Классный час на тему автомобиль и экология

Классный час День без автомобиля.
классный час по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 города Горно-Алтайска»

«День без автомобиля»

Тема: День без автомобиля.

Компьютер и проектор.

Стихотворения, внесённые в сценарий, необходимо заранее предложить ребятам выучить наизусть.

УЧИТЕЛЬ Согласно статистике, каждую минуту с конвейера в мире сходит один новый автомобиль. Количество авто в Москве уже превышает критический уровень в 170-180 автомашин на одну тысячу жителей. Через несколько лет, возможно, улицы столицы станут непроходимы даже для пожарных и машин скорой помощи.

Что за праздник-то такой?
День без пробок и авто!
Сесть в автобус и домой
Ехать иль идти пешком?

Да! И это только в радость!
Воздух свеж как никогда!
В пробках больше не ругаюсь!
Вот бы так было всегда!

Автомобили нашу жизнь давно заполонили,
И воздух весь вокруг они же загрязнили.
Они большие грузы уж далеко-то возят,
И нас к работе нашей же подвозят.
Но газы выхлопные в воздух выкидают,
И нас же ними тоже заражают.
Я призываю очень рьяно всех,
Сегодня отказаться от машинных же потех.
День без автомобиля вместе проведём,
Своим успехом тут же мы блеснём.
Пусть традиционным станет этот день,
И это будет первой лишь ступень.

Не мыслим мы и дня без автомобиля,
Но раньше люди всё же как-то жили.
И грузы сильно тяжкие возили,
Природе же при этом не вредили.
Давайте день мы без машин все проведём,
И все мы пожелания же соблюдём.
Нам сразу станет легче ведь дышать,
И воздух газами никто не будет загрязнять.

В 2000 году подобные Дни стали проводиться по всему миру в рамках программы World Carfree Day, проводимой организацией Carbusters (теперь — World Carfree Network ); в том же году Всемирные Дни стали проводиться совместно с программой «Earth Car Free Day» (организация «Earth Day Network»).

Ситуация становится критической, но отнюдь не безнадежной. Каждый год 22 сентября многие города мира проводят Всемирный день без автомобиля. К примеру, во Франции (эта же страна была первой, отметившей День без автомобиля) в этот день для автомобилей закрыт центр Парижа, а жителям для передвижения предлагают велосипеды, причем совершенно бесплатно – достаточно оставить в залог удостоверение личности. Во многих городах зарубежья проезд на общественном транспорте в этот день бесплатен.

Хочу я всех сегодня вас призвать,
В услугах транспортных себе-то отказать.
Давайте пешим своим ходом
Все доберёмся быстро на работу.
И день пройдёт без шума от мотора,
Большой заряд получим мы задора.
И в этот день не будет выброс газов,
Что нам, конечно же, всегда и надо.
Поздравлю всех с днём без автомобиля,
И желаю, чтобы долго жили.

В России к международному движению 22 сентября присоединились пока только Москва, Белгород и Нижний Новгород. Однако это не имеет большого влияния на ситуацию – в 2009 году в Москве было так же много пробок 22 сентября, как и в любой другой день. Что радует — чиновники в тот день шли на работу пешком, некоторые – на велосипедах.

Ножками, ножками, только вот так,
Дома оставьте ключи,
Есть ведь троллейбус, метро, на крайняк,
А лучше пешочком дойти.
Я поздравляю того, кто сумел
«Пешиком» стать хоть на час.
Что ж, отдохнем от железных коней,
Так же, как кони от нас!

Сегодня взрослые и дети
Не сядут в кресло, как всегда.
На улицах так солнце светит,
И воздух свеж, как никогда.

Пешком! Вперед к рассвету,
Идем мы за руки держась.
Разгрузим хоть на день планету,
С нее мы смоем копоть, грязь.

Хоть в этот день мы без машины,
Перемещаемся кругом.
Неважно женщины, мужчины,
Мы любим все ходить пешком!

Здоровьем в этот день поздравим,
Друг другу мы дадим урок.
И для души мы всем оставим,
Сердечный этот поздравок.

Источник

Презентация на тему: «Автомобиль и экология»

Данная презентация создана для того, чтобы показать влияние отработавших газов автомобилей, пыли, транспортного шума, отходов автотранспортных предприятий на экологию, в том числе и на здоровье человека. Также в ней рассматриваются способы обеспечения экологичности автомобильного транспорта и проводятся исследования по выявлению нагрузки автотранспорта в д. Ольявидово.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектная работа по теме: «Влияние автомобилей на экологию»

Эпиграф:« Автомобили, автомобили… буквально все заполонили» « Автомобили, автомобили… буквально все заполонили»

ЦелЬ : 1. Показать влияние автомобилей на экологию. ЗАДАЧИ: 1. Показать влияние отработавших газов автомобилей, пыли, транспортного шума, отходов автотранспортных предприятий на экологию, в том числе и на здоровье человека. 2. Показать способы обеспечения экологичности автомобильного транспорта; 3. Провести исследование по выявлению нагрузки автотранспорта в д. Ольявидово.

Статистика по России.

Влияние шума на организм Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. По ГОСТ уровень внешнего шума для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ. Уровень внутреннего шума для легковых автомобилей 80 дБ, грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ.

Мероприятия по защите от автомобильного шума Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств. К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Загрязнение окружающей среды Использование, техническое обслуживание и ремонт автомобилей приводит к образованию на автотранспортных предприятиях (АТП) отходов, которые оказывают отрицательное воздействие на среду. Отходы: нефтепродукты, электролиты аккумуляторных батарей, этиленгликоль-составляющая антифризов, свинцовая пыль, резиновая пыль, пыль с асфальтовых покрытий. Ежегодно с колес одного автомобиля стирается до 10 кг резины, ас асфальта – слой в 1мм.Это значит, что на шоссе шириной 10 м на каждом отрезке в 100 км образуется в год 100 т пыли. Все эти отходы попадают в почву или в воду. Один автомобиль за свой жизненный цикл образует массу вторичных отходов в 10 раз больше массы самого автомобиля.

Читайте также:  Срок уплаты ндфл с автомобиля

Исследование автотранспорта на территории пгт.Шумячи Чтобы выяснить транспортные проблемы нашей деревни, мы решили провести исследование. В течение одного часа подсчитывали количество автотранспорта, проезжающего по ул. Советская в 18-19 часов вечера. Результат: проехало всего 20 машин. Из общего количества автотранспорта выделяем количество автомобилей на дизельном топливе, на газу и на бензине. Получилось, что на дизельном топливе проехало 1 авто; на бензине – 19 машин. В целом, нагрузка от автотранспорта в нашей деревне небольшая. Основная доля транспортных средств – легковые автомобили с бензиновыми двигателями.

1. На каком транспорте вы передвигаетесь?

2. Влияет ли автомобиль на экологию и на наше здоровье?

3. Что нужно сделать, чтобы транспортная проблема обошла нас стороной?

факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду Загрязнение воздуха; Шум, вибрация; Выделение тепла (рассеяние энергии). Загрязнение окружающей среды;

Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта 1) оптимизация движения транспорта; 2) разработка улучшенных и альтернативных топлив; 3) дожигание и очистка органического топлива; 4) создание(модификация)двигателей, использующих альтернативные топлива; 5) защита от шума; 6) экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением.

Мир в будущем Часто писатели-фантасты пишут произведения, в которых описывают мчащиеся по эстакадам поезда, похожие на ракеты, движущиеся по автострадам и улицам городов потоки ультрамодных автомобилей, « летящие » по морям и рекам суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, исчерченное следами сверхзвуковых самолётов небо. Но хочется верить, что картина будет совсем иной. Грядущие поколения людей вернут Земле её первозданную красоту и чистоту. Улицы городов окажутся всецело во власти пешеходов, исчезнут клубы отработавших газов автомобилей. Коренным образом удастся усовершенствовать все виды транспорта, которые в полной мере сумеют удовлетворить постоянно возрастающие потребности в перевозках грузов и пассажиров, не угрожая при этом окружающей среде.

Источник

Методическая разработка урока по дисциплине «Экология и автомобиль»

Методическая разработка урока относится к общепрофессиональному циклу для обучающихся по профессии «Автомеханик».

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по дисциплине «Экология и автомобиль»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Спасский техникум отраслевых технологий»

Методическая разработка урока

по дисциплине «Экология и автомобиль»

Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»

Рачкова Наталия Александровна

Дисциплина: ОП «Экология и автомобиль»

Тема урока: «Загрязнение атмосферы»

Время урока: 1 час 30 минут.

Создать условия по формированию системы знаний о составе атмосферы, об основных источниках и последствиях загрязнения атмосферы, способах сокращения загрязнения атмосферы; прививать навыки самостоятельного поиска информации по заданной тематике.

Ознакомить обучающихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, с источниками загрязнения атмосферы, выявить главные пути решения проблемы загрязнения атмосферы.

Способствовать формированию и развитию экологических, экономических, эстетических качеств личности обучающихся.

Методы урока: информационный, иллюстративный, поисковый, репродуктивный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: информационный материал, мультимедийное оборудование.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «Биология», «Химия»; МДК «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся

Проверка знаний обучающихся, самоконтроль обучающихся

Слово преподавателя, выполнение заданий, использование компьютерной презентации

Изучение нового материала

Мотивировка на необходимость изучения темы.

Слово преподавателя, обсуждение статистических данных, решение задач.

Самостоятельное формулирование темы урока обучающимися.

Беседа с обучающимися.

Формирование плана урока, определение целей на урок.

Беседа с обучающимися.

Подготовка сообщений обучающимися, их прослушивание и обсуждение

Рассказывают сообщения, обсуждают, анализируют

Первичное осмысление и закрепление.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Контроль первичного усвоения новых знаний, проверка понимания темы обучающимися, выявление ошибок, самоконтроль обучающихся по усвоению учебного материала

Беседа, выполнение заданий (разгадывание кроссворда, решение задач, выполнение теста)

Оценка и самооценка результатов деятельности на уроке

Слово преподавателя, беседа

Закрепление полученных знаний

1. Организа-ционный момент

Приветствие преподавателя, отметка присутствующих.

2. Актуализация знаний

Преподаватель предлагает выполнить задания для актуализации знаний по теме «Атмосфера».

Для проверки результатов преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно проверить результаты и оценить их.

Выполняют задания, проверяют ответы, самостоятельно оценивают результаты.

3. Изучение нового материала

Преподаватель сообщает статистические данные о ежегодном увеличении количества автомобилей.

Решение задач на вычисление количества вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.

Решают задачи, анализируют ответы, делают выводы.

Формулировка темы урока

Сообщение плана урока

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Записывают план урока

Преподаватель сообщает информационный материал, сопровождает рассказ показом презентации.

Слушают, делают краткие записи и схемы по ходу урока

Вызываются обучающиеся, подготовившие сообщения

Обучающиеся рассказывают сообщения, слушают друг друга, осмысляют информацию

4. Первичное осмысление и закрепление. Контроль усвое-ния, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель раздает обучающимся задания для самостоятельного выполнения (разгадывание кроссворда, решение задачи, выполнение теста)

Выполняют задания (разгадывают кроссворд, решают задачи, выполняют тест)

5. Итоги урока. Рефлексия

Преподаватель выставляет оценки, аргументирует их.

Обучающиеся слушают, задают вопросы в случае возникновения неясностей.

6. Домашнее задание

Преподаватель показывает шаблон таблицы, который обучающимся необходимо самостоятельно заполнить.

Обучающиеся записывают шаблон таблицы, которую предстоит заполнить.

1. Организационный момент

Преподаватель и обучающиеся приветствует друг друга, проверяет присутствующих, отмечает в журнале отсутствующих обучающихся.

2. Актуализация знаний

Преподаватель для актуализации знаний предлагает выполнить задания (Приложение 1: слайды 2-6).

Задание 2. Установите соответствие:

Газы, входящие в состав атмосферы

Содержание по объему, %

4) благородные газы

Ответы запишите в таблицу:

Задание 3. Расположите слои атмосферы в последовательности от поверхности земли: тропосфера, мезосфера, стратосфера, экзосфера, термосфера.

Задание 4. В каком из слоев атмосферы находится озоновый слой:

Задание 5. В чем заключается функция атмосферы?

Преподаватель: для проверки ответов, я предлагаю вам оценить ответы самостоятельно, пользуясь бланком ответов (Приложение 1: слайд 7).

3. Изучение нового материала.

— Статистика по Республике Татарстан за прошлый год говорит о том, что в Татарстане в 2014 году было зарегистрировано, (т.е. приобретено) 65 252 транспортных средства. Из них 17 382 машины приходится на Казань. Всего, по данным на 1 января 2015 года в республике зарегистрировано 1 257 158 транспортных средства. По данным пресс-службы МВД по РТ за год количество легковых автомобилей в регионе выросло на 5,8%, грузовых – на 1%, мотоциклов – на 4,7%. Число автобус в республике, напротив, сократилось на 1,2%.

Читайте также:  Снятие автомобиля с учета бывшим владельцем

— Перед тем, как мы с вами сформулируем тему урока, я предлагаю вам решить задачи (Приложение 2).

Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 10 тыс. км. “выдыхает” 200 кг. углекислого газа, 65 кг. углеводородов, 20 кг. оксидов азота.

Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашей республике, учитывая, что в Татарстане в 2014 году было зарегистрировано 945 тысяч легковых автомобилей. Сделайте выводы.

Ответ: за год легковые автомобили выделяют 189000 тыс.кг. углекислого газа, 61425 тыс.кг. углеводородов, 18900 тыс. кг. оксидов азота.

Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг. бензина требуется 2,5 кг. кислорода. В среднем, автолюбитель проезжает в год 10 тысяч км. и сжигает 10 т. бензина, расходуя 25 т. кислорода и, выбрасывая в атмосферу 160 т. выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 200 кг. оксида углерода, 20 кг. оксида азота, 65 кг. углеводородов, если бензин этилированный, то ещё 3,5 кг. ядовитого свинца, кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 7 кг. резиновой пыли ежегодно.

Вычислите количество поглощенного кислорода и количество загрязняющих веществ, которое выбросят в атмосферу автомобили работников и обучающихся нашего техникума за год, если их насчитывается 30 штук? (Учитывая незначительную протяженность города Болгара, будем считать, что пробег автомобиля в данном случае составит 5 тысяч км.)

Ответ: автомобилями будет поглощено 375 т. кислорода; выброшено 2400 т. выхлопных газов, в том числе 3000 кг. оксида углерода, 300 кг. оксида азота, 975 кг. углеводородов. Если бензин этилированный, то в атмосферу будет выброшено 52,5 кг. ядовитого свинца и 105 кг. резиновой пыли.

— Вдумайтесь в эти цифры, какое громадное количество вредных веществ выделяется автомобилями в атмосферу.

— А сейчас попытайтесь сформулировать проблему, которую мы сегодня изучим на уроке. (загрязнение атмосферы)

— Тема нашего урока сегодня «Загрязнения атмосферы» (Приложение 1: слайд 8).

1. Понятие «загрязнение атмосферы»

2. Виды загрязнения

3. Источники загрязнения

4. Загрязнители атмосферы

5. Последствия загрязнения

6. Пути сокращения загрязнения

1. Понятие «загрязнение атмосферы»

— Загрязнение атмосферы — это привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение естественной среднемноголетней концентрации этих веществ в нём (Приложение 1: слайд 9).

2. Виды загрязнения

Преподаватель: (Приложение 1: слайды 10-15)

— Виды загрязнения атмосферы разделяют:

По источникам загрязнения;

По характеру загрязнения;

По источнику загрязнения

Естественные загрязнения возникают под воздействием природных процессов, а искусственные – в результате деятельности человека.

— Как еще можно назвать искусственные источники загрязнения? (Антропогенные)

Из предложенного перечня выпишите в приведенную схему виды загрязнений, которые относятся:

А) К естественным источникам загрязнения;

В) К искусственным источникам загрязнения.

Виды загрязнений: сельское хозяйство, извержения вулканов, транспорт, разложения живых организмов, бытовые отходы, промышленные предприятия, лесные пожары, теплоэнергетика, системы отопления жилищ, пыльные бури.

По источнику загрязнения

извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, разложения живых организмов

транспорт, сельское хозяйство, бытовые отходы, промышленные предприятия, теплоэнергетика, системы отопления жилищ.

По характеру загрязнения

Механическое (пыль, твердые частициы)

Радиоактивное (радиактивное излучение, изотопы)

Электромагнитное (радиоволны, электромагнитные волны)

Шумовое (звуки, низкочастотные колебания)

Газообразные вещества и аэрозоли (оксиды углерода, азота, серы, тяжелые металлы и др.)

Споры бактерий, грибов, вирусов и др.

3. Источники загрязнений.

Преподаватель: (Приложение 1: слайды 16-17)

— Основные источники загрязнения атмосферы подразделяются на природные и искусственные. К природным источникам загрязнения относят естественные загрязнители природного происхождения: извержения вулканов, пыль, пыльца растений, лесные и степные пожары и др.

К искусственным источникам загрязнения относят антропогенные, т.е. возникшие в результате деятельности человека.

Искусственные (антропогенные) источники загрязнения разделяются на несколько групп в зависимости от происхождения и состава.

Источники загрязнения (по происхождению)

при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта

загрязнители, образующиеся при технологических процессах, отоплении

загрязнители, образующиеся при переработке бытовых отходов и сжигании топлива в жилище

Источники загрязнения (по составу)

пыль цементных заводов,

пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах, сажа от сгорания нефти и мазута, истирающиеся автопокрышки

пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

4. Загрязнители атмосферы

— Об основных загрязняющих веществах расскажут обучающиеся, которые подготовили сообщения.(Приложение 1: слайды 18-23)

Сернистый газ вреден для деревьев: он приводит к хлорозу листьев и нарушению процесса фотосинтеза. У человека сернистый газ вызывает заболевания дыхательной системы, так как растворяется в слизи гортани и трахеи. В атмосфере сернистый газ взаимодействует с водяным паром и образуется аэрозоль или раствор серной кислоты

Н2 SO4. Капли серной кислоты могут переноситься на дальние расстояния.

Углекислый газ СО2, двуокись или диоксид углерода, естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами: транспорт выделяет 70,6% углекислого газа; сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%; сжигание топлива – 10,3%; промышленность – 6,8%. Кроме того, по данным МГЭИК ООН (межправительственной группы экспертов по изменению климата организации объединенных наций), до трети общих антропогенных выбросов CO2 являются результатом сокращения лесов.

Впервые антропогенное влияние на концентрацию двуокиси углерода отмечается с середины XIX века. Начиная с этого времени, темп её роста увеличивался. Согласно отдельным исследованиям, современный уровень CO2 в атмосфере является максимальным за последние 800 тыс. лет. Роль углекислого газа в жизнедеятельности биосферы состоит, прежде всего, в поддержании процесса фотосинтеза, который осуществляется растениями. Являясь парниковым газом, двуокись углерода в воздухе оказывает влияние на теплообмен планеты с окружающим пространством, блокируя переизлучамое тепло на ряде частот, и, таким образом, участвует в формировании климата планеты.

Оксид азота NO и диоксид азота NO2 образуются при сгорании топлива при высоких температурах (выше 650 о С) и избытке кислорода. Кроме того, эти вещества выделяются при окислении бактериями азотсодержащих соединений в воде или почве. Далее в атмосфере оксид азота окисляется до газообразного диоксида азота красно-бурого цвета, который хорошо заметен в атмосфере многих крупных городов. Основными источниками диоксида азота в городах являются выхлопные газы автомобилей и выбросы теплоэлектростанций. Также диоксид азота образуется при сжигании твердых отходов. Диоксид азота в организме человека раздражает дыхательную систему, особенно легочную ткань; повышает предрасположенность к острым респираторным заболеваниям, например, пневмонии.

Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на 1 т. предельного чугуна выделяется кроме 2,7 кг. сернистого газа и 4,5 кг. пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких металлов, смоляных веществ и цианистого водорода.

Читайте также:  Сварка ржавого крыла автомобиля

5. Последствия загрязнения

— Загрязнения атмосферы оказывает вредное воздействие на живые организмы:

1) ядовитые газы и аэрозольные частицы попадают в дыхательную систему человека и животных, а также проникают в листья растений;

2) повышается кислотность атмосферных осадков, которые влияют на изменение химического состава почвы и воды;

3) стимулируются химические реакции в атмосфере, которые приводят увеличению продолжительности облучения живых организмов вредоносными солнечными лучами;

4) изменяется состав и температура атмосферы в глобальном масштабе, создаются неблагоприятные условия для жизнедеятельности организмов.

— Согласно данным Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, ежегодно в мире примерно 3,7 миллионов человек умирает из-за загрязнения атмосферного воздуха. По данным Международного агентства по изучению рака ВОЗ, загрязнение воздуха является главной причиной возникновения онкологических заболеваний.

— О последствиях загрязнения атмосферы подготовлены сообщения обучающихся (Приложение1, слайды 24-27)

Истощение озонового слоя и озоновая дыра. Озоновый слой Земли – это слой атмосферы, близко совпадающий со стратосферой, лежащий между 7 – 8 (на полюсах), 17 – 18 (на экваторе) и 50 км. над поверхностью планеты и отличающийся повышенной концентрацией молекул озона, отражающих жесткое космическое излучение, гибельное для всего живого на Земле. Его концентрация на высоте 20 – 22 км от поверхности Земли, где она достигает максимума, ничтожно мала. Эта естественная защитная пленка очень тонка: в тропиках ее толщина составляет всего 2 мм, у полюсов она вдвое больше.

Разрушение озонового слоя – один из факторов, вызывающих глобальное изменение климата на нашей планете. Последствия этого явления, названного «парниковым эффектом», крайне сложно прогнозировать. А ведь ученые с тревогой говорят и о возможности изменения количества осадков, перераспределении их между зимой и летом, о перспективе превращения плодородных регионов в засушливые пустыни, повышении уровня Мирового океана в результате таяния полярных льдов. Последствия разрушения озонового слоя негативно влияет на здоровье человека. Так, 1%-ное сокращение озонового слоя вызывает 4%-ный скачок в распространении рака кожи. Вызывая рак кожи и ее старение, ультрафиолетовые лучи одновременно подавляют иммунную систему, что приводит к возникновению инфекционных, вирусных, паразитарных и других заболеваний, к которым относятся корь, ветряная оспа, малярия, лишай, туберкулез, проказа и др. Десятки миллионов жителей планеты полностью или частично потеряли зрение из- за катаракты – болезни, которая возникает в результате повышенной солнечной радиации.

Источниками смога являются отработанные газы заводов и электростанций, химические бытовые товары, например, лак для волос или растворители, ну и, конечно, выхлопные газы автомобилей – главная причина смога, образующегося в больших городах.

Большое количество загрязнителей, скапливающихся в смоге, оказывает негативное действие на окружающую среду и здоровье человека. Из-за него в воздухе сокращается количество кислорода, а тот, что есть – содержит в себе токсичные вещества.

Особенно опасен смог в жаркую и безветренную погоду. При таких природных условиях он опускается ниже к земле и может держаться несколько дней. Вот почему в солнечную погоду его можно увидеть чаще всего. Способствует концентрации смога в воздухе и высотные здания, затрудняющие движения воздушных масс. А также высокая влажность воздуха, при которой жителям городов приходится дышать влагой, пропитанной разными опасными веществами, растворимыми в ней. Смог оказывает прямое токсическое действие на легкие, усугубляя астму, способствуя обострению аллергии и других болезней, затрагивающих дыхательную систему организма. Кроме того, всасываемые в кровь продукты горения оказывают общее негативное влияние на организм, ослабляя его иммунную систему.

6. Пути сокращения загрязнения атмосферы

Преподаватель: (Приложение 1, слайд 28)

— Атмосфера служит экраном, защищающим жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса. Она регулирует круговорот воды, кислорода, азота, углерода.

Чтобы сократить естественное и антропогенное загрязнения атмосферы, необходимо:

— производить очистку выбросов в атмосферу от твердых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов и др.;

— использовать экологически чистые виды энергии;

— применять малоотходные и безотходные технологии;

— добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования конструкции двигателей, а также совершенствовать существующие и создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.

В атмосферу поступает множество примесей от различных промышленных производств и автотранспорта. Для контроля их содержания в воздухе нужны вполне определенные стандартизированные экологические нормативы, поэтому и было введено понятие о предельно допустимой концентрации. Величины ПДК для воздуха измеряются в мг/м3. Разработаны ПДК не только для воздуха, но и для пищевых продуктов, воды (питьевая вода, вода водоемов, сточные воды), почвы.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ – это максимальная концентрация вредного вещества, которая за определенное время воздействия не влияет на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом.

4. Первичное осмысление и закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель (в качестве закрепления обучающиеся выполняют задания):

Задание 1. Разгадайте кроссворд (приложение 2 ).

Задание 2. Решите задачу.

m – масса угарного газа в гараже,

Q (СО) – скорость заполнения гаража угарным газом (30 г/мин),

Задание 3. Выполните тест.

Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Извержение вулканов относится к источникам загрязнения:

2. По характеру загрязнения споры бактерий, грибов, вирусов относятся к загрязнителям:

3. В процессе фотосинтеза растениями используется:

4. Повышение температуры в нижних слоях современной атмосферы получило название:

1) энергетического кризиса

2) кислотных дождей

3) парникового эффекта

4) экологического кризиса

5. Основной причиной образования кислотных дождей является наличие в атмосфере

3) углекислого газа

6. Какой из процессов является следствием выбросов в атмосферу оксидов азота и серы?

1) парниковый эффект

2) разрушение озонового экрана

7. Парниковыми газами являются

4) углеводороды и углекислый газ

8. Какой из процессов является следствием выбросов в атмосферу дыма и пыли?

1) парниковый эффект

2) разрушение озонового экрана

9. Разрушение озонового экрана способствует

2) глобальному потеплению

3) росту раковых заболеваний

4) глобальному похолоданию

10. Какой из процессов является следствием выбросов в атмосферу фреонов?

1) парниковый эффект

2) разрушение озонового экрана

Преподаватель вместе с обучающимися проверяют выполнение заданий, выявляют ошибки, анализируют их, устраняют недостатки.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Преподаватель оценивает работу обучающихся на уроке, комментирует ответы обучающихся выставляет оценки.

6. Домашнее задание: заполнить таблицу

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду
Adblock
detector