Когда автомобиль вводится в эксплуатацию

Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Жанны (г. Великий Новгород)

Приобрели автомобиль у физлица. В ПТС указана дата купли-продажи 14.01.10г. Дата постановки на учет 22.01.10г. Все госпошлины оплатили 19.01.10г. На какую дату мы должны в БУ и НУ поставить а/м на сч.01? И будут ли включаться в первоначальную стоимость госпошлины?

Вопрос о моменте ввода объекта в эксплуатацию основных средств, в рассматриваемом случае – автомобиль, нормативно-правовыми актами не регулируется. Это решает руководство организации в зависимости от того, готов ли данный объект к использованию в производственной деятельности.

При вводе автотранспортных средств в эксплуатацию необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства допускаются к дорожному движению на территории Российской Федерации путем их регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В п. 12 этого документа говорится: «Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства. не зарегистрированные в установленном порядке». Порядок государственной регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.

Таким образом, организация вправе эксплуатировать автомобиль только после его государственной регистрации в органах ГИБДД. Если организация введет в эксплуатацию автомобиль, не прошедший госрегистрацию, и в течение длительного времени не будет его регистрировать в органах ГИБДД, это может привести к негативным последствиям по налогу на прибыль. Сумму амортизации по незарегистрированному автомобилю нельзя считать экономически обоснованным расходом. Значит, она не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Учитывая изложенное, ваша организация может вводить автомобиль в эксплуатацию, начиная с 22.01.10г., т.е. с даты государственной регистрации автомобиля в органах ГИБДД.
Что касается уплаченной госпошлины, то вопрос неоднозначный. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Как отмечалось выше, транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ только после их регистрации в ГИБДД и выдачи соответствующих документов. Поэтому, по мнению контролирующих органов, госпошлина, уплачиваемая в связи с такой регистрацией ОС, относится к фактическим затратам на его приобретение и, соответственно, включается в его первоначальную стоимость и списывается в установленном порядке при начислении амортизации (Письма Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101, от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138, от 26.06.2006 N 07-05-06/161).

Но такая точка зрения не бесспорна. Во-первых, госпошлина за постановку автомобиля на учет является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ), а значит, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п.п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, регистрация транспортного средства в ГИБДД не считается доведением его до состояния, пригодного для использования, так как осуществляется только в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и оценки его технического состояния для эксплуатации (п. 1.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

В то же время, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный порядок учета следует закрепить в учетной политике организации (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о том, включать госпошлину в первоначальную стоимость автомобиля или учитывать ее в составе прочих расходов. При этом необходимо помнить, что при выборе второго варианта вероятно возникновение споров с налоговыми органами.

Источник

Автомобиль на предприятии: спорные вопросы налогового учета

Е. Л. Ермошина, эксперт журнала

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств. Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить срок полезного использования автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация. Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно.

В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;

– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.

Определение срока полезного использования

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно. Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно. Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л). Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Что считать «высшим классом»?

Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль. Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по данному поводу «официальные лица»?

Читайте также:  Кошмар на улице вязов автомобиль

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 8 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков. Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП8900/2008-АК.

В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют?

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом. Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ. Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
3 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).
4 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
5 Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.
6 Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03‑03‑06‑1/295, от 04.03.2010 № 03‑03‑06/1/113 и др.).
7 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
8 Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
9 Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.
10 Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
11 Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.

Источник

Постановка на учет автомобиля в бухгалтерском учете

Классификация и оценка автомобилей

Исходя из положений ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, автомобиль относится к основным средствам (ОС). Исключением являются автомобили, приобретенные для перепродажи (тогда они являются товаром) и автомобили, произведенные на предприятии (тогда они учитываются как готовые изделия).

О том, какое имущество относится к основным средствам предприятия, узнайте здесь.

Для учетных целей автомобили как ОС подразделяются по следующим признакам:

Перед тем как оприходовать поступивший автомобиль на счете 01 «Основные средства», все сопутствующие затраты бухгалтер аккумулирует на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Накопленные на счете 08 затраты бухгалтер списывает в дебет счета 01 при приведении автомобиля в состояние, в котором его можно использовать.

К учету данный вид имущества принимается по первоначальной стоимости. Она определяется в момент ввода в эксплуатацию и остается неизменной на протяжении всего периода нахождения на предприятии.

В зависимости от источника поступления автомобиля первоначальной его стоимостью будет являться:

ООО «Фортуна» приобрело в автосалоне новую машину марки Ford стоимостью 1 200 000 руб. без НДС

Государственная пошлина, уплаченная за регистрацию автомобиля, составила 2 000 руб.

Бухгалтер «Фортуны» оформил следующие проводки:

Участник ООО «Стиль» Борисов П. П. осуществил взнос в уставной капитал ООО автомобилем Volvo. В представленном Борисовым акте независимого оценщика автомобиль был оценен в 800 000 руб.

Бухгалтер предприятия выполнит следующие действия:

Для определения рыночной цены передаваемого объекта можно воспользоваться информацией, содержащейся в СМИ, данными органов статистики, организаций-изготовителей, ценами, определенными в экспертных заключениях.

ООО «Солнышко» по договору дарения получило от единственного участника автомобиль LADA Granta стоимостью 250 000 руб.

В автосервисе был произведен ремонт LADA Granta на сумму 52 000 руб.

Государственная пошлина составила 2 500 руб.

Бухгалтер ООО ввел автомобиль в эксплуатацию в следующем порядке:

При невозможности установления стоимости ценностей она определяется по аналогии с тождественными (п. 11 ПБУ 6/01).

ООО «Альфа» отгрузило ООО «Станин» бытовую технику на сумму 1 416 000 руб., в том числе НДС — 216 000 руб.

Согласно договору мены «Станин» в оплату поставленной бытовой техники передал «Альфе» автомобиль Nissan.

Эти операции бухгалтер «Альфы» отразит так:

Как отразить в бухгалтерском учете покупку автомобиля у организации или физического лица, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Документальное оформление и аналитический учет поступления автомобиля

Срок полезного использования автомобиля в месяцах определяется на основании классификатора ОС.

С классификатором ОС можно ознакомиться здесь.

При поступлении автомобиля на предприятие за ним закрепляется инвентарный номер, который остается неизменным на протяжении всего срока службы автомобиля на данном предприятии. При последующем выбытии автомобиля этот номер для учета других ОС использованию не подлежит.

Читайте также:  Китайский автомобиль vortex estina

Поступление автомобиля оформляется актом приемки-передачи ОС-1 или самостоятельно разработанной и утвержденной формой. Акт составляется на каждый автомобиль с обязательным приложением технической документации.

Учет автомобилей на предприятии должен быть осуществлен в аналитике по каждой классификационной группе, по месту нахождения и по источникам приобретения. Данный порядок учета обеспечивается данными, содержащимися на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом по счету 01. Типовой формой карточки является форма ОС-6.

Предприятиям, имеющим небольшое количество ОС, разрешается вести их учет в инвентарной книге по местам учета и классификационным группам.

Примеры заполнения первичных документов по поступлению ОС см. в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

При постановке на учет автомобиля необходимо особо уделять внимание правильному формированию его стоимости и документальному оформлению.

Источник

Ввод в Эксплуатацию Автомобиля Когда Принимать на Учет

После покупки автомобиля компания получила транзитные номера и несколько дней эксплуатировала транспортное средство. Зарегистрировать его в ГИБДД удалось только в следующем квартале. Разберемся, в какой момент принять к учету этот автомобиль и инужно ли включать в первоначальную стоимость регистрационную пошлину

Чем руководствоваться

1 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утв. приказом МВД России от 24. 11. 2008 № 1001.

2 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. приказом МВД России от 24. 11. 2008 № 1001.

3 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30. 03. 2001 № 26н.

4 Постановление Госкомстата России от 21. 01. 2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

5 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13. 10. 2003 № 91н.

6 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные акти­вы», утв. приказом Минфина России от 13. 12. 2010 № 167н.

Регистрация в ГИБДД

Транспортные средства регистрируются в органах ГИБДД по месту нахождения покупателя. Причем компания должна позаботиться о регистрации в ограниченные сроки (п. 4 Правил 1):

в течение 5 суток после приобретения или таможенного оформления — если автомобиль куплен на территории подразделения ГИБДД, где он должен быть зарегистрирован;

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)

в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ — если автомобиль перегоняется с территории другого подразделения ГИБДД.

Если все документы в порядке, то процесс регистрации занимает не более трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты госпошлины. В случаях, когда требуется дополнительная проверка документов подразделением ГИБДД, регистрация может затянуться до 30 суток (п. 25 Административного регламента 2).

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

Знак «ТРАНЗИТ новый владелец автомобиля должен получить в течение 5 суток после покупки, а действует он в течение 20 суток (пп. 33, 33. 1 Правил1)

Так или иначе, получается, что период между покупкой автомобиля и постановкой его на учет в ГИБДД может составить почти два месяца. Разумеется, в этот период компания уже использует автомобиль: сначала со знаком «ТРАНЗИТ», а потом, например, на территории своего предприятия.

Когда принимать к учету

Автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как основное средство, если одновременно выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 3:

автомобиль будет использоваться в производстве, для управленческих нужд либо сдаваться в аренду;

срок использования превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл (если он больше 12 месяцев);

организация не намерена продавать авто;

автомобиль способен приносить доход в будущем.

Если при поступлении автомобиля от продавца все эти условия выполняются, компания обязана принять его на учет сразу, не дожидаясь регистрации в ГИБДД. При этом непосредственно в момент приобретения заполняется акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) по форме № ОС-1.

Дт 08 Кт 60 — оприходован автомобиль (на основании товарной накладной);

Дт 01 Кт 08 — автомобиль принят к учету в составе основных средств (на основании акта по форме № ОС-1).

На новый объект основных средств бухгалтер открывает инвентарную карточку (п. 12 Методических указаний 5). Например, по форме № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств (утв.

Налог на имущество

Средняя стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ), признаваемого объектом налогообложения за отчетный период (п.

1 ст. 374 НК РФ), определяется так. Берутся величины остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Эти величины складываются, полученная сумма делится на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п.

Таким образом, имущество включается в налоговую базу по налогу на имущество с того месяца, в котором оно принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Можно предположить, что в зависимости от конкретной ситуации налоговая инспекция будет по-разному оценивать правильность исчисления налога на имущество.

ПРОСТО НЕ УПУСТИТЕ

Если автомобиль поступил в собранном виде и не требует монтажа (например, установки кузова), то акт о приеме-передаче основных средств нужно оформ­лять сразу в момент поступления.

Регистрация в месяце покупки. Налоговики вполне могут опираться на автори­тет Минфина. В письмах ведомства от 29. 09. 2009 № 03-05-05-04/61 и от 05. 07. 2006 № 03-06-01-04/138 чиновники разъясняют, что в фактические затраты на приобретение автомобиля, которые формируют его первоначальную стоимость, включаются в том числе государственная пошлина и плата за государственный технический осмотр.

Однако Минфин ушел от ответа на вопрос, в какой же момент компания должна учесть авто как основное сред­ство для целей налога на имущество.

В этом случае логично предположить, что принятие автомобиля к бухгалтерскому учету подождет несколько дней — до завершения госрегистрации. Ведь для бюджета выгоднее, чтобы сумма госпошлины за регистрацию транспортного средства и другие возможные платежи включались в первоначальную стоимость объекта.

Регистрация позже месяца покупки. Компании не следует особенно затягивать с постановкой имущества на учет. Лучше сделать это в месяце покупки, не дожида­ясь регистрации. Иначе налоговики сочтут, что компания тянет с увеличением налоговой базы по налогу на имущество.

Отсюда риск навлечь налоговые санкции.

Поэтому если компания не хочет рисковать, то бухгалтер может создать оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины, увеличив на его величину первоначальную стоимость. По правилам бухучета компания, в принципе, и так обязана это сделать (пп. 4, 5, 8 ПБУ 8/2010 6).

Приведем схему проводок ниже.

В месяце покупки автомобиля:

Дт 08 Кт 60 — оприходовано авто;

Дт 08 Кт 96 — создано оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины (бухгалтерская справка);

Дт 01 Кт 08 — автомобиль принят к учету в составе основных средств.

В месяце уплаты госпошлины:

Дт 68 Кт 51 — уплачена госпошлина;

Дт 96 Кт 68 — на дату регистрации начислена госпошлина.

Налоговый учет

Можно ли не включать госпошлину в налоговом учете в первоначальную стоимость и амортизировать автомо­биль, не дожидаясь регистрации? В законодательстве прямого ответа нет, а из норм НК РФ проглядывают разные подходы.

Подход 1. Госпошлина включается в первоначальную стоимость. Первоначальная стоимость купленного основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (кроме возмещаемых НДС и акцизов) (п. 1 ст.

Если регистрацию в ГИБДД считать действием по доведению автомобиля до эксплуатационного состояния, то госпош­лину за регистрацию нужно включать в первоначальную стоимость. При таком подходе до регистрации в ГИБДД амортизировать автомобиль в налоговом учете нельзя.

Подход 2. Госпошлина учитывается как прочий расход. Государственная пошлина за регистрацию в ГИБДД является федеральным сбором (ст. 13, гл.

25. 3 НК РФ). Поэтому в налоговом учете она должна включаться в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При таком подходе первоначальная стоимость формируется задолго до регистрации автомобиля в ГИБДД.

В пользу плательщиков. Отметим, что совсем недавно Минфин России и налоговые органы придерживались подхода 1(письмо Минфина России от 01. 06. 2007 № 03-03-06/2/101). Однако налогоплательщикам удавалось доказать несостоятельность этого подхода и правомерность подхода 2 (постановления ФАС Уральского округа от 25. 11. 2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30. 01. 2008 № Ф09-57/08-С3).

Успехи налогоплательщиков в судах, вероятно, и повлияли на позицию Минфина России. Так, в письме от 13. 06. 2012 № 03-03-06/1/303 финансовое ведомство прямо не подтвердило правомерность налоговой амортизации автомобиля до регистрации в ГИБДД, но косвенно допустило такую возможность.

Интересно, что в письме была проведена грань между регистрацией прав на недвижимость и регистрацией транспортных средств. Основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию (п. 11 ст.

258 НК РФ). Между тем, госрегистрации подлежат права собственности на объекты недвижимости (ст. 164, 223 ГК РФ).

Исходя из ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Его регистрация в ГИБДД не является регистрацией сделки по передаче права собственности.

Ввод в эксплуатацию до регистрации

В том же письме от 13. 06. 2012 № 03-03­06/1/303 финансисты сделали такой вывод.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества — транспортному средству — начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст.

Читайте также:  Путешествия на автомобиле по россии отчеты

В результате остается неясность: насколько правомерен ввод транспортного средства в эксплуатацию до регистрации в ГИБДД. Чтобы найти решение, можно прибегнуть к аналогии.

В частности, суды разбирали похожую проблему: можно ли начислять в налоговом учете амортизацию по объектам связи, на которые не получено разрешение Минсвязи на ввод в эксплуатацию.

Точку поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 18. 09. 2007 № 5600/07. Судьи заключили, что для целей налогообложения необходимым подтверждением ввода объектов в эксплуатацию является их принятие к бухучету на основании акта приемки-передачи основных средств по унифицированной форме № ОС-1. И что дополнительные условия, налагае­мые нормативными правовыми актами в сфере государственного надзора, не влекут изменения порядка принятия данных объектов к бухгалтерскому учету.

И не влияют на налоговые последствия.

ПРАКТИЧНО ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ

Если госпошлину с равными основаниями можно отнести как к первоначальной стоимости, так и к прочим расходам, компания вправе самостоятельно определить, куда именно она отнесет эти затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

От регистрации в ГИБДД учет не зависит

Не требующие монтажа машины и оборудование, в том числе и транспортные передвижные средства, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств (п. 39 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию предназначен Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (постановление Госкомстата России от 21. 01. 03 № 7).

По Плану счетов бухгалтерского учета сформированная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» первоначальная стоимость основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства». Следовательно, основными критериями, определяющими момент принятия имущества к бухгалтерскому учету по счету 01, являются принятие в эксплуатацию и оформление соответствующих документов. Основное средство начинает амортизироваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету (п.

21 ПБУ 6/01). Что касается транспортных средств, то регистрации подлежит само транспортное средство, а не связанные с ним права (постановление Правительства РФ от 12. 08. 94 № 938). Например, органы ГИБДД могут временно (на срок договора лизинга) зарегистрировать транспортное средство на лизингополучателя, тогда как право собственности на это транспортное средство все это время будет принадлежать лизингодателю.

Таким образом, право собственности на автомобиль будет принадлежать одному лицу, а в ГИБДД этот автомобиль будет зарегистрирован на другое лицо. Есть мнение, что отсутствие регистрации в ГИБДД делает невозможным использование транспортного средства и, следовательно, ввод его в эксплуатацию со всеми вытекающими последствиями возможен только после такой регистрации. В некоторых случаях эксплуатация транспортного средства действительно напрямую зависит от регистрации в органах ГИБДД.

Так, например, без регистрации нельзя получить лицензию на перевозку грузов или пассажиров. Но это совсем не означает, что это основное средство нельзя ввести в эксплуатацию.

Про устройство и эксплуатацию автомобиля

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1, ОС-1а или ОС-1б. Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20.

Внесение дополнительного реквизита в форму № ОС-1 пропишите в учетной политике. *Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Аналогичные выводы относительно регистрации транспортных (самоходных) средств в Гостехнадзоре и ГИБДД содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04. 10. 2010 N А27-975/2010, ФАС Московского округа от 07. 09. 2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Уральского округа от 24. 09. 2007 N Ф09-7797/07-С3 и др. Однако в судебной практике встречались и противоположные решения (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18. 06. 2010 N А27-19317/2009, от 03. 05. 2005 N Ф04-2522/2005(10706-А27-40)) и разъяснения (Письмо УФНС России по г. Москве от 25. 11. 2004 N 26-12/76625). Внимание : если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст.

259 НК РФ ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы. *Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142).

Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица. Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД.

Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет.

А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Амортизация ТС: с регистрацией иль без

Но означает ли включение госпошлины в «первоначалку», что автомобиль станет ОС и начнет амортизироваться не раньше, чем его зарегистрируют в Если покупка и регистрация машины пришлись на один месяц, смело считайте ее ОС и начинайте амортизировать с числа следующего месяца как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Но если месяц покупки и месяц регистрации не совпали, дело усложняется. Пригоден ли к использованию автомобиль, не зарегистрированный в Кто-то скажет: пригоден. Есть регистрация, нет ее — на возможность машины передвигаться и исполнять свое предназначение это не влияет.

Но это лишь в теории. В жизни поездка на незарегистрированном автомобиле по дороге общего пользования продлится до первого инспектора ДПС. Попросив у водителя свидетельство о регистрации и не получив его, инспектор в полном соответствии с законом задержит машину и отправит ее на спецстоянку. Там она и будет храниться до устранения причины задержания — пока вы не дойдете до чтобы зарегистрировать ТС. С учетом этого уверенность в пригодности незарегистрированного автомобиля к использованию несколько меркнеСледующая статья расходов — полис без которого машину не поставят на учет в Стоимость страховки зависит, в частности, от типа ТС и территории использования.

Минфин, судя по всему, тоже так считает. Правда, о моменте начала налоговой амортизации машин он ничего не писал, зато недвусмысленно указал, когда надо перестать их амортизировать: с числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета в

Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию

Таким образом, организация вправе эксплуатировать автомобиль только после его государственной регистрации в органах ГИБДД. Если организация введет в эксплуатацию автомобиль, не прошедший госрегистрацию, и в течение длительного времени не будет его регистрировать в органах ГИБДД, это может привести к негативным последствиям по налогу на прибыль. Сумму амортизации по незарегистрированному автомобилю нельзя считать экономически обоснованным расходом.

Значит, она не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Постановлением Правительства РФ от 23. 10. 1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В п. 12 этого документа говорится: «Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства. не зарегистрированные в установленном порядке». Порядок государственной регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД России от 27. 01. 2003 N 59. Но такая точка зрения не бесспорна.

Во-первых, госпошлина за постановку автомобиля на учет является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ), а значит, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, регистрация транспортного средства в ГИБДД не считается доведением его до состояния, пригодного для использования, так как осуществляется только в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и оценки его технического состояния для эксплуатации (п.

1. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27. 01. 2003 N 59, Постановление Правительства РФ от 12. 08. 1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Ввод в Эксплуатацию Автомобиля Когда Принимать на Учет

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду