Когда был поднят налог на автомобиль

Транспортный налог вырастет вслед за ценами на машины. Подробности

Купивших в 2020 году автомобили на пороговых отметках стоимости до 3, 5, 10 и 15 млн рублей может ждет неприятный сюрприз: на фоне постоянной индексации цен их модель может перекочевать в список роскошных и еще более дорогих. Транспортный налог в таком случае может оказаться в разы выше.

Некоторые собственники уже в 2020 году начали жаловаться на повышенный налог на машины, которые покупали дешевле 3 млн рублей. Это связано с тем, что цены на новые автомобили в текущем году в среднем выросли уже на 12%. Решение о том, за какие автомобили владельцам придется платить больше, примут в Минпромторге весной 2021 года, изучив актуальные данные от производителей. На их основании не позднее 1 марта ведомство сформирует обновленные списки моделей стоимостью от 3 млн рублей, которые подпадают под «налог на роскошь».

Разбираемся, сколько водителям придется платить в 2021 году.

При расчете повышенного налога для Федеральной налоговой службы (ФНС) важна вовсе не сумма сделки при покупке автомобиля у дилера, а данные из соответствующего перечня Минпромторга. Об этом Autonews.ru заявили в ФНС.

«Минпромторг России ежегодно формирует перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, который используется для расчета налога. Если марка, модель (версия) автомобиля будет включена в формируемый Минпромторгом на очередной налоговый период перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., тогда налог будет рассчитан с применением для этого налогового периода повышающего коэффициента», — объяснили Autonews.ru в ФНС.

Порядок исчисления транспортного налога установлен ст. 362 НК. По итогам года сумма налога исчисляется в отношении каждого автотранспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в л. с.) и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Также налоговая ставка зависит от региона, где зарегистрирован автомобиль.

Например, в Москве для моделей с двигателями мощностью до 100 л. с. ставка составляет 12, от 100 до 125 л. с. — 25, от 125 до 150 л. с. — 35 и так далее вплоть до 150 за мотор мощностью более 250 сил. Таким образом, за год владения лековушкой любого возраста мощностью 150 л.с. и стоимостью ниже 3 млн руб. придется заплатить 5250 рублей. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.

При исчислении налога для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей предусмотрены следующие повышающие коэффициенты:

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1;

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 млн до 10 млн рублей и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 млн до 15 млн рублей и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн рублей не старше 20 лет.

Согласно такой логике, даже если купить конкретную модель у дилера за 2,5 млн рублей, а у Минпромторга будут данные производителя, что стоит машина 3 млн рублей, налог придет как за более дорогую покупку. Или же, если удалось получить выгодную скидку у дилера на модель ценой 5 млн. рублей, если риск что ожидаемая сумма налога будет выше в два раза.

При этом в ФНС опровергли сообщения о массовых пересчетах транспортного налога уже в 2020 году.

«Информация (о перерасчетах транспортного налога осенью, — ред.) не соответствует действительности: массовых перерасчетов транспортного налога не производилось. Основания для перерасчета налога необходимо устанавливать в каждом конкретном случае. Ими могут стать поступления уточненных сведений из органов ГИБДД, предоставление налогоплательщику налоговой льготы, получение информации о розыске транспортного средства и так далее», — заявили в ФНС.

В Минпромторге в ответ на запрос Autonews.ru объяснили, что формируют свой перечень «роскошных» моделей на основании информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей с учетом года выпуска соответствующих базовых версий. Их предоставляют сами производители или их уполномоченные лица.

При этом в ведомстве заверили: если на момент выпуска транспортного средства его рекомендованная розничная цена была ниже установленного Минфином порога в 3 млн руб., его включение в перечень, подлежащий применению в текущем и последующих налоговых периодах исключено.

«Сумма подлежащего уплате физлицами налога исчисляется на основании сведений, которые представляют в налоговую те органы, которые занимаются регистрацией транспортных средств, а также перечня Минпромторга, — объяснили в ведомстве. — Установленный Минфином порог в 3 миллиона рублей, как критерий отнесения автомобилей под категорию «роскоши», с 2014 года не пересматривался».

В Минпромторге не уточнили, что имеется в виду под моментом выпуска транспортного средства. Так, выпускаемая в 2019 году модель могла стоить 2,5 млн рублей и в перечень действительно не должна попасть, но в 2020 году аналогичная модель с учетом роста цен может подорожать уже до 3 млн рублей и попасть «роскошный список». На этот момент обратил внимание вице-президент Ассоциации российские автомобильные дилеры (РОАД) Олег Мосеев.

«В перечень Минпромторга попадает актуальная цена автомобиля, которая обновляется каждую весну, — рассуждает Мосеев. — За основу берут цены на автомобили, действительные на момент публикации перечня. И на них ориентируется налоговая. Вот я купил Audi A5 за 2,8 млн рублей при том что ее цена была 3,9 млн рублей. У меня есть определенные льготы, но я точно знаю, что без них точно бы платил налог как за модель дороже 3 млн рублей. В ФНС работают очень бюрократично, никто не будет смотреть точную дату покупки и действовавшую на тот момент цену: у водителя есть машина, в первый год владения автомобилем дороже 3 млн рублей действует коэффициент 1,1, дороже 5 млн рублей — 2. И так далее. Если модель есть в списке — значит, применяется соответствующий коэффициент».

Читайте также:  Овны могут водить автомобиль

Мосеев напомнил, что именно по такой причине в РОАД предлагали начислять повышенную ставку налоги только на модели стоимостью от 5 млн рублей. «Эти игры с ценами очень важны, особенно для тех, кто покупает автомобиль ценой до 3 млн рублей. Таким клиентам нужно знать точно, какой налог придется платить. Сейчас за 3 млн рублей роскошный автомобиль не купить, столько стоит качественный семейный внедорожник. Мы хотя бы отстояли позицию о том, что повышенный налог приходится платить только в первый год владения. А если машина стоит больше 5 млн, то их владельцам повышение налога, все-таки, менее критично».

В свою очередь Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с Autonews.ru заверил, что ему известны случаи, когда в 2020 году некоторые владельцы «пороговых» по цене моделей получили извещения об уплате повышенных налогов. «Например, был владелец Ford Explorer, который чуть дешевле 3 млн рублей, его не было в этом перечне, но налог пришел как за более дорогой автомобиль», — рассказал Травин, сославшись на имеющиеся у него документы.

Правозащитник отметил, что перечень более дорогих моделей не должен иметь обратной силы: если в момент покупки автомобиля в списке не было, его владельцу следует заплатить только актуальный на дату приобретения налог.

Источник

Как транспортный налог в России менялся на протяжении последних 100 лет

Итак, 20-е годы. В ту далекую пору автопарк, а точнее, парк средств передвижения, был довольно скромным, основную его долю составляли лошади, конные экипажи, велосипеды и самодвижущиеся повозки. Тем не менее постановление ВЦИК «О волостном бюджете» от 1924 года уже содержит в разделе «Доходные источники» пункт «Налог с транспортных средств».

Постановление об утверждении Положения о местных финансах РСФСР от 1926 года подтверждает, что в волостные и соответствующие им бюджеты обращаются в том числе и доходы от таких налогов. При этом в постановлении подробно указывается, какие ТС подлежат налогообложению: выездные и рабочие лошади (кроме тех, что не достигли рабочего возраста), самодвижущиеся экипажи, моторные лодки, яхты, велосипеды, лодки, ялики и паромы. Как мы видим, в 1926 году законодательство было еще построже нынешнего, поскольку уплаты «дани» не избежали даже велосипедисты.

На фото: Санкт-Петребург

Не менее четко в документе были указаны и категории, освобождаемые от налогов, — ТС, принадлежащие почтовым, пожарным, спасательным службам (в том числе яхты и моторные лодки Общества спасения на водах), которые при этом не должны были «преследовать целей коммерческого характера», то есть могли использоваться исключительно по назначению; те же условия были справедливы и для транспортных средств, принадлежащим санитарно-лечебным заведениям, санаториям, домам отдыха и инвалидным учреждениям. А ставки налога, устанавливаемые соответствующим исполнительным комитетом, объявлялись не позднее чем за один месяц до срока, назначенного для платежа налога.

1925 год. Декрет СНК РСФСР утверждает список городов, для которых повышаются предельные ставки надбавок к государственным налогам и сборам (в том числе, конечно, и транспортным): Москва, Ленинград, Ростов на Дону и Владивосток.

40-е50-е годы. К этому времени автопарк расширился, пополнившись автомобилями и мотоциклами. Ну а где автомобили с мотоциклами, там и налоги на них — куда же без этого. Пошлины к тому времени стали более единообразными и стандартизированными и прописывались непосредственно в высших документах, а не отдавались на откуп органам управления на местах.

Так, например, Указ Президиума ВС СССР от 1942 года «О местных налогах и сборах» содержит вполне конкретные ставки, приведенные в таблице ниже. Примечательно, что ставки дифференцировались в зависимости от размера населенных пунктов: жители крупных центров и столиц союзных республик платили больше, жители рабочих поселков — значительно (в 2-4 раза) меньше.

Наименование объектов обложения Столицы союзных республик и краевые (областные) центры по перечню, установленному СНК союзной республики Прочие краевые (областные) центры Прочие города, дачные и курортные поселки Рабочие поселки
1. Автомобили и моторные лодки с каждой силы 25 руб. 20 руб. 15 руб. 10 руб.
2. Мотоциклы с каждой силы 15 руб. 10 руб. 7 руб. 5 руб.
3. Велосипеды 15 руб. 10 руб. 7 руб. 5 руб.
4. Лодки и ялики:
а) используемые в виде промысла для перевозки людей 50 руб. 40 руб. 30 руб. 20 руб.
б) в остальных случаях 15 руб. 10 руб. 7 руб. 5 руб.
5. Паромы, грузовые лодки и яхты 100 руб. 75 руб. 50 руб. 25 руб.
6. Лошади 250 руб. 200 руб. 150 руб. 100 руб.
7. Животные (кроме лошадей), используемые в извозном промысле 100 руб. 75 руб. 50 руб. 25 руб.

Для автомобилей, моторных лодок, мотоциклов и лошадей, приобретенных во втором полугодии, налог справедливо делился пополам. Велосипедисты снова не в фаворе. Зато от уплаты налогов освобождались в том числе старатели золотой и платиновой промышленности, старатели предприятий по добыче и переработке олова и других редких металлов и иностранные граждане, состоящие членами иностранных автомобильных обществ, приехавшие не более чем на год, причем эта льгота распространялась на граждан лишь тех государств, в которых соответствующая льгота была предоставлена советским гражданам.

1945 год. Постановление Совнаркома РСФСР устанавливает перечень городов, «в которых сбор с владельцев транспортных средств взимается по высшим ставкам». В дальнейшем этот перечень расширяется и дополняется. Так, в 1952 году особым постановлением в него включен Ленинград, а в 1973 и в 1981 годах — еще несколько крупных городов, таким образом их общее количество доводится до 72. Как видите, дифференцированный подход к жителям разных регионов появился очень давно. Что логично: как-никак, в столицах всегда жить доходнее.

Читайте также:  Полироли для кузова автомобиля в минске

На фото: Москвич 400/420А

1959 год. Указ Президиума ВС СССР наконец-то отменяет транспортный налог для владельцев велосипедов. Велосипедисты ликуют.

1981 год. К этому времени технический прогресс наконец-то вытеснил из списка налогоплательщиков не только велосипедистов, но и владельцев лошадей и прочих ездовых животных. Да и схема расчета налогов была значительно упрощена: такса на все транспортные средства рассчитывалась, исходя исключительно из их мощности.

Наименование объектов обложения Столицы союзных и автономных республик и краевые (областные) центры по перечню, устанавливаемому Советом Министров союзной республики Другие краевые (областные) центры Остальные города, дачные и курортные поселки Прочие населенные пункты
Автомобиль, мотосани и моторные лодки (катера, яхты) в зависимости от мощности мотора
с каждой лошадиной силы 25 коп. 20 коп. 15 коп. 10 коп.
либо с каждого киловатта мощности 34 коп. 27,2 коп. 20,4 коп. 13,6 коп.
Мотоциклы в зависимости от мощности мотора:
с каждой лошадиной силы 15 коп. 10 коп. 7 коп. 5 коп.
либо с каждого киловатта мощности 20,4 коп. 13,6 коп. 9,5 коп. 6,8 коп.

От налога были освобождены в том числе Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, и инвалиды Великой Отечественной войны.

1988 год. Список объектов налогообложения немного расширяется, включая в себя грузовики и мотороллеры, а также «другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу», но при этом сохраняет простую и прозрачную схему расчета, опирающуюся на мощность. Ставки тем временем выросли вдвое: 50 копеек с «лошади» для автомобилей, 30 копеек для мотоциклов и мотороллеров. Грузовые автомобили с «другими самоходными машинами» требовали уплаты уже одного рубля с одной лошадиной силы.

На фото: ВАЗ 2102 Жигули

1991 год. Принят Закон о дорожных фондах в Российской Федерации, в котором впервые были дифференцированы ставки транспортного налога в зависимости от мощности, причем как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Вид транспортного средства Размер годового налога
Автомобили легковые с мощностью двигателя
до 100 л. с. (до 73.55 кВт) включительно 50 коп.
свыше 100 л.с. (свыше 73.55 кВт) 1 руб.30 коп.
Мотоциклы и мотороллеры 30 коп.
Автобусы 2 руб.
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя
до 100 л.с. (до 73.55 кВт) включительно 2 руб.
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73.55 до 110.33 кВт) 4 руб.
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110.33 до 147.1 кВт) 4 руб. 80 коп.
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147.1 до 183.9 кВт) 5 руб. 20 коп.
свыше 250 л.с. (свыше 183.9 кВт) 7 руб. 15 коп.
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2 руб.

2001 год. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен. Новый федеральный закон о налоговых ставках приблизил их к тем значениям, которые выглядят привычными и сегодня. Это означало одно — их резкий рост. Налог на автомобили мощностью до 100 л.с. вырос до 5 рублей, а свыше 100 л.с. (а конкретно свыше 250 л.с.) до 30 рублей. Достаточно сравнить эти данные с цифрами таблицы, данной выше, чтобы оценить масштаб изменений. Разумеется, при сравнении нельзя учитывать исключительно числовые значения налога, следует помнить о динамике изменения средней заработной платы, покупательской способности населения, инфляции и других финансовых и экономических факторах. В общем, стоимость денег за эти 10 лет несколько поменялась, и налоги поднялись вслед за ней.

На фото: Opel Vectra

Кстати говоря, именно в законодательных актах 2002 года появилась формулировка «транспортный налог», до этого именовавшийся как «налог с владельцев транспортных средств». И отсюда начинается его долгий и извилистый путь…

Помимо установления новых ставок, которые теперь назывались «базовыми», законодательство предусматривало возможность их пятикратного увеличения или уменьшения, оставляя ее на усмотрение органов местного управления субъектов Российской Федерации.

Разумеется, получив возможность регулировать ставки налога до пяти раз, региональные власти не преминули ею воспользоваться, и размеры пошлин стали очень сильно разниться от области к области. Так, например, столичные чиновники полностью освободили от обязанности платить ТН владельцев автомобилей мощностью ниже 70 л.с., мотивируя это тем, что объем этих налоговых поступлений почти не играл роли в формировании московского бюджета. В регионах ситуация, разумеется, отличалась, и даже в Подмосковье и Санкт-Петербурге автовладельцы на маломощных «стальных конях» исправно пополняли казну.

На фото: Ford Fiesta

2004 год. Вместо по-прежнему ликующих велосипедистов транспортным налогом стали облагаться владельцы реактивных самолетов: в федеральный закон, устанавливающий размеры ТН, была внесена фраза «Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от тяги реактивного двигателя, в расчете на один килограмм силы тяги реактивного двигателя». Базовая ставка на транспортные средства, оснащенные реактивными двигателями, была установлена в размере 20 рублей за 1 килограмм силы тяги.

2005 год. В Государственную Думу поступает предложение Совета Федерации повысить базовые ставки транспортного налога сразу в пять раз. Минтранс не одобряет эту инициативу из-за и без того излишне высокой транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг в России.

2009 год. Жизнь автолюбителям немного облегчили Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная налоговая служба, подписав положение о взаимодействии для предоставления сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Таким образом, автовладельцы практически перестали получать платежки из налоговых органов с требованием оплатить транспортный налог за давно проданный автомобиль.

В этом же году Госдума снова рассмотрела и даже приняла поправки в Налоговый кодекс, согласно которым базовые ставки транспортного налога должны были вырасти в два раза. Однако после волны возмущения со стороны автовладельцев ставки было решено оставить без изменений. Вместо этого регионам была дана возможность уменьшать или увеличивать базовую ставку не в пять, а в десять раз, то есть ответственность за наполняемость регионального бюджета была практически полностью переложена на региональные же власти.

Читайте также:  Лампочки для фар автомобилей форд фокус

Также в числе поправок была внесена зависимость ставок налога от экологического класса автомобиля. Это означало возможные увеличения выплат для владельцев старых автомобилей, двигатели которых, как правило, не соответствовали современным экологическим стандартам.

2009 год был богат событиями, и параллельно с принятием «новых старых» налоговых ставок было выдвинуто одно из первых предложений отменить транспортный налог, включив его в стоимость бензина. С соответствующим заявлением выступили представители фракции ЛДПР, которые проголосовали против передачи регулирования тарифов на откуп регионам.

2010 год. По итогам событий 2009 года многие региональные власти увеличили транспортный налог, что привело к довольно неоднозначным результатам: в некоторых областях приток капитала в бюджет все же вырос, а в некоторых стало резко увеличиваться количество неплательщиков. Люди отреагировали на увеличение налоговой нагрузки отказом ее нести: двукратный рост тарифов стал для некоторых непосильным, а для некоторых принципиально неприемлемым. На фоне этого в правительство вернулись обсуждения отмены транспортного налога с 2011 года за счет повышения акцизов на бензин. По мнению экспертов, цена бензина при этом могла увеличиться на сумму от 50 копеек до нескольких рублей.

На фото: Renault Logan

По результатам предварительных обсуждений было вынесено решение плавно повысить акциз на топливо на три рубля в течение нескольких лет, полностью отменив при этом транспортный налог. Однако впоследствии депутаты пришли к схеме «акциз плюс налог», согласно которой предлагалось вдвое снизить базовые ставки ТН, одновременно повышая стоимость бензина. Соответствующий закон был принят в конце года, а начало его действия было назначено на начало следующего.

Между тем Минпромторг озвучил предложение дифференцировать базовые ставки в зависимости от экологического класса и года выпуска автомобилей, увеличив их для автомобилей класса ниже «Евро-4» вплоть до двух раз (для автомобилей старше 2006 года). К облегчению автолюбителей Министерство экономического развития эту идею не поддержало.

Одной из инициатив в том же году стало предложение освободить от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей, оснащенных газовым оборудованием. В числе объективных преимуществ ГБО было озвучено отсутствие сажи в выхлопе, относительная чистота самого топлива и его сравнительная дешевизна. Однако и это возможное нововведение осталось на стадии обсуждения, не дотянув до реализации.

На фото: Renault Clio

2011 год. Этот год стал небольшой «передышкой», в течение которой не выдвигалось спорных и радикальных предложений по изменению объемов налогообложения. Более того, в некоторых регионах страны налоговое бремя было снижено, вводились новые льготы и послабления, такие как отмена ТН для пенсионеров, ветеранов боевых действий и водителей малолитражек. Некоторые субъекты РФ, видимо, отчаявшись, «простили» должников, частично списав задолженности за прошлые годы.

2012 год. Передышка не могла продолжаться долго, и в 2012 году вновь грянул гром. Гром выразился в Проекте Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в статью 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения, которые предлагалось внести, затрагивали не самые широкие слои населения, но это с лихвой компенсировалось их масштабностью. Суть предложений была в повышении ставки транспортного налога для автомобилей мощностью свыше 410 л.с. сразу до 300 рублей без возможности ее снижения местными властями, но с сохранением возможности ее увеличения. Этой участи должны были избежать автомобили старше 2000 года и гоночные авто, используемые «исключительно для участия в спортивных соревнованиях». Также сразу пятикратно предполагалось повысить ставки на мощные мотоциклы (свыше 130-150 л.с.), гидроциклы (свыше 150 л.с.), катера и яхты (свыше 300 л.с.). Этот проект так и остался проектом, однако по сути именно он стал первой ласточкой нового, грядущего в 2013 году налога на роскошь. Но не будем забегать вперед.

На фото: Mercedes-Benz S-Classe

В конце 2012 года даже президент Российской Федерации отметил, что «в целом согласен» с необходимостью отмены транспортного налога и включением его в стоимость топлива, но пояснил, что пока региональные власти к этому «не готовы», так как схемы пополнения бюджета из топливных акцизов еще не проработаны.

2013 год. Вот и он. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Он дополнил правила исчисления суммы налога на автомобили дороже 3 миллионов рублей новыми повышающими коэффициентами — от 1,1 до 3, в зависимости от конкретной стоимости автомобиля и его возраста. Например, машины возрастом от 2 до 3 лет и стоимостью от 3 до 5 миллионов включительно стали облагаться налогом в 1,1 раз большим, чем раньше. А налог на «старье» до 20 лет включительно, стоящее при этом дороже 15 миллионов, вырос в 3 раза.

Тем временем Минпромторг подготовил очередной проект по внедрению новых правил расчета ТН в зависимости от экологического класса и года выпуска, а не мощности. В числе новых предложений в нем были инициативы по снижению налога для гибридов на 50%, а для электромобилей на все 100%.

На фото: Volvo V60 Plug-In Hybrid

2014 год. В Госдуме были озвучены предложения об освобождении от налога владельцев автомобилей, работающих на газе. Как говорится, все новое — это хорошо забытое (за 4 года) старое. Хотя здесь это, конечно, шутка, но доля правды в ней тоже есть.

2015 год. И вот мы возвращаемся из долгого путешествия в далекое прошлое. Теперь, освежив в памяти то, что происходило, посмотрим с надеждой в будущее. Будущее, которое наступит уже совсем скоро. И пусть каждому оно принесет то, чего он от него ждет.

Возможно, в 2015 году транспортный налог все-таки отменят, и наш список памятных дат в его истории пополнится. А может, все будет несколько иначе. Как именно? Скоро узнаем…

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду