Кан шина в автомобиле тойота

Бортовые системы электроники в современных легковых и грузовых автомобилях обладают огромным количеством дополнительных устройств и исполнительных механизмов. Для того, чтобы обмен информацией между всеми устройствами был максимально эффективен, в автомобиле должна быть надежная коммуникационная сеть. В начале 80-ых годов 20 века компания Bosch и разработчик Intel предложили новый сетевой интерфейс – Controller Area Network, который в народе называется Can-шина.

О принципе работы сетевого интерфейса CAN-шина

Кан-шина в автомобиле предназначена для обеспечения подключения любых электронных устройств, которые способны передавать и получать определенную информацию. Таким образом, данные о техническом состоянии систем и управляющие сигналы проходят по витой паре в цифровом формате. Такая схема позволила снизить негативное влияние внешних электромагнитных полей и существенно увеличить скорость передачи данных по протоколу (правила, по которым блоки управления различными системами способны обмениваться информацией).

Кроме того, диагностика ЭБУ различных систем автомобиля своими руками стала проще. За счет применения подобной системы в составе бортовой сети автомобиля высвободилось определенное количество проводников, которые способны обеспечивать связь по различным протоколам, например, между блоком управления двигателем и диагностическим оборудованием, системой сигнализации. Именно наличие Кан-шины в автомобиле позволяет владельцу своими руками выявлять неисправности контроллеров и ошибки с помощью специального диагностического оборудования.

CAN-шинаэто специальная сеть, с помощью которой осуществляется передача и обмен данными между различными узлами управления. Каждый из узлов состоит из микропроцессора (CPU) и CAN-контроллера, с помощью которого реализуется исполняемый протокол и обеспечивается взаимодействие с сетью автомобиля. Шина Кан имеет минимум две пары проводов – CAN_L и CAN_H, по которым и передаются сигналы посредством трансиверов – приемо-передатчиков, способных усиливать сигнал от управляющих устройств сети. Кроме того, трансиверы выполняют и такие функции как:

На сегодняшний день признаны два вида трансиверов – High Speed и Fault Tolerant. Первый тип наиболее распространен и соответствует стандарту (ISO 11898-2), он позволяет передавать данные со скоростью до 1МБ в секунду. Второй тип приемопередатчиков позволяет создать энергосберегающую сеть, со скоростью передачи до 120 Кб/сек, при этом подобные передатчики не имеют чувствительности к каким-либо повреждениям на самой шине.

Особенности работы сети

Следует понимать, что данные по CAN-сети передаются в виде кадров. Наиболее важные из них – это поле идентификатора (Identifire) и система данных (Data). Наиболее часто используемый тип сообщения по Кан-шине – Data Frame. Данный тип передачи данных состоит из так называемого арбитражного поля и определяет приоритетную передачу данных в том случае, если сразу несколько узлов системы передают данные на CAN-шину.

Каждое из подключенных к шине устройств управления имеет свое входное сопротивление, а общая нагрузка рассчитывается из суммы всех подключенных к шине исполняемых блоков. В среднем, входное сопротивление систем управления двигателем, которые подключаются на CAN-шину, составляет 68-70 Ом, а сопротивление информационно-командной системы может составлять до 3-4 ОМ.

Системы управления CAN имеют не только различное нагрузочное сопротивление, но и разную скорость передачи сообщений. Этот факт усложняет обработку однотипных сообщений внутри бортовой сети. Для упрощения диагностики на современных автомобилях используется межсетевой интерфейс (преобразователь сопротивления), который либо выполнен в качестве отдельного управляющего блока, либо встроен в ЭБУ двигателя автомобиля.

Подобный преобразователь также предназначен для ввода или вывода определенной диагностической информации по проводу «К»-линия, который подключается во время диагностики или изменения параметров работы сети либо в диагностический разъем либо непосредственно к преобразователю.

Важно отметить, что определенных стандартов для разъемов сети Can на сегодняшний день не существует. Поэтому каждый из протоколов определяет свой тип разъемов на CAN-шине, в зависимости от нагрузки и других параметров.

Таким образом, при проведении диагностических работ своими руками используется унифицированный разъем типа OBD1 или OBD2, который можно встретить на большинстве современных иномарок и отечественных автомобилей. Однако, некоторые модели автомобилей, например Volkswagen Golf 5V, Audi S4, не имеют межсетевого интерфейса. Кроме того, схема блоков управления и CAN-шины индивидуальна для каждой марки и модели авто. Для того, чтобы провести диагностику CAN-системы своими руками, используется специальная аппаратура, которая состоит из осциллографа, анализатора CAN и цифрового мультиметра.

Работы по выявлению неисправностей начинаются со снятия напряжения сети (снятие минусовой клеммы АКБ). Далее определяется изменение сопротивления между проводами шины. Самыми распространенными видами неисправности Кан-шины в автомобиле является замыкание или обрыв линии, выход из строя резисторов нагрузки и снижение уровня передачи сообщений между элементами сети. В некоторых случаях без применения анализатора Can выявить неисправность не получается.

Основные режимы работы CAN-шины: активный (зажигание включено); спящий (при выключенном зажигании); пробуждение и засыпание (при включении и выключении зажигания). Во время спящего режима ток потребления шины минимальный. Однако при этом по шине (с меньшей частотой) передаются сигналы о состоянии открытия дверей и окон, других систем, связанных с охранными функциями автомобиля.

В большинстве современных диагностических устройств предусмотрен режим диагностирования ошибок по CAN-шине. Технически это организовано непосредственным подключением проводников к диагностическому разъему.

Преимущества и недостатки применения КАН-шины в автомобиле Начать следует с того, что, если бы в 80-х годах прошлого века не был предложен стандарт CAN, его место обязательно занял другой вид взаимодействия систем автомобиля. Можно, конечно, разместить все блоки управления системами автомобиля в едином суперблоке, в котором программно обеспечить взаимодействие разных систем. Такие попытки были у французских производителей. Однако, с увеличением функциональности и производительности значительно увеличивается вероятность отказов. Сбои, например, дворников, могут привести к отказу запуска двигателя. Основные преимущества применения CAN-шины: возможность проведения оперативного контроля и диагностики всех систем автомобиля; объединение потоков информации в едином помехозащищенном канале; универсальность, способствующая унификации процессов диагностирования; возможность подключения охранных систем по CAN-шине (нет необходимости тянуть проводку к каждому элементу контроля). Недостатки CAN-шины: невысокая надежность; повреждение одного из блоков управления может привести к полной неработоспособности CAN-соединения. Устранение неисправностей На приборной панели автомобиля отсутствует индикаторная лампа неисправности CAN. Судить о том, что работоспособность CAN-шины нарушается, можно по косвенным показателям: на приборной панели одновременно загорелись несколько индикаторных ламп неисправностей; пропали показатели температуры охлаждающей жидкости, уровни топлива; загорелся «CHECK ENGINE». Прежде всего, следует выполнить диагностику. Если она покажет на неисправность CAN-шины, следует приступить к устранению проблемы. Последовательность работ: Найти проводники витой пары шины. Часто они имеют черный (высокий уровень) и оранжево-коричневый (низкий) цвета. Проверить при включенном зажигании с помощью мультиметра напряжения на проводниках. Уровни не должны быть равны 0 или более 11 Вольт (обычно около 4,5 Вольта). Выключить зажигание, снять клемму аккумуляторной батареи. Измерить сопротивление между проводниками. Если оно будет стремиться к нулю, значит, в шине присутствует короткое замыкание, если к бесконечности – обрыв. Приступить к поиску обрыва или короткого замыкания. Если есть подозрение на то, что замыкание шины происходит по причине отказа какого-либо блока управления, можно последовательно отключать блоки управления и контролировать сопротивление и работоспособность шины. Неисправность CAN-шины относится к сложным неисправностям электрооборудования автомобиля. Если у автовладельца нет необходимых навыков ремонта электрики, то лучше воспользоваться услугами специалиста.

Читайте также:  Перчатки для вождения автомобиля мужские с пальцами

CAN-шина – это электронное устройство, встроенное в электронную систему автомобиля для контроля технических характеристики и ездовых показателей. Она является обязательным элементом для оснащения автомобиля противоугонной системой, но это лишь малая часть её возможностей.

Источник: lubimauto.ru, voditeliauto.ru.

Источник

Toyota Premio X L package 4WD › Бортжурнал › Подключение NSZN-W64T к CAN-шине

В головном устройстве NSZN-W64T есть разъем для подключения к CAN-шине автомобиля. Ответную фишку мне помог найти Den516 вот я и решил проверить, что может показать магнитола имея доступ к бортовой шине данных. Самая ближайшая точка подключения к шине находится на разъеме комбинации приборов, пины 39 (CANH) и 40 (CANL) разъема Н64.

В разъеме магнитолы задействованы пины 4 (CANH) и 5 (CANL).

Осталось их соединить витой парой, протянутой в гофре 10 мм. С одной стороны провода обжаты с завода родными тойотовскими пинами, с другой решил применить способ соединения с помощью обжимных наконечников, предварительно откусив бокорезами контактные площадки.

Данный способ подсмотрел на проводке от противотуманных фар, таким образом японцы делают ответвления от проводов. Мне понравилось, контакт получается достаточно хороший и крепкий, а провода не смещаются относительно друг друга. Для обжима использовал цангу Вюрт.

Сразу переделал все соединения за приборкой и головным устройством. Теперь в проводке уверен на 100%!
После электрического подключения зашел в сервисное меню ГУ и активировал подключение к CAN-шине.

Осталось выбрать автомобиль из списка и радоваться посыпавшимися данными!
Toyota Premio в списке отсутствует.
Среди множества моделей автомобилей концерна для нашей место не нашлось. Перебирая по порядку все, записывая изменения на SD-карту и перезагружаясь в надежде на чудо, я проверил на всех моделях Тойот. С Премио/Аллион работа NSZN-W64T по CAN-шине не предусмотрена. Надежда была на получение данных одометра, расхода топлива, состояния дверей и т.д. Таблицы со статистикой так и остались не заполненными(.

Мнемосхема работы гибридной установки осталась неактивной. Данных по работе климат-контроля не обнаружил.
Вывод: подключение не заняло много времени, но позволило привести в порядок проводку за магнитолой, чему я рад даже больше, чем отсутствующим данным с шины. Прочитать ее можно и другими, нештатными способами)))

Источник

Кан шина в автомобиле тойота

Страсти вокруг кода P 0500, часть 4

Посмотрим тему: «Toyota Corolla 2ZR-FE 2012, Ошибка Р0500»,- http://forum.autodata.ru/264/23671/all.htm

Почему когда задается вопрос по CAN … то ответ начинается всегда :-« КАН- шина это…»….

Да не о шине вопрос, вопрос о системе.

Впервые идея CAN была предложена в середине 80-х немецкой компанией Robert Bosch, которая задумывала ее в качестве экономичного средства для объединения контроллеров, расположенных внутри автомобиля. Традиционный способ связи распределенных по объекту контроллеров жгутами проводов по своей технической сложности, по ценовым и по весовым параметрам для столь массового изделия, коим является автомобиль, оказался непригоден. Требовалось альтернативное решение, сокращающее количество проводов, поэтому был предложен протокол CAN, для которого достаточно любой проводной пары.

Поэтому начнем с определения:

В нашем случае, объектом управления является автомобиль, фото 1:

— Обмен данными идет дискретными сообщениями. Формат этих сообщений строго определен. Каждое сообщение несет в себе информацию только об одном параметре (скорость, скорость вращения КВ, температура ОЖ и пр.) Вот эта часть сообщения называется типом сообщения. И каждому сообщению присваивается идентификатор типа. И есть еще «хвостик» в конце сообщения из двух бит, который служит для проверки правильности переданного/принятого сообщения. Это избыточный код. Информации он не несет никакой, но если сообщение будет искажено, то это станет сразу очевидным. И такое сообщение не будет принято как достоверное. Другими словами – это контрольная сумма.

— При построении CAN априорно предполагается, что количество блоков управления включенных в нее относительно невелико. Следовательно, и количество типов различных сообщений невелико. И ограничение на количество блоков управления и типов сообщений накладывает сам объект управления. Все зависит от его технологической сложности. В нашем случае мы имеем всего лишь простой автомобиль.

А если это так, то возможно построить безадресную и абсолютно децентрализованную систему.

Сторонники анархии могут успокоиться …-)), ничего похожего на анархию в системе CAN не может быть. И конфликтов нет – все разрешается быстро, спокойно и просто. Дисциплина в системе жесткая. Протоколом установлены четыре вида служебных сообщений, называемых фреймами:

В шине CAN биты 0 и 1 имеют ещё одно название: рецессивный уровень и доминантный уровень, соответственно. Если двумя разными передатчиками будет одновременно передан рецессивный и доминантный уровни, то доминантный уровень подавит рецессивный. Вот на этом построен арбитраж на шине. Каждый передатчик одновременно считывает то, что он предаёт в шину. Передатчик с более низким приоритетом вынужден «отпустить шину», так как чужой доминантный уровень с более высоким приоритетом исказил его передачу. В то же время, сообщение с более высоким уровнем остается неизменным. Передатчик, «отпустивший шину», может повторить попытку через некоторое время

Читайте также:  Руководство по эксплуатации автомобиля skoda rapid

Это вам не в очереди за медицинскими полюсами… где возле одной двери сошлись Герой Соцтруда, Ветеран Куликовской битвы и Мать Героиня на сносях.

А вот теперь цитата с форума, а вы попробуйте определить, что в ней неверно. Основные принципы построения и назначение системы описано выше. « Наверное и CAN- шина заходит в комбинацию. Для работы стрелки спидометра. Информация о скорости идет по CAN-шине от блока ABS. Хотя та же шина заходит в ЕСМ, но информацию о скорости авто ЕСМ получает от блока ABS через комбинацию. Автор не проследил сигнал на этой цепи. А надо было. Блок ABS, наверное, фирмы Бош? Да ладно, съели давно уже это. »

Если блоки управления включены в систему обмена данных, возможна ли ситуация, когда информация получается через кого-то (через панель). А ЕСМ, включенный, в эту же шину сигнала этого не видит? НЕТ.

Просто нужно учитывать особенность: коды ошибок, считанные с системы управления двигателем, АКПП и пр., могут оказаться не доминирующими, поскольку обмен информацией и получение информации идет по системе обмена данными. А в ней есть тоже чему ломаться.

Что сбивает с толку, и что пугает некоторых диагностов, и не только начинающих.

К чему привыкли? А привыкли к тому, что вся информация, и весь обмен ею был адресный. Сигнал от датчика, разъем … пин №… далее на промежуточный разъем, пин №…. Далее красным проводом на пин № блока управления. И все это можно проверить хоть осциллографом, хоть мультиметром. А главное те, кто имел навыки по работе или работал автоэлектриком, или просто знает порядок поиска неисправностей в обычных цепях, сейчас оказался в « позе глубочайшей задумчивости». Мало того, что не все понятно, но и способы проверки не подходят.

Предлагаемые же способы, в том числе и производителем, скудны. И порой не приводят к желаемому результату. И в большинстве случаев диагност стоит перед выбором: « заказать целиком узел или блок, или продолжить поиск». Как бы все проверил, и как бы все нормально. И шел по шагам как в программе, а уверенности нет… А блок стоит не пятак. А если клиент его купит, а неисправность останется, что тогда?

Вот такая ситуация была с Лексусом. Диагност приговорил и блок, и рулевую рейку с датчиком. А клиент «притаранил» это все. И через несколько часов стало понятно, что не тот «бобик сдох». Выход?

Понятно, что клиент сейчас взвоет, и взвоет на полную стоимость. Хотя приобрел это все за полцены у официалов. Я никакой тайны не раскрыл, просто озвучил реальную ситуацию. Те, кто занимается ТО новых авто, как раз этим занимаются тоже. Это не считается кражей, это не скупка краденного… это называется очень толерантно: «купить деталь, по цене ниже, чем у производителя». Но суть не в этом. Машину нужно вернуть в исправном состоянии владельцу. Тогда будут и волки сыты и овцы целы. «Корпоративность» нашему брату, как и специалистам других профессий, не чужда. Многие сотрудничают между собой и помогают друг другу в подобных ситуациях. Клиент же об участии в ремонте «третьей стороны» просто не ставится в известность. Знаете, почему диагност приговорил и блок и рейку. Потому, что… хрен его знает, может это, а может это. А «цепи» он проверил. Проверил и ошибся. И неисправность пропустил, просто ерундовую, на коннекторе. Потому что проверял согласно методики… мультиметром, в режиме измерения сопротивлений.

Давайте немного подробнее, о самом простом, о витой паре. Фото 2:

Скрин сделан с Мотордаты. Хотя без разницы, можно и любой иноземный мануал взять, результат будет тот же. Все неисправности в CAN сведены к трем возможным:

— неисправность блока;
— неисправность проводки (шины);
— наведенные помехи в шине данных.

Способы проверки просты. Дается вот такая, или наподобие картинка, фото 3:

И предлагается выполнить осциллографирование… или использовать тот же омметр.

А у нас же у каждого есть осциллограф! И осциллограмма какая-никакая есть для сравнения. Ну – ну… Именно так, чтобы не затевать дискуссий скажет тот, кто знает что такое осциллограф, тот, кто изучал этот прибор и работал с ним. И на этих людей слабо действуют рекламные трюки: «простой в использовании, интуитивно понятный интерфейс…» Их больше интересуют возможности прибора. А что касается наших осциллографов, которыми мы работаем, так они «кастрированы» по сигналы системы управления. Могут выполнять отдельные функции мотортестера. Все. Так что сравнивать и анализировать сигнал подобным прибором…

А теперь я дам другой скрин, и посмотрим где удобнее, фото 6:

Пайка на витой паре, насколько мне известно, не приветствуется. В случае ее повреждения, соединение восстанавливают с помощью вот таких клипс, фото 7:

А придет время, и CAN будет тестироваться со сканера, обычно и привычно .

Был вопрос в теме http://forum.autodata.ru/264/23671/all.htm а бывают ли цифровые датчики? Бывают… будь они неладны. Фото 8:

Вот он, красавец. Включен прямо в шину данных. А это значит что он цифровой. Потому что любая импульсная последовательность, если попадет в шину данных, подавит там обмен информацией сразу. А этот датчик формирует сообщение такого же формата, как описано в самом начале. И проверить его можно, несмотря на то, что он цифровой.

Если взять ось времени и над нею изобразить аналоговый, изменяющийся во времени сигнал, то в любой момент времени значения этого сигнала будут различны. И их будет множество.

Если над осью времени изобразить цифровой сигнал то мы в различные моменты времени будем видеть либо уровень логического ноля, либо единицы, либо переход из одного состояния в другое.

А внешняя схожесть в чем-то может быть, но это ничего не означает. И суть совершенно в другом. Вольное трактование меняет не «терминологию», как многие считают. А искажает саму основу и возможность понимания процесса и сути.. Это разные вещи.

Читайте также:  Коллекция автомобилей у миллионеров

И еще что хотелось бы отметить:- жаргон технический или то, что многие используют при объяснении или общении… Это тоже не терминология. Это … короче смотрим, фото 9:

Мировой шедевр. Сальвадор Дали. Называется картина:«Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения.» Это сюрреализм. Я в нем полный ноль. Поэтому потратил время, пока нашел пчелу, летающую над гранатом. Это все, что я смог. Оценивать картину я просто не могу, а сказать, что на ней изображено, и объяснить смысл, тем более.

А теперь реализм, фото 10:

Но есть еще и «помощники», которые помогают достичь определенной стадии невежества. Это торговцы информацией. Есть и доморощенные, есть и от официалов. Ну вот например, фото 12:

Все легко! А главное:«ничего не бойся». Есть еще видеокурс. Там подороже 300$, но принцип тот же: «легко! И ничего не бойся». Расчет на тех, кто ищет «ногу, на которую нужно встать» и решить разом все проблемы. А раз есть спрос, есть предложение. Рынок, однако.

От официалов продавцы опаснее. Их продукция привлекает внешним видом, простотой пояснения, и на первый взгляд кажется, что именно сама суть изложена, и ничего лишнего.

Вот так, сначала известная всем эмблема автопроизводителя. Затем картинки. Минимум текста, море, яхта природа… Воспринимается «на ура». Но картинками все не пояснишь, надо что-то писать… И вот как начали писать, так сразу и видно стало. Оказывается, датчик-то цифровой. Вот так. Век живи, век учись. Или так: «хочешь научиться- фильтруй информацию». Где не понимаешь, спрашивай у тех, кто может объяснить.

И крупным планом финал, фото 15:

Вот сколько всплыло всего в обыкновенной теме. А началось-то все с простого кода Р0500. Да, совсем забыл. Шин, где используется оптоволокно, вообще не нужно боятся. Их проверить очень легко. Для этого нужно иметь всего лишь источник света. Все шины сходятся в общую, соединение параллельное. Поэтому подсветив любую шину вы увидите свет на других, а там где он не проходит – шина повреждена.

Маркин Александр Васильевич

Источник

Hyundai Genesis Prada › Бортжурнал › Взлом кан-шины для чайников.

Всем привет!
Я очень часто получаю вопросы через ЛС о том, как подключиться к кан-шине автомобиля и как вытащить нужную информацию из нее. Сегодня я подробно расскажу о процессе взлома кан-шины. Будет много текста и картинок.

Вернемся к Кан-шине. Нас интересуют конкретные данные. Кому-то нужны обороты двигателя, кому-то сведения о парктрониках или информация о параметрах климат-контроля, кто-то ищет команды, отправляемые с кнопок руля. Причем не обязательно, что все данные будут находиться в одной кан-шине. В автомобиле шин может быть 2, 3 и более. Есть высокоскоростная шина, с которой работают основные силовые узлы автомобиля (двигатель, коробка и т.д.). Но есть и другие шины. По ним передаются данные о состоянии замков дверей, парктроников, климата и прочего.

Для начала нужно определиться, к какой шине нам нужно подключиться. Если нас интересует информация о климат-контроле, то нужно подключаться к кан-шине, идущей к блоку управления климатом. Первым делом нужно найти схему разъема нужного блока (распиновку). В ней обязательно должны быть следующие контакты — Can H (он же Can+ или Can High) и Can L (он же Can- или Can Low). Именно к ним мы будем подключаться для извлечения данных.

Итак, определились с местом подключения. Теперь давайте разберемся с тем, чем именно будем взламывать шину. Для этого уже есть готовые и недорогие решения. Начнем с железной составляющей. Нам понадобится обычный компьютер (ноутбук) под управлением Windows. Думаю с этим ни у кого проблем не возникнет.

Для считывания данных кан-шины и передачи их на компьютер нам понадобится микроконтроллер Arduino UNO (рекомендую приобрести китайский клон на всем известном сайте) и так называемый шилд для него — Can Bus Shield для Arduino Uno. Вот ссылки на комплектующие:
Can Bus Shield (есть более дешевые варианты, но нужно паять ножки самостоятельно. В последний раз шилд обошелся мне в 350р).
Arduino Uno R3 (китайский клон)

Шилд нужно вставить в плату ардуино вот так.

На самом шилде есть вот такая дорожка. Ее нужно перерезать, например канцелярским ножом, иначе никаких данных он не передаст.

На некоторых шилдах дорожки нет (точнее есть, но она не видна). Есть просто два контакта в том же месте. Нужно перерезать ножом место между ними (так как под слоем краски идет дорожка).
На самом шилде есть колодка для подключения проводов к кан-шине (на фото выше — зеленая). Две клеммы с обозначениями Can L и Can H. Теперь нам нужно взять кусок двухжильного кабеля (я предпочитаю витую пару), одну сторону подключить к колодкам шилда, а вторую — к проводам Can H и Can L соответствующих пинов разъема климат-контроля. Можно посадить на скрутки.

Таким образом можем считать, что со стороны железа подключение и настройку мы закончили. Теперь перейдем к программной части.

Подключаем наш Arduino к компьютеру и настраиваем Arduino IDE. Выбираем в меню Инструменты->Плата-> Arduino Uno. В этом же меню выбираем Порт, к которому подключен наш Ардуино. Обязательно запоминаем номер порта, он нам еще пригодится. Теперь открываем скачанный скетч canhacker.ino и загружаем скетч в Ардуино, нажав Ctrl+U.

Да, вот еще что. В скетче следует обратить внимание на строку функции void setup():
if(CAN_OK == CAN.begin(CAN_100KBPS))
В этой строке мы указываем скорость нашей кан-шины. Мультимедийная шина генезиса работает со скоростью 100кб/с. Именно ее я и задал в скетче canhacker.ino. Для других автомобилей скорость может отличаться, поэтому если после запуска программы Can Tool вы не увидите никаких сообщений, пробуйте менять этот параметр на, скажем 125, 200, 500… полный перечень можно найти в файле mcp_can.cpp библиотеки Can Bus Shield (ссылка выше).

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду
Adblock
detector