Когда автомобиль считать подержанным

Содержание
  1. Что важнее при покупке подержанного автомобиля: год или пробег
  2. Почему машина с консервации доставит больше проблем, чем авто с трассовым пробегом
  3. Старая машина, маленький пробег
  4. Пробег большой, возраст маленький
  5. Возраст имеет значение: авто какого возраста чаще покупают
  6. Содержание
  7. Что важно при выборе б/у авто
  8. Автомобили какого возраста выгоднее
  9. Автомобили с каким возрастом чаще покупают
  10. Приобретение подержанного автомобиля
  11. Подержанный автомобиль как объект ОС
  12. Трудности выбора амортизационной группы
  13. Ошибки бывшего собственника нужно исправить
  14. Налоговый кодекс в буквальном прочтении
  15. СПИ при линейном методе начисления амортизации
  16. Учитываем период эксплуатации бывшим собственником
  17. Запасаемся документами
  18. Проявляем полную самостоятельность
  19. СПИ по объекту ОС – предмету лизинга
  20. Применение нелинейного метода начисления амортизации
  21. Напоминание
  22. Бывший владелец сведения не представил

Что важнее при покупке подержанного автомобиля: год или пробег

Почему машина с консервации доставит больше проблем, чем авто с трассовым пробегом

Что лучше: старая машина с маленьким пробегом или почти новая, но с большим пробегом на одометре? Универсальный ответ, к сожалению, дать нельзя, потому ситуации бывают разные. А в условиях российской действительности — тем более.

Старая машина, маленький пробег

Итак, сначала рассмотрим вариант старой машины с маленьким пробегом. В моей практике встречались 12-летние машины с пробегом 30 000 км и 8-летняя машина с пробегом 12 000 км. Причем пробег по всем признакам был настоящий, не скрученный. На досках объявлений такие машины встречаются регулярно (но говорить об оригинальности пробега я, конечно же, не могу). Те машины, что встречались мне, были как правило с одной историей.

Обычно это один хозяин. Какой-нибудь дедушка или инвалид, который мало ездит. Был случай с Nissan Almera Classic, когда приехали на осмотр, а дедушка повел нас в гараж, где стояла законсервированная машина под чехлом.

Сначала кажется, это удача. Машина в состоянии новой, пробег маленький, а цена, как у сильно подержанной. Но спешу расстроить. В такие машины все равно придется вкладываться. Им нужно поменять все-все-все жидкости, и все резинки, в том числе в подвеске. Дело в том, что резина служит не по пробегу или моточасам, а по времени. По истечении нескольких лет она стареет, рассыхается, трескается. Причем, когда машина стоит и не ездит, проблема с резинками усугубляется, потому что они дубеют.

А машины, которые стояли без всякой консервации, могут быть намного сильнее поражены ржавчиной, чем те, которые ездили. Причем в первую очередь речь идет о днище. Тут, конечно, играет роль то, где машина стояла. Если в теплом сухом гараже, то все хорошо, а если в холодном гараже, то машина точно будет ржавой, потому что нет сквозняка, автомобиль не просушивается, как это происходит на улице. Это плохо.

Если в гараже есть мыши, то где-то могут быть перегрызены провода, например. Но ещё хуже, если машина зимовала на улице в сугробе.

Есть, конечно, и те, кто ездит на машине постоянно, но не часто и не много. Буквально по 50−100 километров в неделю. В пандемию с режимом самоизоляции и удаленкой у многих снизились пробеги как раз до таких. В этом, в принципе, нет ничего плохо. Тем более если техническое обслуживание при этом проводилось не по пробегу, а по времени, как рекомендует производитель.

Пробег большой, возраст маленький

Теперь рассмотрим обратную ситуацию. Пробег большой, а возраст маленький. Это часто бывает у такси, машин курьерских служб, служебных. Теперь давайте подробнее. С одной стороны, большой пробег — это плохо. Но с другой стороны, не так страшен пробег, как моточасы.

Например, если двигатель отработал 3 часа в пробке и проехал за это время 50 км — это одно. А если двигатель отработал 3 часа на седьмой передаче по трассе и проехал 300 км — это другое. Понимаете, в чем фишка? Моточасы в первом и втором случаях одинаковые, а вот пробег отличается в шесть раз. Иными словами, если у машины в основном трассовый пробег — больших цифр на одометре бояться не стоит, а вот если машина ездила в основном по городу, да ещё и по пробкам — это проблема. Потому что трассовые 200 000 км и городские — это разные вещи.

Большой пробег (именно пробег, а не моточасы) критичен для подвески (её придется менять), шин, топливного насоса, автоматической коробки передач, навесного оборудования. А вот состояние климатической системы зависит в большей степени от моточасов.

И не забываем, что если речь идет о корпоративном транспорте, то не редки случаи, когда водители накручивают пробег, чтобы деньги за положенный бензин положить себе в карман.

А какой же пробег считать нормальным? Общепринятая величина — это 15 000 км в год. Понятно, что это усреднено: один проедет 30 тысяч, а другой семь, но тем не менее именно этот пробег закладывают производители при рекомендациях прохождения ТО и расчете ресурса агрегатов. То есть нормальным пробегом для пятилетней машины считается 75 000 км, для десятилетней — 150 000 км.

Как вы уже поняли, однозначного ответа на вопрос, что же лучше — маленький пробег или молодой возраст — нет. Всё зависит от обстоятельств, на каждую конкретную машину надо смотреть, обращать внимание на износ тех или иных характерных и показательных деталей, изучать историю обслуживания и пробега, смотреть документы.

Источник

Возраст имеет значение: авто какого возраста чаще покупают

Содержание

Что выбрать: свежую машину со скромным набором функций или автомобиль постарше с полным фаршем? Так как ценник на новые автомобили не поддается цензурному обсуждению, мы «топим» за б/у при условии, что автомобиль исправен. Но когда наступает тот самый порог, за который нельзя переступать и автомобиль становится опасным для приобретения?

«Китайцев» мы, например, уже через год не советуем приобретать. На автомобили из таксопарков вообще смотреть нельзя, даже если им два месяца. Но есть и вечные авто, которые и через 10, и через 20 лет будут еще актуальны для покупки. Разберем, машины какого возраста пользуются наибольшей популярностью на вторичке.

Что важно при выборе б/у авто

В первую очередь покупатели подержанных машин смотрят на техническое состояние и цену. Причем цена в этом случае — это не только стоимость самого авто, но и стоимость обслуживания. Чем старше становится автомобиль, тем больше денег в него надо будет вкладывать.

Читайте также:  Карточка учета работы автомобиля пример заполнения

В течение первых трех лет и 100 тыс. км пробега ремонт редко превышает расходники и плановые замены по ТО. Но как только автомобиль перешагивает через эту отметку, покупателю надо быть начеку. Чаще всего возникают проблемы с ЛКП, коробкой и подвеской.

Автомобили какого возраста выгоднее

Новый автомобиль покупать невыгодно. Он слишком быстро теряет в цене. Несмотря на то, что пробег и техническое состояние важнее, чем год выпуска автомобиля, этот параметр все равно один из определяющих.

Современные автомобили всегда лучше старых. Они обладают большим набором функций, их системы безопасности актуальнее, они идут в ногу с модой и временем, на них проще найти запчасти. Тем не менее 10 лет назад автомобили делали крепче, надежнее и долговечнее, чем современные экземпляры.

По мнению автора, идеал б/у автомобиля выглядит так:

Такие машины — уже не просто покупка, а вложение средств. Автомобили на этом этапе, как правило, не требуют ремонтов и глобальных замен. И в ближайшие несколько лет не сильно потеряют в цене. Подобные автомобили — это универсальный вариант для всех, кто покупает машину на вторичке вне зависимости от знания автомеханики и истории модели.

Но их почти не продают в Рунете. Их переоформляют на родственников, продают друзьям, оставляют себе. Причин для продаж таких авто нет. Разве что владельцу срочно понадобились деньги. Или под видом идеального авто скрывается наспех восстановленная машина после ДТП.

Однако далеко не все машины в возрасте от одного до трех лет оказываются «чистыми», как этот «БМВ» 16-го года, отдающийся почти под 2 млн рублей:

Проверка через avtocod.ru показывает, что у автомобиля есть ограничения ГИБДД:

Это значит, что новый собственник не сможет переоформить машину на себя, пока с авто не снимут ограничения.

Плохая история у новых машин вовсе не значит, что 10- и 20-летние ТС не пригодны для покупки. Они могут быть оказаться лучше, вместительнее, премиальнее и «чище» современных. В базе avtocod.ru мы нашли 11-летний Toyota Land Cruiser 200 без технических и юридических проблем:

Поиск и подбор возрастной машины требует больше времени и сил. Причем одной проверкой по VIN-номеру уже не обойдешься. Надо быть готовым, что б/у люкс — это всегда большие затраты на ремонты. Запчасти стоят дорого, и с каждым годом еще больше поднимаются в цене, потому что найти их все тяжелее.

Без понимания строения автомобиля мы бы тоже не советовали приобретать старые машины. Это чревато дорогим и неправильным ремонтом. Выгодным вложением покупку возрастного авто уже не назвать. С каждым юбилеем (5, 10, 15, 20 лет) цена будет заметно проседать.

Автомобили с каким возрастом чаще покупают

Статистика продаж лишь подтверждает наши рассуждения. Треть проданных в 2018 году подержанных машин были в возрасте старше 8 лет. Поспособствовал этому и кризис 2008 года. Автомобили, купленные в тот период, были выставлены на продажу только сейчас. Среди возрастных автомобилей лидируют Toyota и старые модели «АвтоВАЗа».

Автомобили в возрасте 6-7 лет занимают вторую строчку рейтинга. Лидер в этой категории — Ford Focus.

Машины 4-5 лет на третьем месте, и среди них снова лидирует Hyundai Solaris.

Молодые автомобили продаются неохотно и редко. Лидер среди свежих авто — Skoda Rapid, Volkswagen Polo из такси, а также Hyundai Solaris и Lada Vesta.

Автор: Екатерина Липатова

Автомобиль какого возраста купили бы вы? Поделитесь своим мнением в комментариях под статьей.

Источник

Приобретение подержанного автомобиля

Автор: О. В. Давыдова

В какую амортизационную группу должны быть включены приобретенные транспортные средства, бывшие в употреблении, подлежащие принятию к учету в качестве объектов основных средств? Как определить срок полезного использования таких объектов?

Приобретение транспортных средств, бывших в употреблении, организациями, работающими в сфере транспорта, – дело обычное. Для того чтобы такое ТС принять к налоговому учету в качестве объекта основных средств (то есть включить его в соответствующую амортизационную группу), организации понадобятся сведения о том, в какой группе объект числился у продавца. Также для нового собственника представляет интерес информация о периоде эксплуатации ТС прежним владельцем. Каким образом указанные сведения влияют на налоговый учет нового собственника? Что делать, если их нет?

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Срок полезного использования нужен не только для того, чтобы определить, является ли приобретенное имущество объектом основных средств. Исходя из этого срока амортизируемое имущество (включая основные средства) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако в отношении объектов амортизируемого имущества, бывших в употреблении, действует специальное правило: они подлежат учету организацией-покупателем в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

В силу прямого указания п. 12 ст. 258 НК РФ покупатель обязан включить приобретенные объекты основных средств, бывшие в употреблении, в амортизационные группы, в которые данные объекты были включены продавцом (Постановление АС УО от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). Это утверждение подлежит безусловному применению в ситуации, когда амортизационная группа определена продавцом верно.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)? Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС. Если основные средства относятся к 3 – 7-м группам, амортизационная премия может составлять 30% первоначальной стоимости объекта, по остальным основным средствам – 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

Читайте также:  Можно ли буксировать автомобиль калиной

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно. Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 № 11АП-11467/2014 и АС ПО от 06.03.2015 № Ф06-21153/2013).

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации. Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств. По согласованию с предыдущим собственником общество могло внести соответствующие изменения в акты приема-передачи и другие первичные учетные документы в установленном порядке.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник. Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Для налогоплательщиков, применяющих линейный метод списания амортизации, Налоговым кодексом предусмотрены особые правила определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц. Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.2014 по делу № А60-12753/2014). В названном деле они пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно определил срок полезного использования основных средств с учетом их изношенности, исходя из:

Читайте также:  Какой толщины тротуарная для стоянки автомобилей

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок. Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

СПИ по объекту ОС – предмету лизинга

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст. 258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно. Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Применение нелинейного метода начисления амортизации

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2). Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Напоминание

В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 – 10-ю амортизационные группы, может применяться только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Бывший владелец сведения не представил

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194). Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника. Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем. Однако если им амортизационная группа была определена неверно, новый собственник данную ошибку должен исправить (такого мнения придерживается большинство судей, включая ВС РФ).

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду
Adblock
detector