Основные понятия качества эксплуатации автомобилей

Качество и надежность машин

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.

Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.

Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).

Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.

Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.

Источник

Эксплуатационные качества автомобиля

Эксплуатационные качества автомобиля характеризуются, следующими основными показателями: динамичностью, проходимостью, экономичностью, надежностью, маневренностью, устойчивостью, легкостью управления и удобством езды.

Динамичность автомобиля определяет его наибольшую среднюю техническую скорость движения в данных дорожных условиях. Динамические качества зависят от мощности двигателя, способности автомобиля обеспечить высокое ускорение при разгоне (приемистость автомобиля), быстрое торможение, а также и от технического состояния автомобиля.

Для автомобилей, работающих на дорогах с твердым покрытием, основными факторами, определяющими их динамичность, являются максимальная скорость движения и интенсивность разгона, особенно на прямой передаче; для автомобилей, работающих в условиях плохих дорог и бездорожья, — максимальная сила тяги на первой передаче.

Повышение динамических качеств автомобиля достигается увеличением мощности двигателя, снижением собственного веса, применением совершенных силовых передач и улучшением тормозных систем.

Проходимость автомобиля — это его способность передвигаться по плохим дорогам и бездорожью и преодолевать крутые подъемы, канавы, броды, участки заболоченной местности и рыхлого песка, снежную целину и другие препятствия.

Рис. Геометрические показатели проходимости автомобиля

Для повышения проходимости автомобиля применяются механизмы блокировки дифференциалов и привод на все колеса, равномерно распределяется нагрузка на колеса, предусматриваются значительные углы проходимости и большой дорожный просвет.

Для проходимости автомобиля большое значение имеет также ошиповка его колес. Так, при одинарных колесах задние колеса проходят по следу, проложенному передними, что значительно уменьшает затрату мощности на деформацию грунта при образовании колеи. Для предотвращения буксования колес применяют шины с крупным и глубоким рисунком протектора.

Большое значение для беспрепятственного движения автомобиля по бездорожью, особенно по мягкому грунту, имеет величина удельного давления колес на грунт. Чем меньше это давление, тем меньше погружаются колеса в грунт и меньше сопротивление движению автомобиля. Поэтому для армейских автомобилей применяются обычно одинарные колеса с шинами большого профиля, имеющими грунтозацепы и небольшое внутреннее давление воздуха. Для армейских автомобилей широко применяются также специальные шины с централизованной регулировкой давления в них во время движения автомобиля. Внутреннее давление воздуха в шинах и, следовательно, удельное давление колес на грунт могут при необходимости изменяться в зависимости от дорожных условий.

Экономичность автомобиля характеризуется наименьшим расходом горючего в литрах на 100 км пробега автомобиля. Экономичность автомобиля достигается совершенствованием механизмов двигателя и силовой передачи, а также снижением собственного веса автомобиля.

Экономичность автомобиля во многом зависит как от технического состояния автомобиля, так и от опытности водителя. Так, например, на одном и том же автомобиле при различной регулировке приборов питания, зажигания и других механизмов расход горючего может значительно колебаться.

Читайте также:  Посоветуйте акустику в автомобиль

Надежность автомобиля характеризуется его способностью работать длительное время, не требуя ремонта.

Надежность автомобиля повышается применением более износоустойчивых и прочных материалов, улучшением качества обработки трущихся поверхностей деталей и их смазки, введением надежных воздухоочистителей, фильтров, термостатов и других устройств. Наконец, надежность автомобиля во многом зависит от своевременного и качественного технического обслуживания и от умения водителя правильно эксплуатировать автомобиль.

Маневренность автомобиля характеризуется его способностью быстро изменять направление движения на небольшой площади.

Маневренность зависит от радиуса поворота и габаритов автомобиля: чем они меньше, тем лучше его маневренность.

Устойчивость автомобиля характеризуется его способностью уверенно двигаться в различных дорожных условиях без заносов и опрокидывания. Различают продольную и поперечную устойчивость автомобиля. Продольная устойчивость — это способность автомобиля противостоять опрокидыванию относительно передней или задней оси; поперечная устойчивость — способность противостоять боковому опрокидыванию.

Повышение устойчивости автомобиля достигается снижением высоты его центра тяжести, увеличением базы (расстояния между осями) и колеи (расстояния между серединами отпечатков правого и левого колес).

Легкость управления и удобство езды на автомобиле в значительной мере влияют на степень утомляемости водителя и перевозимого личного состава.

Облегчение управления автомобилем достигается удобной посадкой водителя и уменьшением физического усилия, которое водитель должен приложить для запуска двигателя, поворота рулевого колеса, переключения передач, торможения и т.д. Поэтому на автомобилях устанавливают надежные стартеры для запуска двигателя, применяют синхронизаторы в коробке передач, гидравлические и пневматические приводы тормозов, вводят автоматические коробки передач, сервомеханизмы рулевого управления и другие устройства.

Чтобы повысить удобство езды на автомобилях, улучшена обзорность дороги с места водителя, кабина отапливается и вентилируется, обогревается ветровое стекло и т.д.

Источник

Понятие о качестве и технико-эксплуатационных свойствах автомобилей

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ (ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЭА ЧЕТВЕРТОГО ВИДА)

Об изделии, материале, оказываемой услуге обычно судят по их качеству. Качество изделия (автомобиля, агрегата, детали) или материала (топлива, масла и пр.), как правило, изменяется в процессе эксплуатации в результате изменения самого изделия или материала и его составных элементов. Например, расход топлива при перевозке зависит не только от условий эксплуатации или конструкции автомобиля, но и от текущего состояния системы питания и зажигания автомобиля, износа цилиндропоршневой группы, изменения углов установки передних колес и т.д.

Поэтому очень важные для технической эксплуатации понятия качества, надежности, технического состояния автомобилей необходимо рассматривать во взаимосвязи, т.е. комплексно оценивать их влияние на реализацию целей автомобильного транспорта и его технической эксплуатации по схеме: техническое состояние работоспособность надежность качество цели.

Качество – это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, технологического оборудования, агрегата, детали, материала к выполнению заданных функций при их использовании по назначению, т.е. к эксплуатации.

Качество складывается из свойств (рисунок 2.1). Каждое свойство характеризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать при эксплуатации различные количественные значения, называемые показателями.

КАЧЕСТВО
Свойство→ Параметр→ Показатель
Топливная экономичность Контрольный расход топлива 7 л/ 100 км
Динамичность Максимальная скорость 180 км/ч
Производительность автобуса Количество перевозимых пассажиров 250 тыс.
Безотказность Наработка на отказ 9 тыс. км

Рисунок 2.1 – Логическая структура понятия качества

При анализе или оценке качества последовательно рассматривают следующие цепочки:

— при оценке и испытании изделий: показатели – параметры – свойства – качество;

— при предъявлении требований к изделиям: качество – свойства – параметры – показатели.

Примеры развертывания показателей четырех свойств качества приведены на рисунке 2.1. Так, одним из параметров топливной экономичности автомобиля (свойство) является контрольный расход топлива, количественное значение которого для конкретной модели (показатель) составляет 7 л/100 км.

Обычно рассматривают технико-эксплуатационные свойства (ТЭС) автомобилей, главными из которых являются: масса и габариты, топливная экономичность, грузоподъемность, динамичность, вместимость, скоростная характеристика, маневренность, производительность, проходимость, экономичность, безопасность, надежность, экологичность, цена и др.

Технико-эксплуатационные свойства закладываются при проектировании и производстве; реализуются (в разной степени!) при производстве и в эксплуатации.

При этом потребителя интересуют два главных показателя ТЭС (рисунок 2.2): начальный уровень Пк1 и стабильность в процессе эксплуатации, т.е. изменение свойств, описываемое функцией Пк(t)=ψ(t), где t — наработка с начала эксплуатации.

А и В — модели автомобилей; а — начальное значение показателя качества Пк1: ПкА1>ПкВ1, кА> кВ; б — стабильность Пк — интенсивность изменения Пк по мере старения изделия: ПкА1>ПкВ1, кА> кВ; в — срок службы до списания tcп: tcп1 к(tсп2)

Рисунок 2.2 – Факторы, влияющие на реализуемый показатель качества

Стабильные ТЭС, Пк(t)=const практически не изменяются в течение всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.).

Нестабильные ТЭС, Пк(t)≠const ухудшаются в процессе работы и по мере старения автомобиля или агрегата. Это, например, производительность, затраты на обеспечение работоспособности, интенсивность использования автомобиля и др. (таблица 2.1, рисунок 2.3). В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью.

Рисунок 2.3 – Количество отказов бортовой компьютерной системы, %,

в зависимости от наработки легкового автомобиля с начала эксплуатации

Таблица 2.1 – Изменение некоторых показателей качества грузового автомобиля Пк(t), %

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эксплуатационные свойства машин и оценка качества

Цель эксплуатации машин – реализация, поддержание и восстановление качества. Рассмотрим основные понятия качества и его взаимосвязь с эксплуатацией техники.

Показатели качества эксплуатации машин – это свойства, характеризующие качество, или эксплуатационные свойства.

Для всесторонней оценки эффективности использования машины на стадии ее эксплуатации применяется необходимое и достаточное число свойств и их показателей, т.е. комплекс эксплуатационных свойств.

Установлено, что машины различных принципов действия, конструктивного исполнения и применения имеют различные комплексы эксплуатационных свойств. В каждом конкретном случае специалист, анализирующий эксплуатационные свойства машины, составляет соответствующий комплекс, используя методологию системного анализа.

Системный подход позволяет проводить анализ и синтез различных по природе и структуре эксплуатационных свойств машины, т.е. выявлять и оценивать степень влияния различных факторов на эффективность функционирования системы (например, машин).

Современный комплекс эксплуатационных свойств машин (рисунок.4), состоящий из пяти взаимосвязанных систем, обладающих прямыми и обратными связями, ориентирован на человеческий фактор. Поэтому на первый план в нем выходят социально значимые показатели качества. Такое положение в настоящее время закреплено законом РФ «О техническом регулировании» [67].

В таком комплексе отдельные эксплуатационные свойства характеризуются единичными показателями, которые объединяются в комплексные, групповые или обобщенные показатели системы и непосредственно влияют на интегральный показатель эффективности эксплуатации машины, представленные на рисунке 4.

Читайте также:  Почему не заводится автомобиль основные причины

Объединенные в первой системе социально значимые свойства машины оказывают влияние на жизнь, здоровье, эстетические потребности граждан, сохранность их имущества и окружающей среды.

Вторая система, характеризующая функциональное назначение машины, объединяет свойства, определяющие основные функции, которые обусловливают область ее применения.

Третья характеризует экономичность эксплуатации машины.

Четвертая, определяющая новые показатели сервиса, характеризует степень ответственности изготовителя перед потребителем машин.

Пятая включает в себя показатели эффективности машин, на которых базируется интегральный показатель качества.

Рассмотрим некоторые свойства представленных систем качества.

Безопасность машины – это эксплуатационное свойство, обеспечивающее устранение или сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций при транспортировке, осуществлении рабочих процессов и техническом взаимодействии на машину.

Рисунок 4 – Комплекс эксплуатационных свойств машин

При несоответствии показателей этого свойства номинальным значениям или требованиям нормативных документов велика вероятность аварии, а следовательно, и угроза здоровью и жизни обслуживающего персонала, а также порчи имущества или сведения эффективности работы машины к нулю.

Оценка уровня безопасности машины представляет собой совокупность следующих процедур: выбор номенклатуры необходимых показателей; определение их значений для конкретной машины; составление полученных результатов со значениями, рекомендуемыми нормативными документами; формирование соответствующих выводов.

Различают показатели активной и пассивной безопасности. Соблюдение требований, предъявляемых к показателям активной безопасности, т.е. эффективности тормозной системы, органов управления, звуковой и световой сигнализации; состоянию гидро- и пневмосистем, систем доступа в кабину и к обслуживаемым сборочным единицам машин, необходимых цветовых знаков безопасности сигнальной окраски, а также к устройствам и приборам, предотвращающим опрокидывание и столкновение, обеспечивает малую вероятность возникновения аварийной ситуации.

Показатели же пассивной безопасности характеризуют наличие ремней и подушек безопасности, остекление кабины (наличие безосколочных стекол) и ее жесткость, а также эффективность защиты человека при опрокидывании машины и определяют возможность устранения последствий аварийной ситуации.

Выполнение требований обеспечения безопасности является важнейшим условием при обязательной сертификации машин.

Эргономические свойства определяют удобство и легкость управления машиной и влияют на общее состояние и работоспособность машиниста-оператора или водителя. Эргономичность можно рассматривать так же, как проявление совместимости в системе человек – техника.

Требования эргономики – это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования. Показатели эргономических свойств подразделяются на физиологические, психологические, антропометрические и гигиенические.

Физиологические показатели характеризуют соответствие машины силовым, скоростным, энергетическим, зрительным и слуховым возможностям машиниста-оператора или водителя.

Энергетические ресурсы организма человека расходуются на поддержание его физиологической активности и производительную работу, обеспечение физиологической активности, т.е. на кровообращение, дыхание, поддержание тела в необходимом положении, восприятие внешнего мира. В среднем за сутки человек расходует 8400 кДж (медицинская норма в сутки составляет 2344,80 ккал или 9848,16 кДж). В процессе работы также расходуется дополнительная энергия. Работа считается легкой, если за смену на нее затрачивается до 2100 кДж, средней трудности – до 4200 кДж, выше средней трудности – до 6300 кДж, тяжелой – до 8400 кДж, особо тяжелой – до 10500 кДж [40].

Перегрузка снижает производительность труда человека, повышает число ошибок в процессе работы и предрасположенность к заболеваниям.

Психологические показатели характеризуют соответствие рабочего места имеющимся и вновь формируемым навыкам человека, а также возможность восприятия и переработки им информации. При этом рабочее место оценивается по трем основным направлениям: размещение оператора (водителя); элементы, обеспечивающие получение необходимой для работы информации (сенсорное поле); органы управления (моторное поле).

Антропометрические показатели характеризуют соответствие органов управления, формы и размеров рабочего места размерам и форме тела человека.

Органы управления подразделяются на основные, т.е. часто или постоянно используемые оператором (органы управления машиной и рабочим оборудованием), и второстепенные, редко используемые оператором (переключатели освещения, стеклоочистителя, стартера, отопителя, кондиционера и т.п.). Основные органы управления должны располагаться в зоне комфорта, а второстепенные – в зоне досягаемости. Зоны комфорта – это предпочтительные зоны, в которых основные органы ручного и ножного управления должны быть легко досягаемы для операторов высокого и низкого роста из положения сидя рукой, согнутой в локте, и ногой, согнутой в колене. Зоны досягаемости – те, в которых второстепенные органы ручного и ножного управления должны быть досягаемы для операторов высокого и низкого роста из положения сидя вытянутой рукой или ногой, при этом допустим поворот или наклоны оператора вперед и в стороны.

Гигиенические показатели характеризуют уровни шума, вибрации, освещенности, температуры, влажности, запыленности, токсичности, т.е. уровни вредных факторов, воздействующих на организм человека.

Работающие машины являются источниками аэродинамического и структурного шумов. Аэродинамический создается системой газораспределения и охлаждения (вентилятором) двигателя, структурный возникает в результате колебаний рамы, трансмиссии и облицовки. На рабочем месте оператора для нормирования шума, измеряемого в децибелах (дБ), используются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 123; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 9000 Гц. Ориентировочную оценку допускается производить по шкале А шумомера (дБА).

Общая вибрация от машины передается человеку через пол кабины и сиденья, а локальная – через рычаги и педали управления. Допустимые среднеквадратичные значения ускорений вертикальных вибраций в диапазоне частот 4 – 8 Гц: 63 см/с 2 – безопасно для здоровья; 31,5 см/с 2 – не влияет на производительность труда; 10 см/с 2 – обеспечивает комфорт.

На работоспособность машиниста (водителя) влияет также микроклимат в кабине, т.е. температура, влажность, скорость движения воздуха, вредные примеси, запыленность.

Экологичность – это свойство, характеризующее уровень воздействия машины при ее эксплуатации на окружающую среду.

К экологичным показателям относятся: создаваемый внешний шум; содержание оксида углерода и углеводородов в отработанных газах машин с бензиновыми двигателями; дымность отработанных газов и выбросы вредных веществ дизельных машин; уровень создаваемых радиопомех. При выборе и определении этих показателей необходимо учитывать требования по охране окружающей среды.

Техническая эстетичность – эксплуатационное свойство, характеризующее сочетание технических и художественных решений в конструкции машины с целью удовлетворения психологических потребностей человека.

Эстетические показатели отображают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. В настоящее время это наименее изученное эксплуатационное свойство, поскольку находится на стыке науки и искусства.

Основные элементы технической эстетичности: стилевое соответствие (соответствие моде); функционально-конструктивная приспособленность; организация объемно-пространственной структуры; чистота выполнения сочленений, скруглений, сопрягающихся поверхностей, фирменных знаков и указателей; цветовой колорит; качество покрытий и отделки поверхностей, а также симметричность, ритм, контрастность, пропорциональность и композиция.

Энергоэффективность – это свойство машины, характеризующееся ее тягово-скоростными показателями.

Читайте также:  Сайлентблоки в автомобиле функции

Тягово-скоростные показатели представляют собой совокупность параметров, определяемых результатами совместной работы двигателя, трансмиссии и движителя, и характеризуют энергетические возможности машины по осуществлению рабочего процесса.

В качестве комплексного тягово-скоростного показателя используется тяговая мощность, развиваемая на рабочем органе. Ее определяют аналитически или в результате проведения тяговых испытаний. Результаты расчетов и испытаний представляют в виде графика, получившего название тяговой характеристики.

При помощи тяговой характеристики наряду с основными параметрами работы машины на разных передачах и при различных нагрузках можно определить тяговый коэффициент ее полезного действия, а также запас тягового усилия, характеризующий способность машины преодолевать временное увеличение сопротивления без перехода на пониженную передачу, и рациональные скоростные режимы ее работы (исходя из максимальной тяговой мощности).

Проходимость дорожной машины характеризуется показателями, отражающими ее способность перемещать центр масс с наименьшей потерей скорости в процессе движения.

Показатели проходимости машин можно подразделить на геометрические (вертикальные и горизонтальные), опорные, тягово-сцепные и мобильности (транспортабельности).

К показателям вертикальной геометрической проходимости относятся:

— дорожный просвет, который определяется как расстояние от опорной поверхности до низшей точки рамы или трансмиссии машины;

— углы переднего и заднего свеса, измеряемые между горизонтальной опорной поверхностью и касательными, проведенными к переднему или заднему колесам (или ветвям гусениц) через низшие точки передней и задней частей рамы или навесных рабочих органов машины, установленных в транспортное положение;

— поперечный радиус проходимости, т.е. радиус окружности, проходящей через низшую точку рамы или трансмиссии и касающейся внутренних поверхностей колес (или гусениц) машины;

— продольный радиус проходимости (для пневмоколесных машин), т.е. радиус окружности, проходящей через низшую точку шасси или рабочего органа в транспортном положении и касающейся передних и задних колес.

Горизонтальная геометрическая проходимость машины характеризуется минимальным радиусом и шириной полосы поворота. Эти показатели можно выделить в отдельную группу, определяющую маневренность машины, т.е. способность поворота или разворота машины на ограниченной площади. Причем определение минимального радиуса и ширины полосы производится для левого и правого поворотов. Если передние колеса пневмоколесных машин имеют возможность наклоняться, то минимальный радиус поворота определяется при наклоне и без наклона колес. Измерение радиуса поворота проводят по наружной стороне следа внешнего переднего колеса. Ширина полосы поворота пневмоколесных машин определяется как расстояние между наружными сторонами следов внешнего переднего и внутреннего заднего колес.

Показатель опорной проходимости характеризует среднее удельное давление машины на опорную поверхность.

Показатель тягово-сцепной проходимости характеризует плавность хода и определяется как отношение рабочей скорости машины в данном режиме работы к теоретической скорости при движении ее по той же опорной поверхности.

Показатель мобильности определяет подвижность машины, т.е. ее способность и готовность к быстрому преодолению.

Универсальность – эксплуатационное свойство, характеризующее возможность использования машины с различным сменным оборудованием.

Универсальность позволяет использовать машину всесезонно на различных основных и вспомогательных работах, тем самым увеличивая коэффициент ее использования в течение года, и определяется временем замены и количеством сменного рабочего оборудования.

Информативность– эксплуатационное свойство, характеризующее возможность получения водителем, машинистом, оператором информации о состоянии, режимах работы машины и предаварийных ситуациях непосредственно в кабине машины.

Определяется это свойство наличием в машине средств встроенной диагностики с выводом информации на бортовые приборы, а также бортовых компьютеров, способных фиксировать информацию, управлять машиной в рабочем режиме и выдавать информацию на дисплей.

Топливная эффективность – эксплуатационное свойство, характеризующее способность машины выполнять рабочий процесс с минимальным расходом топлива в единицу времени или на единицу вырабатываемой продукции. Показателями топливной эффективности дорожной машины являются часовой расход топлива и удельные расходы топлива на единицу эффективной мощности двигателя.

Оценка качества — это систематическая проверка того, на­сколько объект способен выполнить установленные требования.Они указаны в документах-стандартах, контрактах и пр. Невыполнение требования является несоответствием [5]. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой проверки является контроль, включающий два элемента: получение информации о факти­ческом состоянии объекта (качественных и количественных характеристиках) и сопоставление получен­ной информации с установленными требованиями с целью оп­ределения соответствия.

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции [10].

В процедуру контроля качества могут входить операции из­мерения, анализа, испытания.

Измерения как самостоятельная процедура являются объек­том метрологии изложены в п.2.

Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами (химическим анализом, микробиологическим, микроскопическим и пр.).

Испытания — техническая операция, заключающаяся в оп­ределении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, или услуги в соответствии с установленной процедурой [11].

Основным средством испытаний является испытательное оборудование.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг.

По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными.

Основное требование к качеству проведения испытания – точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии. По отклонению результатов испытаний характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» и «О техническом регламенте» продукция (работа, услуга), на которую установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательному подтверждению соответствия указанным требованиям (обязательной сертификации, декларированию соответствия).

Таким образом, обязательными требованиями к качеству продукции являются безопасность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость.

При определении состава обязательных требований нужно иметь в виду два обстоятельства:

— в соответствии с законодательством и стандартами перечень обязательных требований может расширяться, например, за счет требований функциональной пригодности (показатели энергопотребления);

— для некоторых товаров требования надежности являются одновременно требованиями безопасности (безотказность транспортного средства).

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные ме­роприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой сис­темы постоянно действующих мероприятий [38]. На протяжении не­скольких десятилетий создавались и совершенствовались сис­темы качества (СК). На современном этапе принята СК, уста­новленная в международных стандартах – ИСО серии 9000.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию (услуги) и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных, ис­пользуемых для оценки стабильности производственных про­цессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции (или услуг).

Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду
Adblock
detector