровым мотором продаются по 14,6 тысячи долларов. Кстати, очень неплохой прайс за современный европейский авто, можете посмотреть информацию в нашем каталоге новых машин.

Зато другой партнер завода «Юнисон», концерн PSA, никаких разграничений по рынкам не делает: белорусские дилеры предлагают все модели, собранные белорусским же заводом.

Самый доступный «француз» белорусской сборки — это Citroen C-Еlysee, сегодня предлагаемый по цене больше 140 миллионов рублей за базовую версию с 1,2-литровым мотором. Примерно по такой же цене продается его родственник и одноклассник, Peugeot 301.

Что имеем? Назвать точное количество собираемых сегодня в Беларуси моделей нелегко: информация о состоянии дел по нынешним моделям Geely, а также Zotye отсутствует. Но и без них хватает, из чего выбрать — 9 автомобилей мы насчитали точно! Правда, из них только 6 официально предлагаются в Беларуси, остальные собираются для российского рынка. И очень жаль, ни одна не собирается по полному циклу, со сваркой и окраской — мы имеем дело лишь со сборкой SKD, можно сказать, с прикручиванием того, что было откручено на зарубежном заводе-изготовителе. Однако учитывая темпы строительства «БелДжи», есть шанс, что полноценное производство легкового автомобиля в скором времени все же появится. И у нас есть информация, что о своем полноценном производстве задумывается и «Юнисон» — ему тоже срочно нужно повышать степень локализации, чтобы не лишиться статуса автопроизводителя. Так что через годик и посмотрим, что будет представлять из себя белорусский легковой автопром! Если нам не перекроют выход на рынок Таможенного союза, можем стать легковой автомобильной державой, все предпосылки для этого есть.

Источник

Почем «белорусское»: сколько стоят легковушки made in Belarus?

О качестве автомобилей белорусской сборки мы не раз писали на нашем сайте. Сейчас проверим, сколько стоят иномарки made in Belarus у официальных дилеров. Сразу хотелось бы отметить, что у всех перечисленных выше марок, кроме Zotye, есть официальный дилер в РБ. Скорее всего, это связано с тем, что и Peugeot, и Citroёn, и Geely имеют в модельном ряду как минимум три различные единицы, в то время как Zotye представлена только моделью Z300.

Peugeot

Седан Peugeot 301 предлагается в трех модификациях: Access, Active и Allure. Цены на базовую версию, которая оборудована бензиновым двигателем 1.2 VTi (72 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой», стартуют с 182,5 млн рублей (10.700 евро по состоянию на 02.07). Две другие модификации, Active и Allure, оснащены 115-сильным бензиновым двигателем 1.6 и стоят от 202 млн (11.850 евро) до 252,5 млн (14.800 евро). В качестве опции на обеих версиях предусмотрена установка «автомата». Вообще, судя по прайсу, две более топовые комплектации не сильно различаются между собой, за тем лишь исключением, что на Allure устанавливаются 16-дюймовые литые диски, автоматический кондиционер да еще пара «плюшек» в виде более «навороченной» аудиосистемы, кожаного руля и отделки рычага КПП кожей.

А вот базовая версия отличается от других существенно. В ней отсутствует кондиционер, нет задних электростеклоподъемников, нет возможности подогрева сидений и еще много чего другого, хотя и незначительного. Отсюда в принципе и такая низкая цена.

Citroёn

Zotye

Еще один «выходец» из цехов СЗАО «Юнисон», но на этот раз «гражданин» Китая. Вот как отозвался об этом автомобиле Алексей Хвощинский после тест-драйва:

Сейчас этот «китаебелорус» продается по цене 12.100 евро (206 млн) за базовую комплектацию. Приобрести его можно в ООО «Интергланс» или в «Автоцентре». По возможности к «базе» можно добавить «автомат», кожаный салон, еще несколько полезных мелочей, но в таком случае цена вырастет до 13.400 евро (228,5 млн).

Geely

В отличие от автомобилей, которые мы рассмотрели выше, Geely собирают не в Обчаке, а в Борисове. Там налажено совместное белорусско-китайское производство. О качестве сборки, технических характеристиках и ходовых качествах этих автомобилей упоминать не станем. Тестировались и сравнивались они уже не раз, о чем можно прочитать в наших материалах:

Сейчас речь пойдет только о стоимости.

Начнем с самой популярной модели Geely SC7. Цены на нее стартуют с 10.780 евро (184 млн). Добавив еще 3 млн, можно приобрести светодиодные ходовые огни LED. И вместо комплектации Comfort получится Prestige. Да, больше ничем две представленные модификации модели SC7 друг от друга не отличаются. В обоих случаях вы получаете 127-сильный бензиновый двигатель 1.8, «механику», полуавтоматический кондиционер и тканевый черный салон.

Да, возможно, SC7 все-таки не самая популярная модель в стане Geely. Есть ведь есть еще LC-Cross, который распиарил один белорусский рэпер.

Мы пиарить Geely LC-Cross не станем, скажем лишь, что его цена в «базе» сейчас составляет 158,5 млн (9300 евро). За эти деньги предлагается 1,3-литровый 84-сильный бензиновый двигатель и 5-ступенчатая «механика». Доплатив 7 млн, можно приобрести LC-Cross в комплектации Prestige с боковыми подушками безопасности и датчиком парковки. Если кого-то заинтересует такое предложение, предлагаем ознакомиться с материалами по теме:

Вердикт abw.by

Мы не ставили перед собой цель сравнить в этом материале автомобили белорусской сборки или дать им какую-то оценку, а лишь привели актуальные предложения по ним, наличие и цены. Мы просто собрали в одном материале все легковушки белорусской сборки и узнали «почем «белорусское», сколько стоят легковушки made in Belarus. Более подробную информацию о качестве сборки и характеристиках автомобилей вы сможете узнать в материалах по ссылкам, приведенным в статье.

Читайте также:  Какой автомобиль chery tiggo

Источник

Дожили до «Джили». Новая автомобильная история Беларуси

Автомобильный завод полного цикла «БелДжи», о котором так долго мечтали белорусские власти, построен и даже работает. Да, Беларусь теперь можно по праву считать производителем легковушек. А как все начиналось? За последние пару лет в истории легкового автопрома произошли некоторые изменения, так что мы решили разложить все по полочкам.

Сразу стоит сказать, что ни один из реальных или виртуальных проектов по сборке или производству легковых автомобилей в Беларуси не обходился без маячившей на горизонте перспективы продавать машины в Таможенном союзе, и в первую очередь в России. Беларусь с ее самой оптимистичной емкостью рынка в 50 тысяч новых авто в год попросту неспособна переварить полноценное производство. А оно по всем подсчетам становится рентабельным, только если с конвейера сходит не меньше 30−35 тысяч машин в год. Риск слишком велик, если нет доброго «спонсора».

1996−2000. Ford Transit/Escort

Мечты: собирать до 6 тысяч автомобилей в год и завоевать российский рынок.

Реальность: проект по сборке моделей Ford на мощностях завода в Обчаке просуществовал всего три года — с 1997-го по 2000-й. Производитель рассчитывал на таможенные и налоговые льготы, но расчет оказался неверен. Президентским указом в 1997 году были установлены равные права для всех машиностроительных предприятий. Цена автомобилей подскочила, и экономического смысла в таком производстве не осталось. За три года собрали 3660 машин. Потеряв около 10 млн долларов инвестиций, в 2001 году Ford перебрался в Россию, во Всеволожск, где и построил завод полного цикла, который успешно работает до сих пор.

2006−2013. Iran Khodro Samand

Желание иметь в стране собственное производство легковых автомобилей не отпускало белорусов. Завод в Обчаке необходимо было перепрофилировать. Новым инвестором стала английская фирма, специализирующаяся на инъекционном литье пластмассовых компонентов для радиоэлектронной промышленности. Предприятие было переименовано в СП ЗАО «Юнисон». После шестилетней паузы, в 2006 году, стартовал первый после ухода Ford громкий и масштабный проект по сборке легковушек. На рынок пришла экзотическая иранская марка Iran Khodro. Ставку сделали на среднеразмерный седан Samand.

Мечты: собрать 6 тысяч автомобилей в 2007 году, в дальнейшем довести мощность производства до 30 тысяч автомобилей в год, перейти от SKD-сборки к производству полного цикла.

Реальность: автомобили собирали методом крупноузловой сборки и поначалу продавали при помощи административного ресурса на госпредприятия. Но после снижения цены подтянулись и физические лица. Большой седан стоил от 10 до 13 тысяч долларов.

Иранцы были готовы вложить в развитие проекта порядка 42 млн долларов. Инвестиции предусматривали строительство к 2009 году цеха по сварке и окраске кузовов. Взамен иранские партнеры хотели войти в состав акционеров СП ЗАО «Юнисон». И снова не срослось!

Iran Khodro Samand

На Иран были наложены санкции, и белорусские партнеры не смогли оплачивать машинокомплекты. На заводе говорят, что если бы не это обстоятельство, то Samand бы до сих пор собирали и даже привезли бы новые модели. Всего же за период с 2006-го по 2013 год было реализовано порядка 2 тысяч автомобилей. Хотя изначально правительство Беларуси утвердило поставку такого же количества машин в 2007 году. В 2009 году удалось продать всего 281 легковой автомобиль, в 2010-м — 369 экземпляров.

2012 — … Zotye Z300

После неудачи с Iran Khodro нужно было искать других партнеров, и они нашлись, причем еще в 2012 году — в лице китайской марки Zotye. В качестве перспективной для рынка модели выбрали седан Z300. При цене в 12 550 долларов это было неплохим предложением. Предлагались версии как с «механикой», так и с автоматической коробкой передач.

Мечты: в 2013 году Алексей Ваганов, председатель наблюдательного совета СП ЗАО «Юнисон», сказал, что производство Zotye будет осуществляться по лицензии, а это значит, что «Юнисон» имеет право выпускать автомобиль под собственным именем. Планируемые объемы продаж не озвучивались, но традиционно обмолвились о сварке и окраске кузовов. Но на начальном этапе — крупноузловая сборка.

Реальность: старт производства долго откладывался. Сложности возникали из-за того, что государство активно поддерживало другой проект «белорусского» автомобиля — Geely. Полномасштабное производство началось только в 2014 году. Первоначально в дилерскую сеть поступило 63 автомобиля, до конца 2013 года поступило еще 100 машинокомплектов. Сейчас на сайте производителя отсутствует информация об этой модели.

2013−2017. Opel/Chevrolet/Cadillac

В 2013 году «Юнисон» разошелся не на шутку. Было подписано соглашение с концерном General Motors о промышленной сборке хэтчбека Opel Corsa. Но столь нишевый для рынка ТС автомобиль вряд ли бы пользовался высоким спросом. Поэтому проект с Corsa так и не развернулся. Зато после ухода с российского рынка концерна GM часть моделей, которые продолжали пользоваться пусть небольшим, но устойчивым спросом, стали собирать на заводе «Юнисон». Таким образом, «вторую» жизнь на рынке ТС получили модели Opel Mokka, Chevrolet Traxx, а чуть позднее — Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade.

Cadillac Escalade

Мечты: никаких особых надежд в отношении моделей GM завод не питал и не мечтал превратить Opel Mokka в народный белорусский автомобиль. Проект был нацелен исключительно на российский рынок.

Реальность: белорусы тоже могли приобрести автомобили концерна GM своей родной сборки. Но с их поставками был связан один забавный логистический казус. Так как «распределением» автомобилей дилерам занимался российский импортер, то собранные под Минском машины сначала везли автовозом в Москву, а потом — обратно в Минск, уже в дилерские центры.

Читайте также:  Обновить номер на раме автомобиля

В 2017 году GM приостановил сборку своих моделей на мощностях «Юнисона», но, по заверениям представителей белорусского завода, это временное решение, связанное не с отказом от сотрудничества, а с юридическими нюансами в связи с продажей марки Opel концерну PSA Group.

2014−2016. Peugeot/Citroen

В 2014 году СП ЗАО «Юнисон» подписало еще одно масштабное соглашение — на этот раз с PSA Group о промышленной сборке сразу нескольких моделей. Это четыре Peugeot: седаны 301 и 508, кроссовер 3008 и «каблучок» Partner, — а также две модели Citroen: седан C-Elysée и многоцелевой вэн Berlingo.

Peugeot 508

Мечты: первоначальные планы производства звучали очень оптимистично — 2500 автомобилей в год, и все это — для внутреннего рынка. PSA рассчитывал увеличить свою долю на белорусском рынке до 12% к 2017 году. Именно локальная сборка некоторых моделей должна была решить эту задачу. Впрочем, определенные надежды возлагали на госзакупки.

Реальность: SKD-сборка не позволила заметно снизить цены на автомобили, хотя они и отличались от европейских. Однако достигнуть заявленных показателей по производству так и не удалось.

2016−2018. Zotye T600

В 2016 году завод «Юнисон» представил на белорусском рынке еще одну модель Zotye — переднеприводный кроссовер T600. Интересно, что в это время модель уже довольно успешно продавалась в России, но мало кто об этом знал. Цены на хорошо оснащенный кроссовер начинались с 13 тысяч долларов.

2018. Zotye E200 и Z500EV

В 2018 году, буквально месяц назад, «Юнисон» анонсировал свой очередной проект. На этот раз в духе времени — здесь планируется приступить к сборке электромобилей. Две модели привезли в Беларусь для знакомства. Это сверхкомпактный городской хэтчбек Zotye E200 и среднеразмерный седан Z500EV.

2013−2017. Geely SC7/Emgrand 7/Emgrand X7/LC Cross/Emgrand GT

Практически одновременно с Zotye в Беларусь пришел еще один китайский бренд — Geely. И это уже была не инициатива частной компании, а государственный проект по созданию в Беларуси собственного легкового автомобиля. Путь был тернист и долог.

Мечты: создать в Беларуси первое производство легковых автомобилей по полному циклу. То есть делать собственный белорусский легковой автомобиль. Еще на этапе запуска крупноузловой сборки было заявлено, что между Жодино и Борисовом будет заложен завод полного цикла, со сборкой и окраской кузовов, который сначала будет производить 60 тысяч автомобилей в год с локализацией 30%, а его проектная мощность составит 120 тысяч автомобилей в год.

Реальность: в 2012 году был заключен инвестиционный договор, согласно которому объем вложенных средств составит 250 млн долларов. Старт производства запланировали на 2013 год на мощностях завода «Автогидроусилитель» в Борисове. Первоначально речь шла о крупноузловой сборке из машинокомплектов. Уже тогда проект озаботился получением российского сертификата, чтобы без проблем реализовывать собранные автомобили в РФ. Очевидно, что планируемые 10 тысяч авто в год на территории Беларуси продать было бы проблематично.

Geely SC7

Первым автомобилем, который собрали методом крупноузловой сборки, стал седан Geely SC7, затем появился кроссовер Emgrand X7 и компактный городской хэтчбек LC Cross. В мае 2014 года президент Лукашенко лично протестировал «белорусские» автомобили, ожидаемо хорошо о них отозвался и дал задачу правительству придумать механизм стимулирования покупки отечественного автомобиля — по сути, льготное кредитование на покупку. Этот механизм мы ждем до сих пор.

Дела у завода шли не так уж и плохо. За 2013−2014 годы удалось реализовать в общей сложности около 10 тысяч автомобилей, большую часть из них — в России. Но уже в 2017 году россияне купили всего 2234 Geely.

В 2016 году появился бизнес-седан Emgrand GT, который с ходу окрестили «членовозом». Автомобиль собирали с прицелом на чиновников, поэтому стоимость базовой версии не превышала установленный лимит на закупки в 25 тысяч евро.

2017 — наше время. Geely Atlas

Официальное открытие завода «БелДжи» несколько раз откладывалось. Первый автомобиль обещали собрать в мае. Тогда же AUTO.TUT.BY первым побывал на уже практически полностью готовом предприятии. На протяжении 2017 года завод «запускал производство» в июне, августе, сентябре. 17 ноября Лукашенко торжественно открыл завод «БелДжи». По сути, с этой даты можно отсчитывать историю рождения первого белорусского легкового автомобиля, хоть и китайского происхождения. Общие инвестиции в открытие производства составили порядка 500 млн долларов.

Выход на рынок первого белорусского легкового автомобиля, произведенного по полному циклу, не обошелся без казуса, связанного с ценообразованием. Сначала был озвучен примерный диапазон — от 17 до 25 тысяч долларов. После официального старта продаж оказалось, что базовая версия стоит 17 600 долларов, а максимальная — 26 300 долларов. Позже сообщили, что эти цены не окончательные и еще будут пересмотрены. Но с большой вероятностью действующий прайс-лист уже не изменится — объявленные цены на ключевом для завода росиийском рынке не отличаются от белорусских.

Geely Atlas

Пока с конвейера сходит всего одна модель — флагманский кроссовер Geely Atlas. Еще в феврале обещали запустить более доступный переднеприводный «паркетник» NL4 (по сути, модернизированная версия Emgrand X7). В листе ожидания — среднеразмерный седан SC7. Именно он должен стать локомотивом продаж и самым доступным автомобилем в линейке «БелДжи».

До чего дожили?

Если в России мечты сбываются у «Газпрома», то в Беларуси — у марки Geely. «Юнисон» уже который год обещает открыть цех сварки и окраски кузовов и, кажется, близок к этому. Так что высока вероятность появления на рынке еще одной почти белорусской марки. Выдержит ли Боливар двоих и готов ли российский рынок принять братьев-белорусов, когда там и своих производителей хватает? Прогнозировать здесь что-то сложно, но очевидно, что историю белорусского автопрома ждет занимательное продолжение.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду