Шипованные шины рейтинг журнала за рулем

Шины для кроссоверов: тест 14 шиповок на снегу и льду

Соперники

До 4000 руб. за шину

Категорию самых дешевых моделей — до 4000 рублей за шину — представляют отечес­твенная Viatti Bosco Nordico в компании с китайскими Sailun Ice Blazer WST 3 и DoubleStar WinterKing DW07. Другая троица чуть дороже — это пара «россиян», популярная у нас Formula Ice («младшенькая» из семейства Пирелли) и новинка Cordiant SnowCross 2 SUV, а также китайский Triangle Icelink Sport Utility.

До 6000 руб. за шину

В шестерку средних по цене покрышек входят Nordman 7 SUV и Yokohama IceGuard IG65 российской сборки. Чуть подороже — Gislaved Nord Frost 200 SUV и BFGoodrich g‑Force Stud из России, Hankook Winter i*Pike RS2 из Кореи, а также Toyo Observe ­Ice-Freezer SUV из Малайзии.

Свыше 6000 руб. за шину

Шипованные шины по цене более шести тысяч за штуку — Nokian HKPL 9 SUV, «сваренная» в России, и Continental IceContact 3 из Германии. Они наверняка зададут верхнюю планку в результатах. Кроме того, эти марки постоянно борются за первенство.

У кого больше шипов

Участников теста отличают не только цифры на ценниках, но и количество шипов. Самые «редкозубые»: 100 «гвоздиков» имеет BFGoodrich и 110 — DoubleStar. Напомним, требования Технического регламента Таможенного cоюза ограничивают количество шипов до 60 штук на метр протектора — в «нашем» размере их должно быть не более 130 на одном колесе. Можно и больше, если шина успешно выдержала дополнительные сертификационные испытания на износ дорожного покрытия. Этим, явно более затратным путем, пошли производители пяти шин — Sailun (138 шипов), Yokohama (160), Nokian (172), Conti (188) и самый «зубастый» Hankook, у которого аж 205 шипов!

По величине выступа почти все шины соответствуют требованиям того же Технического регламента: шипы торчат из протектора в пределах 0,9–1,5 мм. Лишь у Viatti и DoubleStar «гвозди» выступают над протектором излишне скромно: минимальное выступание 0,6 мм.

Шесть участников отнесены производителями к категории SUV. Это означает, что шины усилены (как правило, в каркасе, плечевой зоне, боковинах и составе протектора) по сравнению с легковыми аналогами для эксплуатации в более тяжелых условиях. Примечательно, что усиленные шины SUV есть во всех ценовых категориях. Остальные восемь участников конструктивно представляют собой обычные легковые шины специфических кроссоверных размеров. Их производители считают, что большинство кроссоверов на современном рынке переднеприводные и с асфальта не съезжают.

Где и как испытывали

«Белые тесты» мы традиционно проводим на полигонах производителей шин: Nokian, Pirelli, Continental и Hankook. В этом году редакция проверяла шины за Полярным кругом в испытательном центре White Hell («Белый ад» от Nokian Tyres).

В качестве автомобиля-носителя используем переднеприводный VW Tiguan, поскольку полный привод делает небольшие различия между шинами менее заметными.

Замеры проводили с помощью мерительного комплекса Vbox Racelogic, работающего со спутниками GPS/ГЛОНАСС, и оптической системы Kistler Correvit L‑motion, которая помогала определять продольное сцепление на крытом ледовом прямике.

Во всех упражнениях мы использовали дополнительные «референсные» шины, повторяя их через каждые две-три «зачетные», отслеживая с их помощью изменение покрытия. Показания бортового термометра за время тестов лежали в пределах от —2 °C до —25 °C.

Сцепление на льду.

Первые упражнения — оценка продольного сцепления. Быстрее всего с 5 до 30 км/ч Tiguan разгоняется на Nokian, а медленнее — на шинах DoubleStar. Разница — почти в два раза! Хотя и вполне закономерно — выступание шипов у шин DoubleStar менее одного миллиметра, они почти «беззубые».

В торможении (30–5) км/ч Nokian вновь обставляет всех — результат 13,5 м. На последнем месте опять-таки DoubleStar, но в компании с Viatti — 21 метр. Полтора корпуса автомобиля! И это при скорости 30 км/ч! А что же будет, если придется тормозить с 60 или 90 км/ч?

Следующее упражнение — ледяной круг, на котором оценивается время его прохождения. Чем меньше время круга, тем лучше держак! Здесь вперед вырывается Conti, а Nokian скатывается на третью позицию, пропустив перед собой Gislaved. Виной тому странная особенность поведения: передние (ведущие) колеса уверенно вгрызаются в лед, а вот задние (в свободном качении) почему-то скользят в сторону. В итоге машина идет почти боком, теряя время.

Медленнее всего на круге Tiguan ехал на шинах Sailun. Хотя продольное сцепление неплохое — пятый результат. Удивительно, но самый «редкозубый» BFGoodrich быстрее (читай, «лучше») аутсайдера почти на 10%.

. и на снегу

Длинное снежное плато позволяет совершить пять-шесть комбинированных замеров (разгон-торможение) в одну сторону. Здесь мы чуть приподнимаем верхнюю планку, увеличивая «потолок» скорости до 40 км/ч. Разгон с места, то есть с нуля, а тормозной путь отсекаем при тех же 5 км/ч.

Здесь результаты ложатся кучнее, чем на льду. В торможении десять (!) участников показывают близкие результаты, разница между ними всего лишь 20 см. Лучший — Continental, худший — DoubleStar.

На разгоне в лидеры неожиданно вырываются бренды второй линии. Первое время показывают Gislaved и Nordman. У первой шины протектор асимметричный, а у второй — направленный. Но обе цепляются за снег на разгоне лучше остальных. Последний результат опять у шины DoubleStar.

Управляемость на льду.

Для оценки управляемости используем сложную трассу замкнутой конфигурации. Она включает в себя набор прямиков, плавных и крутых поворотов, скоростную «эску» и половину окружности постоянного радиуса, позволяющей оценить поведение автомобиля на длинной дуге. Отключаем ESP и начинаем.

Здесь всех победил Conti, придав Тигуану мягкие и четкие реакции и хорошо предсказуемое, понятное поведение. Восемь с половиной баллов, больше такую оценку эксперты не поставили никому.

В отстающих опять DoubleStar. На этих шинах Tiguan превращается в коварного обманщика, который буквально заманивает водителя в капкан. Первоначальные реакции вселяют уверенность в то, что можно ехать быстрее. Но чуть-чуть увеличиваешь скорость, и автомобиль перестает реагировать на действия рулем, будто баранку от колес отсоединили. Скользит невыносимо долго и очень резко обретает сцепление. Если при этом передние колеса повернуты, машину дергает в сторону и буквально закручивает в штопор. Даже электроника не помогает — очень опасно!

..на снежном плато

Курсовую устойчивость и возможность мягкого маневрирования на снегу оцениваем на прямой на скорости 100 км/ч. В этом упражнении лидируют Formula и Nokian. Эти шины отличают четкое прямолинейное движение, плотный руль и мягкие, но хорошо понятные реакции при корректировке курса.

И вновь страшнее всего ехать на шинах DoubleStar. На них Tiguan обретает широкий, непонятный ноль, из-за которого машина рыскает по дороге, даже если необходимо двигаться по прямой. Значительные задержки в реакциях при попытке подправить заданное направление и активный, прогрессирующий занос, требующий от водителя незамедлительных действий для того, чтобы погасить его и удержать автомобиль от вылета в кювет.

Следующее упражнение — резкая смена полосы движения на городских скоростях от 40 до 60 км/ч. Лучший балл («восемь», что по нашей градации означает «нет проблем для водителей средней квалификации») испытатели поставили шинам Formula и Yokohama.

Низший балл и здесь у покрышек DoubleStar: на них Тигуан отмечается задержками в реакциях, значительными углами поворота баранки и сносом на входе в поворот.

Увеличение скорости добавляет занос во втором коридоре, требующий от водителя незамедлительных корректирующих действий. Причем опережающих: чуть не успел или неверно рассчитал угол поворота руля — и вылетел на встречку.

…и на трассе управляемости

Сначала едем вплотную к предельным режимам, но не срываясь в значительные скольжения. Здесь эксперты поставили восьмерки четырем участникам: Cordiant, Continental, Formula и Toyo не вызвали никаких замечаний. Больше всех поразил Cordiant, поскольку в предыдущих упражнениях звезд с неба не хватал.

На шинах DoubleStar информативность на руле полностью отсутствует — он легкий и «пустой», как у лодки. Вкупе с задержками в реакциях это приводит к перекручиванию руля на избыточные углы, что провоцирует занос и потерю устойчивости. Масла в огонь добавляют неожиданно резкие переходы в скольжения. Весьма неприятно!

Читайте также:  Шнуры для компьютерной диагностики автомобиля

Второй заход — едем активно, проверяя реакции в скольжениях. И вновь поражаемся Кордианту, способному доставлять удовольствие от езды, теперь уже агрессивной. Не уступают ему Nokian и Toyo. Все трое заслуживают по «восьмерке».

Самая страшная шина в этих режимах… правильно, DoubleStar. Очень долгие скольжения, резкое восстановление сцепления, приводящее к «отстрелам» кормы. Ситуацию усложняет недостаток тяги, добавление газа не помогает вытащить машину из опасных рысканий. Не едешь, а постоянно борешься с автомобилем, пытаясь нащупать рулем нужное положение колёс, чтобы задать Тигуану хотя бы примерное направление. Адреналина в крови с избытком, аж трясет.

Сугробы

Для владельцев кроссоверов проходимость в снегу — актуальная тема. Ведь даже на моноприводных машинах водители лезут парковаться в сугробы активнее, чем на легковушках.

Увереннее всего Tiguan едет по белой целине на шинах Nokian и Nordman. Хоть внатяг, хоть с полным газом, он легко маневрирует в глубоком снегу и выбирается задним ходом, если нагреб перед бампером непроходимую кучу.

Обутый в шины DoubleStar, он не то, чтобы трогаться, даже ходом ехать отказывается! Шлифует снег, будто на летних покрышках. Позор.

Предварительные итоги

В первенстве на льду и снегу явный лидер — Nokian, оторвавшийся от ближайшего соперника на 13 баллов. По продольному сцеплению на льду этим шинам нет равных. На снегу результаты по зацепу отличные, хотя и не лидирующие.

На второй позиции Continental — хорошо сбалансирован между льдом и снегом. Как, впрочем, и Nordman, занимающий третью строчку.

Четвертый — Hankook. На снегу чувствует себя чуть лучше, чем на льду.

На пятое место выскочила Yokohama. На льду может похвастать лишь хорошим разгоном, хотя обычно шинники во главу угла ставят тормозные свойства. Видимо, подводит неравномерное выступание шипов. Шестое место занимает Formula, демонстрируя по зацепу на снегу высокие результаты, а на льду — средние. Однако управляется и там, и там одинаково классно — влияние Pirelli дает о себе знать.

Первую половину списка закрывает Gislaved, по характеру схожий с Формулой: зацеп на льду средний, на снегу — отличный. Хотя есть незначительные замечания по поведению.

На восьмом месте — Cordiant. Хорош по части управляемости. Однако на замерах меркнет, показывая средние результаты (хороши лишь тормоза на снегу). Откровенно слаб в курсовой устойчивости и проходимости.

Далее следует BFGoodrich: способен похвастать лишь хорошими тормозами на снегу. Удивительно: несмотря на самое скромное количество шипов, ледяные дисциплины не провалил, удержавшись ближе к середине. И в остальном нормальная шина, без пробелов в характеристиках.

Toyo лишь на десятой позиции — середняк во всем, хорошо управляется на снегу, но несилен в проходимости.

Чем дальше шина в списке, тем больше у нее слабых мест. Sailun на льду имеет средний продольный зацеп и худший поперечный. На снегу слаб и по сцеплению, и по управляемости. Сугробы на дух не переносит.

Далее следует совсем слабая тройка. Viatti с худшим результатом в торможении на льду и весьма неплохим на снегу. Эти покрышки приподнялись за счет приличной управляемости и хорошей курсовой устойчивости на снегу. Triangle имеет «бледное» продольное сцепление на снегу; на льду — слабые тормозные свойства и проблемную управляемость. Похвастать может лишь неплохим поведением на снежных покрытиях.

Самое последнее место в нашем «белом» списке ожидаемо занимает DoubleStar. Полный провал. Давненько мы не видели столь откровенных слабаков. Впечатление такое, что авторы этой шины ни снега, ни льда в глаза не видели.

Тест шипованных шин для кроссоверов размером 215/65 R16 на черном асфальте — здесь.
Итоги испытаний и сводная таблица результатов — в этой публикации.

На тестах авторам помогали Антон Мишин и Антон Ананьев.

Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигонов Nokian за помощь в подготовке тестовых трасс.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

Источник

Большой тест шипованных шин 195/65 R15: Восток против Запада

В этот раз мы выбрали одну из самых ходовых размерностей — 195/65 R15, которая подходит многим небольшим и недорогим автомобилям. Разные рынки, разное понимание продукта, разные конструкторские школы. Что отличает шины с Востока и Запада друг от друга, в чем их сильные и слабые стороны и на что обратить внимание российскому покупателю?

Восток

Свежая модель Bridgestone Blizzak Spike‑02 —самая дорогая в восточной команде (цена 3650 рублей), но дешевле европейских грандов.

Другая новинка, Hankook Winter i*Pike RS 2, — шина с увеличенным количеством шипов и обновленным рисунком протектора. Она сменяет модель Winter i*Pike RS. В этом году появится в России в 57 размерностях — от 155/65R 13 до 255/40 R19.

Новая шина Toyo Observe Ice-Freezer пришла на смену модели Observe G3‑Ice и будет доступна на рынке этой осенью, пока в 16 размерах — от 14 до 19 дюймов. В резиновую смесь входит диоксид кремния, обеспечива­ющий эластичность на морозе, и микрочастицы скорлупы грецкого ореха для дополнительного сцепления на льду.

Следующий игрок из Японии — Nitto Therma Spike, «родственник» бренда Toyo. Эти шины второй раз принимают участие в наших тестах и характеризуются как недорогие, со скромными характеристиками.

Новая шина GT Radial IcePro 3, пришедшая на смену модели GT Radial Champiro IcePro, разработана в собственном центре исследований и разработок в Ганновере. А бренд GT Radial принадлежит развивающейся международной компании Giti, базирующейся в Сингапуре. Новинка доступна в 22 размерностях — от 175/65 R14 до 225/60 R17. Шины, участву­ющие в тесте, произведены в Китае.

Запад

В западной команде новинок нет, но игроки невероятно сильны, поскольку большинство из этих шин производители ежегодно ­обновляют.

Сontinental IceContact 2 — тоже единственный и неповторимый: его «гвóздики» вклеены в протектор, а потому держатся в нем очень прочно.

Из шин подешевле — Goodyear UltraGrip Ice Arctic, не раз занимавший призовые места в наших тестах, и Pirelli Ice Zero.

Замыкают состав западной сборной два прямых конкурента, представители второго эшелона компаний Continental и Nokian — соответственно модели Gislaved Nord*Frost 200 и Nordman 7.

Кошкин дом

Рулетка, ежегодно определяющая место проведения наших тестов зимних шин, в этот раз указала на полигон компании Continental. Расположен он в Швеции, рядом с маленьким городком с мурлыкающе-урчащим названием Арвидсьяур — прямо какой-то «кошкин дом».

Памятуя прошлогодний погодный апокалипсис в Швеции с внезапным февральским потеплением, решили начать тесты пораньше — в середине января. И погода не подвела: во время испытаний стояли морозы от —7 до —14 °C.

В тестах нам помогали два хэтч­бека Volkswagen Golf. На черный мы возложили основную часть рутинной работы — он елозил по льду и снегу, фиксируя встроенной аппаратурой VBOX время разгона и величину тормозного пути. Красный выполнял более творческие задачи, участвуя в оценке управляемости и курсовой устойчивости, поскольку на нем можно было полностью отключить систему стабилизации с помощью специальной программы.

Черная работа

Первым в работу вступает черный Golf, у которого задействована и антиблокировочная система, и противобуксовочная. Начинаем с разгона и торможения на льду на небольшом замерзшем озере, повторяя заезды по восемь-десять раз для каждого комплекта шин. Через два-три тестовых комплекта — замеры на базовых (референтных, как говорят шинники) шинах: без них не обойтись.

Замеры на разных покрытиях различаются «верхним» скоростным лимитом, который служит максимальным значением скорости при разгоне и начальным — при торможении. На льду эта величина составляет 20 км/ч, а на снегу — 40 км/ч, поскольку скромная ледовая площадка много меньше снежной. Пересчитав результаты с учетом поправок, определенных с помощью референтных шин, получаем лидеров и аутсайдеров в этих упражнениях.

Настоящий сюрприз выдал Hankook, который порвал традиционных лидеров. Невероятно, но на этих шинах Golf разгоняется и тормозит на льду даже лучше, чем на Континентале и Nokian. Для разгона с места до 20 км/ч Гольфу на шинах Hankook потребовалось лишь 4,1 секунды, а тормозной путь с 20 до 5 км/ч составил 6,6 метра. Самый затяжной разгон получился на покрышках Gislaved: 5,9 секунды. Близкий результат, 5,8 секунды, получен на шинах GT Radial и Firestone. Хуже всего Golf замедлялся на шинах GT Radial: тормозной путь составил 8,7 метра.

Самый быстрый разгон на снегу до 40 км/ч обеспечили шины Continental с показателем 5,9 секунды, а Hankook уступил им лишь одну десятую! Медленнее всех — шины GT Radial.

В торможении на снежном покрытии Hankook вырвался вперед. Чтобы замедлить Golf с 40 до 5 км/ч, этим шинам хватило 16,9 метра. Второе место — у Гиславеда: 17,2 метра. Последними в торможении оказались Firestone и GT Radial: 19,1 и 19,0 метра соответственно.

Читайте также:  Шины на форд фиеста седан 2016 размер

Завершаем серию испытаний на льду замером времени прохождения круга, которое характеризует поперечное сцепление. Continental сохранил лидерство, пробежав круг за рекордные 15,6 секунды. Ближайшим соперникам — а это Hankook, Nokian и Gislaved — потребовалось на полсекунды больше. Медленнее всего — за 18,0 секунды — машина прошла круг на шинах Bridgestone.

Красным по белому

Освободившиеся после замеров шины занимают свое место на красном Гольфе — будем оценивать управляемость на снежном покрытии и на льду.

Тестовая трасса великолепна: повороты разного радиуса, от ходовых до затычных, прямики, позволяющие дотянуть стрелку спидометра до 80 км/ч, подъемы и спуски, то разгружающие колёса, то прижимающие их к «дороге».

Родилась идея оценить шины в двух разных режимах движения. Первый — едешь быстро, но ограничиваешь скорость в поворотах начальной фазой скольжения. Результаты езды в таком стиле наверняка заинтересуют большинство водителей. Второй режим — для любителей поскользить: почти не снижать скорость перед поворотами, заправляя машину в вираж боком. Мы и раньше оценивали поведение шин и в том и в другом режимах, только оценку ставили усредненную.

Электронику отключаем, чтобы отловить особенности поведения автомобиля на разных шинах.

В обычном режиме испытателей порадовала управляемость Гольфа на шинах Nokian и Pirelli. Эксперты, не найдя поводов для замечаний и отметив четкие реакции, поставили им по восемь баллов. Continental, Hankook, Nordman с учетом небольших ремарок получили по 7,5 балла. Примечательно, что у Гольфа, обутого в шины Hankook и Nordman, незначительные задержки в реакциях и недостаточная информативность рулевого управления возникают при повороте руля на углы до 90 градусов, но при увеличении углов реакции и информативность улучшаются, а с шинами Continental — наоборот.

«Шиповки» Firestone собрали претензий больше других: значительные задержки в реакциях, нестабильное поведение. Водитель может задать лишь приблизительное направление движения, но никак не точную траекторию. Шесть баллов — максимум.

При активном стиле вождения почти половина испытуемых отметилась небольшим замедлением реакций и ухудшением информативности рулевого управления при переходе в скольжения, что снизило оценку на полбалла. Восьми баллов удостоились лишь шины Nokian, сохранившие четкость реакций даже в глубоких скольжениях. Приемлемую стабильность реакций продемонстрировали Gislaved, Nordman и Toyo — на них не страшно слегка перебрать со скоростью в скользком повороте.

Легче всего поскользнуться на шинах Firestone. В поворот Golf приходится буквально зашвыривать, совершая набор «колдовских» действий рулем и газом. Активно ехать архисложно, поскольку требуется постоянно крутить баранку в разные стороны, так как в скольжениях реакции на действия рулем практически пропадают.

Ехать активно не понравилось также на Бриджстоуне (снизили оценку на 1 балл) и, как ни странно, на Pirelli (снизили на полтора балла). На обеих шинах Golf продемонстрировал ухудшение информативности и реакций, вынуждающее значительно активнее работать рулем, а на Pirelli — еще и рваное, нестабильное поведение. Странно, ведь ранние модели зимних шин этой компании всегда служили и для нас, и для многих шинников эталоном управляемости.

Ледовая трасса понравилась не меньше снежной. Она не горизонтальна, а расположена под наклоном, поскольку залита на склоне. Потому на одной половине двигаешься с разгруженными задними колесами, провоциру­ющими занос, а на другой — с недогруженными передними, инициирующими снос. Это помогает лучше понять особенности поведения тех или иных шин.

Высший балл на льду заслужила Nokian: автомобиль рулится без проблем в любых режимах. Небольшие помарки отмечены на шинах Continental, Gislaved, Hankook и Nordman, потому их оценки снижены до 7,5 балла.

Будучи обутым в шины GT Radial, Golf движется как в невесомости — словно не действуют никакие горизонтальные силы. Поскальзывается очень рано, хотя и сползает в сторону плавно (это единственный плюс), и плывет очень долго, не реагируя на действия рулем.

Firestone держит водителя в еще большем напряжении: максимум адреналина вырабатывается даже при включенной системе стабилизации. Срывы в скольжения происходят неожиданно, скользит машина чрезвычайно долго… Возникает ощущение, что сцепление исчезло вообще.

Источник

Большой тест шипованных шин: дорогие, подешевле и «никакие»

В топ-группу 205/55 R16 мы отобрали три наиболее передовых продукта. Победитель нашего прошлогоднего теста в размерности 195/65 R15 — шины Nokian Hakkapeliitta 9 родом из Финляндии. Новинка сезона — немецкий Continental IceContact 3 (в этой размерности предлагается с шипом с алюминиевым корпусом). Еще одну прошлогоднюю новинку мы взяли впервые — по просьбам читателей. Это Michelin X-Ice North 4, сваренный в России. Первые два «топа» поблескивают шипами двух типов в одной шине, а последний довел число «гвоздиков» аж до двухсот пятидесяти.

Ныне на долю среднеценового диапазона приходится примерно половина продаж шин. Потому эта группа наиболее многочисленная. Популярный у нас Nordman 7 сделан в России, но имеет финские корни. Совсем свежая шина Yokohama iceGUARD iG65 — с японской родословной, но тоже сварена у нас. Gislaved Nord*Frost 200 — из Германии. Здесь же догнавший топовые модели по количеству шипов южнокорейский Hankook Winter i*Pike RS2. Из числа любимчиков российских покупателей и довольно свежие японские покрышки Toyo Observe Ice-Freezer малайзийской варки.

Доля бюджетных шин на нашем рынке растет и уже превышает четверть. Из них мы отобрали корейский Roadstone WinGuard WinSpike, отечественные Viatti Brina Nordico и Tunga Nordway 2. И не смогли обойти стороной китайский Sailun Ice Blazer WST3, который вызывает интерес у покупателей.

Считаем шипы

Требования Технического регламента Таможенного союза ограничивают количество шипов на погонный метр окружности: не более 60 штук. Так что их максимум для размерности 205/55 R16 составляет 119.

Остальные десять производителей воспользовались «планом Б». Наш Технический регламент и скандинавское законодательство не ограничивают количество шипов, если шины изнашивают дорожное покрытие в допустимых пределах. Это позволяет легально увеличить число «коготков» — в меру технологических способностей и финансовых вливаний в производство.

Выскочка или стимул прогресса?

Появление очень сильной шины Michelin XIN 4 вносит сумятицу в давно установившийся порядок на рынке шипованных шин. Новинка, сильно задрав планку собственных результатов, заставила бюджетные шины в нашем тесте рухнуть ниже плинтуса. Более того, изменила сложившуюся иерар­хию шипованных «топов». Она не просто обошла Nokian HKPL 9 на два-три балла, а конкретно отодвинула ее от привычного первого места, причем на приличное расстояние (более чем 20 баллов). Такие пертурбации наверняка подтолкнут многих шинников взяться за улучшение собственных продуктов, в том числе за счет нестандартных технических решений.

Подсуетился и Continental, который выбросил на рынок новую модель IceContact 3: она продолжает курс наиболее сбалансированной шины, оказавшись чуть сильнее финского конкурента.

Подлил масла в огонь Hankook со своей моделью Winter i*Pike RS2, которая буквально дышит в затылок Nokian HKPL 9. А та неожиданно для всех совершила поворот, сдав лидирующие позиции на снегу и льду и развернувшись в сторону асфальта. Рвется со снежно-ледовых просторов на город­ские улицы? Или это отвлекающий маневр в преддверии появления новой модели в скором будущем?

Гольф на Технотраке

Во второй половине января 2019 года мы отправились на Technotrac — полигон южнокорейской компании Hankook, недавно построенный в финском Заполярье. Нелегкую роль автомобиля-носителя для тестируемых шин исполнил любимый большинством испытателей-шинников Volkswagen Golf. Проводить замеры нам помогал VBOX Racelogic — мерительный комплекс на базе GPS-ГЛОНАСС.

Во всех «белых» упражнениях мы постоянно мониторили состояние покрытия, начав с «базовых» шин и возвращаясь к ним не позже чем через каждые два-три зачетных комплекта покрышек. Морозец от 20 до 25 градусов постоянно бодрил, редко балуя ослаблением до минус десяти.

Цепляемся за лед

Лед — самое скользкое и коварное покрытие. Именно на нем разворачивается основная битва «шиповок». Первым делом оцениваем продольное сцепление — замеряем время разгона с места до 30 км/ч и величину тормозного пути с 30 до 5 км/ч. Развязка ожидаема — и в разгоне, и при торможении шины Michelin с 250 шипами на каждой оказываются впереди всех. Худшие показатели выдает Sailun — тоже вполне прогнозируемо. Однако разница в результатах невообразима! Только вдумайтесь: у «китайца» показатели продольного сцепления без малого в два с половиной раза хуже, чем у лидера!

Немного придя в себя, принимаемся за сравнение поперечного сцепления, которое оценивается временем прохождения ледового круга.

Здесь превосходство в шипах Мишлену не помогло. Лучше всех «вбок» держат Continental и Gislaved, а Michelin показывает лишь второй результат. Самый слабый поперечный «зацеп» демонстрирует Toyo, отставший от лидеров почти на 15 %.

А теперь — управляемость. Ледовая трасса подметена, ESP у Гольфа отключена. Вперед!

Больше всех порадовал Michelin — четкими реакциями, отличной информативностью и надежным поведением Гольфа, обутого в эти шины. На них чувствуешь себя за рулем очень уверенно даже в скольжениях. Самое удивительное в том, что при этом не возникает желания запустить машину боком. Плавное и предсказуемое начало скольжений позволяет стабильно быстро ехать на грани срыва.

Читайте также:  Шины и диски на крите

На фоне лидера Continental, Hankook и Nokian не вызвали восторга, хотя и недостатков в их поведении не нашлось. А вот Sailun, Tunga и Roadstone огорчили непонятными реакциями, непредсказуемыми срывами в долгие скольжения и отказом реагировать на действия рулем и газом даже в начале проскальзываний. На них Golf превращается в шайтан-арбу! Не понимаешь, катятся колёса или скользят, а баранка становится бесполезным бубном и помочь не может. Давненько мы такого не видели!

Ворошим снег

Завершив тесты на льду, приступаем к снежным испытаниям. Начинаем с определения времени разгона с места до 40 км/ч и величины тормозного пути с 40 до 5 км/ч, выполняя каждый замер со смещением на свежий участок снежного плато.

В разгоне первенство принадлежит Континенталю, которому удалось опередить Michelin, пускай и на одну десятую долю секунды. Аутсайдеры — Roadstone и Tunga, разгоняющиеся на 17% дольше лидера.

Торможение вернуло в фавориты Michelin. Ему буквально на пятки наступают Gislaved и Continental. Худший результат — у Тунги, однако отставание от лидера на 11% нельзя назвать про­вальным.

Выполнив сравнение сцепных свойств, переходим к оценке управляемости. Сначала в сдержанном режиме, аккуратно «облизывая» повороты в начальной фазе скольжений, а затем в активном, запуская машину боком.

Как при спокойном, так и при «адреналиновом» стиле вождения лучшую управляемость Гольфу обеспечил Michelin. Точные реакции на действия рулем и изменение тяги, предсказуемое поведение, а также плавные и понятные скольжения — всё это вселяет необычайную уверенность. При этом, как и на льду, отнюдь не провоцирует водителя на агрессивную езду. Браво!

Хуже всех в обоих режимах вела себя Tunga. Долгие задержки в реакциях заставляют поворачивать руль на очень большие углы, перекручивая его, что провоцирует затяжной занос. А когда его удается погасить, резкое восстановление сцепления «отстреливает» машину в противоположную сторону. При активном вождении сложно управлять автомобилем, обутым не только в Тунгу, но и в Sailun. Когда эти шины теряют сцепление, Golf полностью выходит из-под контроля.

Дополняет картину упражнение «переставка» — резкая смена полосы движения. И здесь Michelin утер нос всем, продемонстрировав отменные реакции и безупречное поведение. А вот Roadstone и Sailun создают проблемы. Оба заставляют поворачивать баранку на очень большие углы из-за долгих задержек в реакциях. Поэтому Golf, теряя сцепление задних колес на дуге, срывается в глубокий занос. Причем на шинах Roadstone это происходит более активно, поскольку ярко выраженный снос еще в начальной фазе маневра заставляет крутить руль интенсивнее. Не хотелось бы ощутить все эти «прелести» в реальной дорожной ситуации!

Следующий тест — оценка курсовой устойчивости и поведения автомобиля при плавном маневрировании на скорости 100 км/ч. Здесь отличившихся четверо: Continental, Hankook, Toyo и Yokohama. К ним у экспертов не было никаких претензий.

Хуже всех проявила себя Tunga: задумчивые реакции, недостаточно информативный руль. А самое неприятное то, что на этих шинах Golf уходит в занос даже при плавном маневрировании. На высокой скорости это особенно опасно — не заметишь, как окажешься в кювете.

Финальные испытания на снегу: выясняем, насколько хорошо участники теста пробираются через сугробы. На снежной целине Continental, Hankook, Nokian и Nordman увереннее остальных трогаются, идут вперед, маневрируют и выбираются из сугроба задним ходом. Самой слабой проходимостью обладает Tunga. Как ни старайся, сдвинуть с места остановившийся в снегу автомобиль, обутый в эти шины, не получится.

В одни ворота

В «белых» тестах впереди всех оказался Michelin. И не только из-за несметного количества шипов, позволившего ему вырваться вперед почти во всех ледовых дисциплинах. Он и на снегу показал себя королем, взяв верх в четырех упражнениях из семи. Значит, и протектор работает отменно.

На второй строчке белого рейтинга расположился Continental — с заметным отставанием. А Nokian неожиданно для нас довольствовалась лишь четвертым местом, пропустив вперед Hankook. Таким образом, «кореец» стал лидером средней группы. За ними идет Nordman с 128 шипами, переигравший шины Yokohama — их не спасли 172 «гвоздика». Следом — Gislaved, опередивший Toyo. Бюджетная группа закономерно оказалась в конце списка. Ее возглавляют Viatti с наименьшим (92) количеством шипов. Затем — Roadstone, а замыкают белый строй Tunga и Sailun. Первый провалился на самое дно в снежных дисциплинах, второй — на льду.

Царапаем асфальт

«Черную» работу мы выполнили в апреле, когда уже подсохли дороги и стихли весенние ветры, но температура ночного воздуха еще не поднималась выше +8 °C. Тестовой площадкой, как обычно, послужил полигон АВТОВАЗа в окрестностях Тольятти.

Асфальтовые тесты мы традиционно открываем замерами топливной экономичности, совмещая прогревочный круг с оценкой курсовой устойчивости на скорости до 130 км/ч.

Хорошими реакциями, понятной информативностью и надежным поведением отличились лишь Gislaved и Nokian. Неприятное впечатление произвели Roadstone и Tunga. Замечания к ним — как под копирку: низкая информативность, задержки в реакциях, заставляющие поворачивать руль на большие углы, неприятное запаздывающее подруливание задней оси, приводящее к заносу. Быстро ездить на этих покрышках нельзя!

Рейтинг экономичности формируется после пересчета всех полученных результатов с учетом повторов «базовых» шин. К шинам Nokian и Nordman, утвердившимся за многие годы в звании самых экономичных, на этот раз примкнули покрышки Hankook. А наибольший расход Golf показал на шинах Tunga. И если пятипроцентная разница с лидерами упражнения при скорости 90 км/ч кажется не такой уж принципиальной, то увеличенный более чем на 9% расход при городских 60 км/ч уже заставляет задуматься.

Завершая комбинированный заезд для оценки внутреннего шума и плавности хода, испытатели направляют Golf ­ на служебные дороги полигона, где дефекты асфальта представлены в полном ассортименте: трещины, выбоины, вспученные швы.

Самым низким уровнем шума порадовал экспертов Hankook. А «премиальной» плавностью хода удивили шины Nokian, словно ограждающие седоков от изъянов дороги. Отметим, что Continental, Hankook, Michelin и Toyo не вызвали восхищения своим ездовым комфортом, однако и претензий к ним не возникло. Совсем другое дело — оказавшаяся самой некомфортной Tunga. Прямо как в «Зимнем вечере» Пушкина: то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… И постоянно передает дрожь и вибрации на автомобиль.

Заканчиваем царапать асфальт торможением на мокрой (60–5 км/ч) и сухой (80–5 км/ч) дорогах. На мокром асфальте наиболее эффективно машина осаживается на Континентале. Каких-то десять сантиметров уступили ему Gislaved и Nokian. На сухом асфальте вперед неожиданно вырвалась Yokohama, отодвинув Continental на вторую позицию с минимальным разрывом: 0,1 метра. Аутсайдер — вновь Tunga, уступившая лидерам более 17% на мокром асфальте и почти 11% на сухом.

«Асфальтовая» табель о рангах

Звание лучших асфальтовых шин заслужили Continental, Gislaved… и Nokian, набравшие в промежуточном зачете одинаковое количество баллов. Для покрышек Nokian это удивительный результат, ведь ранее шины этой марки не были сильны на асфальте. Четвертое место заняла Yokohama, обставив Michelin, который сполз на территорию среднеценовых продуктов. Далее следуют Hankook, Toyo, Sailun и Roadstone. Nordman скатился в бюджетную зону — на десятое место, превзойдя лишь Viatti и Тунгу.

Строй по ранжиру

Группа «Плохие шины»

Двенадцатую позицию занял Sailun Ice Blazer WST3. Полный провал на льду, очень слабые результаты на снегу. Правда, на асфальте чуть обыгрывает Nordman, а по экономичности — Gislaved.

Одиннадцатое место — у модели Tunga Nordway 2 (723 балла). Худшие объективные и субъективные результаты на снегу и асфальте, по комфорту и экономичности.

Оба последних «бюджетника» считаем допустимыми лишь для неспешной езды по твердым дорогам, хорошо очищенным от снега и льда. На скользких покрытиях эти шины могут быть опасны даже на автомобилях с электронными ограничителями. Категорически не рекомендуем для начинающих водителей.

Не поднявшись выше группы «Слабые шины», «бюджетники» не смогли потягаться даже со среднеценовыми коллегами. На десятой строчке — шины Roadstone WinGuard WinSpike (755 баллов). Скромные результаты во всех номинациях. Позволят ездить аккуратно, без фанатизма и резких маневров. На скользких покрытиях допустимы только для автомобилей с постоянно включенными системами контроля.

Самый лучший результат этого сегмента — 771 итоговый балл и девятое место в общем зачете. Похвастаться им могут шины Viatti Brina Nordico, занявшие первое место в секторе бюджетных продуктов. На снегу и льду самодостаточны, очень слабы на асфальте, хотя в комфорте и экономичности соревнуются со средними шинами. Помогут в кризисные времена жителям российской глубинки, нечасто выбирающимся на асфальт.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду