Специальный коэффициент для начисления амортизации автомобиля

Формула расчета коэффициента амортизации основных средств

Коэффициент амортизации основных средств — условный индикатор износа активов, который рассчитывается на определенную дату. Рассмотрим алгоритм расчета, а также как изменяется данный показатель при различных методах учета амортизации.

Алгоритм расчета коэффициента амортизации ОС

Коэффициент амортизации основных средств (далее — КАОС) показывает, насколько сильно изношены основные средства предприятия и как скоро их придется ремонтировать или обновлять. Рассчитывается данный показатель по формуле

А — амортизация (сальдо счета 02);

ПСт — первоначальная стоимость ОС (сальдо счета 01).

Также для расчета данного коэффициента можно использовать данные формы 5 из пояснений к бухгалтерскому балансу.

В данном случае КАОС будет равен:

КАОС = стр. 5 200 (данные по амортизации) / стр. 5 200 (данные по первоначальной стоимости) × 100.

Рассчитывается данный показатель на определенную дату, чаще всего на начало и конец года.

КАОС — показатель условный и зависит от выбранного способа расчета амортизации. Рассмотрим, как он будет изменяться в 2015 году, на примере (для наглядности условимся, что в компании есть только одно ОС).

Компания ООО «Сигма» в январе 2012 года купила станок ценой 578 470 руб. (в т. ч. НДС 88 241,18 руб.). В том же месяце он был введен в эксплуатацию. Срок использования — 8 лет. Производственная мощность — 500 000 ед. за предполагаемый срок службы.

Дт 08 Кт 60 — 490 228,82 руб. — поступило ОС;

Дт 19 Кт 60 — 88 241,18 руб. — НДС;

Дт 01 Кт 08 — 490 228,82 руб. — ОС принято к учету.

ОСВ по счету 01 за 2015 год:

Изменения коэффициента износа при различных способах исчисления амортизации

Линейный метод

Самым распространенным методом исчисления амортизации считается линейный. Первоначальная (после переоценки — восстановительная) цена ОС распределяется равными долями на весь срок полезного использования.

В условиях примера сумма износа будет составлять:

В год — 61 278,60 руб. (490 228,82 руб. / 8 лет);

В месяц — 5 106,55 руб. (61 278,60 руб. / 12 мес.).

За 2012 год амортизация равна 56 172,05 руб. (5 106,55 × 11 мес.);

За 2013 год — 61 278,60 руб.;

За 2014 год — 61 278,60 руб.;

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

КАОС на 01.01.2015 = 36, 46 (178 729,25 / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 48,96 (240 007,85 / 490 228,82 × 100).

Способ уменьшаемого остатка

При расчете амортизации в данном случае применяется формула

О — остаточная (т. е. сальдо счета 01 за вычетом сальдо счета 02) стоимость ОС;

n — норма амортизации.

Исходя из рассмотренного выше примера, норма амортизации равна 12,5% (100% / 8 лет).

Сумма амортизации составит:

2012 год — 56 172,05 руб. (490 228,82 × 12,5% = 61 278,60 руб. / 12 мес. × 11 мес.);

2013 год — 54 257,09 руб.((490 228,82 – 56 172,05) × 12,5%);

2014 год — 47 474,96 руб. ((490 228,82 – 56 172,05 – 54 257,09) × 12,5%);

2015 год — 41 540,59 руб. ((490 228,82 – 56 172,05 – 54 257,09 – 47 474,96) × 12,5%).

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

КАОС на 01.01.2015 = 32,21 (157 904,10 руб. / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 40,68 (199 444,69 / 490 228,82 × 100);

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Амортизация в данном случае рассчитывается по формуле

л — количество лет до конца использования ОС;

Л — сумма чисел лет предполагаемого использования ОС.

То есть расчет будет следующий:

Л = 36 (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8).

В 1-й год использования л / Л = 8 / 36; во 2-й — 7 / 36; в 3-й — 6 / 36; в 4-й — 5 / 36 и т. д.

В 2012 г. амортизация = 99 861,43 руб. (490 228,82 × 8 / 36 / 12 мес. × 11 мес. использования);

В 2013 г. — 95 332,27 руб. (490 228,82 × 7 / 36);

2014 г. — 81 704,80 руб. (490 228,82 × 6 / 36);

2015 г. — 68 087,34 руб. (490 228,82 × 5 / 36).

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

КАОС на 01.01.2015 = 56,48 (276 898,50 / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 70,37 (344 985,84 / 490 228,82 ×100).

Метод амортизации пропорционально объему производства

Формула при таком методе учета следующая:

Vп — объем произведенной продукции;

Vпл — плановый объем продукции за весь период использования ОС.

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

КАОС на 01.01.2015 = 32,0 (156 873,22 / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 48,0 (235 309,83 / 490 228,82 × 100).

Подведем итог по всем рассчитанным коэффициентам:

При анализе данной таблицы видно, что индикатор износа ОС варьируется в значимых пределах от 40,68 до 70,37 на конец отчетного периода. При этом нелинейные методы повышают значения КАОС, а линейный метод, не учитывающий моральный износ, напротив, понижает.

Снижение КАОС в динамике характеризует финансовую активность компании и своевременные вложения в модернизацию ОС. Если его значение превышает 50, вне зависимости от выбранного способа расчета, скорее всего, в ближайшем будущем ОС придется ремонтировать.

Применение коэффициента износа ОС в финансовом анализе

ОС играют немаловажную роль в жизни предприятия. Финансисты используют различные методики для комплексного анализа ОС и динамики их движения.

О методах анализа бухгалтерского баланса узнаете из материала «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».

КАОС относится к показателям состояния ОС. Чаще всего его рассматривают наряду с коэффициентом годности ОС (КГОС), который характеризует техническое состояние ОС и выражается отношением остаточной стоимости ОС к первичной. Чем КГОС выше, тем лучше техсостояние ОС.

Рассчитывается он по формуле

Со — остаточная (конечная) стоимость ОС;

Сп — стоимость первоначальная.

Данный показатель так же, как и КАОС, зависит от применяемого метода амортизации и является условным. В связи с этим целесообразнее сверить значения данных показателей с данными конкурентов или со средним значением в отрасли.

Кроме вышеперечисленных индикаторов, не стоит забывать о моральных и физических показателях состояния ОС.

Моральный износ — обесценение ОС в связи с техническим и технологическим прогрессом.

Читайте также:  Рынок автомобилей в италии

Физический износ — материальный износ под воздействием климатических условий или в процессе труда. Данный износ подлежит бухгалтерскому учету и может определяться 2 способами:

Анализ необходимо проводить в динамике. По итогам делается вывод о степени годности и износа ОС.

Что означает высокий коэффициент амортизации ОС?

Аналитики выделяют 2 возможные причины повышенного КАОС:

На практике финансисты используют КАОС как показатель риска сбоев в процессе производства. Соответственно, при завышенном индикаторе аналитик сделает вывод о высоком риске прерывания производственного процесса и необходимости ремонта или модернизации техники.

Но бухгалтерский учет предполагает возможность использования механизма ускоренной амортизации ОС. В данном случае учетный износ будет значительно превышать фактический. Соответственно, при проведении анализа необходимо отражать соответствующие комментарии для пользователей отчета.

Итоги

Коэффициент амортизации основных средств используется в комплексе с аналогичными индикаторами для проведения анализа состояния основных средств компании. Данный показатель является условным и кардинально зависит от выбранного компанией метода списания амортизации. Если он завышен, значит, по мнению аналитиков, высока вероятность сбоя рабочего процесса и ОС подлежит модернизации.

Источник

Применение специальных коэффициентов к основной норме амортизации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В отношении некоторых основных средств налогоплательщики могут применять к основной норме амортизационных отчислений специальные повышающие и понижающие коэффициенты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 259 НК РФ повышающие коэффициенты предусмотрены в отношении:

§ амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. В этом случае, налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. Также к работе в агрессивной среде приравнивается нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

§ амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). В этом случае к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом. Налогоплательщики, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до 1 января 2002 года, вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3.

В феврале 2006 года организация ввела в эксплуатацию объект основных средств, приобретенный в этом же месяце за 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Данное основное средство относится к четвертой амортизационной группе и организацией при принятии объекта к учету установлен срок полезного использования 6 лет (72 месяца). Основное средство используется в производственном процессе в условиях повышенной сменности. Организацией на основании пункта 7 статьи 259 НК РФ решено использовать повышающий коэффициент в размере 1,5. Начисление амортизации производится линейным методом.

Ежемесячная норма амортизации данного основного средства, рассчитанная исходя из установленного срока полезного использования объекта и специального повышающего коэффициента составит 2,08% ((1 / 72 месяца) х 100% х 1,5).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений, учитываемых при налогообложении прибыли, будет равна 4 160 рублей (200 000 рублей х 2,08% / 100%).

Использование повышающих коэффициентов является правом налогоплательщика, а не обязанностью, в связи с чем, налогоплательщики могут и не использовать в целях налогообложения данную возможность.

В отличие от повышающего коэффициента налоговое законодательство содержит прямое указание на обязательное применение понижающего коэффициента, в отношении некоторых видов основных средств. Такая норма закреплена в пункте 9 статьи 259 НК РФ, согласно которой:

«По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

Организации, получившие (передавшие) указанные легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму амортизации (с учетом применяемого налогоплательщиком по такому имуществу коэффициента) со специальным коэффициентом 0,5».

Заметим, что эта норма НК РФ распространяется и на указанное имущество, приобретенное до 1 января 2002 года. Об этом в частности говориться в Письме ФНС РФ от 16 ноября 2004 года №02-5-11/171@ и в Письме Минфина Российской Федерации от 14 января 2005 года №03-03-01-04/1/8.

В январе 2006 года организация ввела в эксплуатацию пассажирский микроавтобус, первоначальная стоимость которого составляет 470 000 рублей (без НДС). Микроавтобус в соответствии с Классификацией основных средств относится к третьей амортизационной группе, организацией при принятии объекта к учету установлен срок полезного использования равный 3,5 годам (42 месяцам). Амортизация в целях налогообложения прибыли начисляется линейным методом.

Установленный срок полезного использования составляет 42 месяца, ежемесячная норма амортизации с учетом понижающего коэффициента будет равна 1,19% ((1 / 42 месяца) х 100% х 0,5).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений, учитываемых в целях налогообложения прибыли, составит 5 593 рубля (470 000 рублей х 1,19% / 100%).

Сумма амортизации, начисленная в течение срока полезного использования основного средства, будет равна 234 906 рублей, в то время как его первоначальная стоимость 470 000 рублей.

Из приведенного примера видно, что при использовании понижающих коэффициентов и применении линейного метода начисления амортизации организация не сможет полностью списать стоимость данного основного средства на расходы.

Пунктом 11 статьи 259 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, использующие пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных НК РФ в целях налогообложения, не производят.

Несколько иная ситуация складывается, когда налогоплательщики при начислении амортизации применяют нелинейный метод начисления амортизации. При применении нелинейного метода организация сможет отнести в состав расходов сумму амортизации большую, чем при применении линейного метода.

Воспользуемся условиями примера 1 и рассчитаем амортизацию нелинейным методом.

Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования и понижающего коэффициента составит 2,38% ((2 / 42 месяца) х 100% х 0,5).

Источник

Специальные коэффициенты при расчете амортизации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»

В отношении основных средств налогоплательщики могут применять к основной норме амортизационных отчислений специальные повышающие и понижающие коэффициенты, предусмотренные НК РФ. В соответствии с пунктом 7 статьи 259 НК РФ повышающие коэффициенты предусмотрены в отношении:

— амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. В этом случае налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. Также к работе в агрессивной среде приравнивается нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации;

Читайте также:  Какой автомобиль лучше форд фокус или киа рио

— амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). В этом случае к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом. Налогоплательщики, передавшие (получившие) основные средства, являющиеся предметом договора лизинга, заключенного до 1 января 2002 года, вправе начислять амортизацию по данному имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент его передачи (получения), а также с применением специального коэффициента, но не выше 3.

— налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты), которые в отношении собственных основных средств вправе применять к основной норме амортизации, выбранной самостоятельно с учетом положений НК РФ, специальный коэффициент, но не выше 2.

В феврале 2003 года организация ввела в эксплуатацию основное средство, приобретенное в этом же месяце за 240 000 руб., в том числе НДС — 40 000 руб. Данное основное средство относится к четвертой амортизационной группе, организация при принятии к учету установила срок его полезного использования равный 6 годам (72 месяцам). Основное средство используется в производственном процессе в условиях повышенной сменности, что позволяет применять к основной амортизации специальный повышающий коэффициент 1,4. Организация начисляет амортизацию линейным методом.

Ежемесячная норма амортизации данного основного средства, рассчитанная исходя из установленного срока полезного использования объекта и специального повышающего коэффициента, составит 1,94% ((1 : 72 мес.) х 100% х 1,4).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений, учитываемых при налогообложении прибыли, будет равна 3880 руб. (200 000 руб. х 1,94% : 100%).

Начисление амортизации по нормам ниже установленных статьей 259 НК РФ допускается по решению руководителя организации – налогоплательщика, закрепленному в учетной политике организации, причем только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Согласно пункту 9 статьи 259 НК РФ по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых, соответственно, более 300 и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

В январе 2003 года организация ввела в эксплуатацию пассажирский микроавтобус, первоначальная стоимость которого — 470 000 руб. Микроавтобус в соответствии с Классификацией основных средств относится к третьей амортизационной группе, организация при принятии объекта к учету установила срок полезного использования равный 3,5 годам (42 месяцам). Амортизация в целях налогообложения прибыли начисляется линейным методом.

Ежемесячная норма амортизации с учетом понижающего коэффициента будет равна 1,19% ((1 : 42 мес.) х 100% х 0,5).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений, учитываемых в целях налогообложения прибыли, составит 5 593 руб. (470 000 руб. х 1,19% : 100%).

Сумма амортизации, начисленная в течение срока полезного использования основного средства, будет равна 234 906 руб., в то время как его первоначальная стоимость — 470 000 руб.

Из приведенного примера видно, что при использовании понижающих коэффициентов и применении линейного метода начисления амортизации организация не сможет полностью списать стоимость данного основного средства на затраты производства или расходы на продажу.

Пунктом 1 статьи 259 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, использующие пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных НК РФ, в целях налогообложения не производят.

Несколько иная ситуация складывается, когда налогоплательщики при начислении амортизации применяют нелинейный метод начисления амортизации: в состав расходов можно отнести сумму амортизации большую, чем при применении линейного метода.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и рассчитаем амортизацию нелинейным методом.

Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования и понижающего коэффициента, составит 2,38% ((2 : 42 мес.) х 100% х 0,5).

Период
Расчет суммы амортизации
Остаточная стоимость на начало следующего месяца
Февраль 2003 г.
470 000 руб. х 2,38% = 11 186 руб.
470 000 руб. – 11 186 руб. = 458 814 руб.
Март 2002 г.
458 814 руб. х 2,38% = 10 919,77 руб.
458 814 руб. – 10 919,77 руб. = 447 894,23 руб.
Апрель 2003 г.
447 894,23 руб. х 2,38% = 10659,88 руб.
447894,23 руб. – 10 659,88 руб. = 437 828,47руб.
.


Рассчитав сумму амортизационных отчислений в течение всего срока полезного использования объекта, получаем сумму, равную 299 105, 43 руб. При использовании нелинейного метода организация также не сможет списать всю стоимость основного средства. Тем не менее, сумма амортизации, начисленной при применении этого метода, больше, чем сумма амортизации, начисленной при использовании линейного метода, она равна 234 906 руб.

Понижающий коэффициент применяется организациями, получившими либо передавшими легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг (пункт 9 статьи 259 НК РФ). Указанное имущество включается в состав соответствующей амортизационной группы и в отношении этого имущества применяется основная норма амортизации с учетом специального коэффициента, применяемого налогоплательщиком по данному виду имущества.

Если сторонами по договору лизинга предусмотрено использование повышающего коэффициента не больше 3, то коэффициент, применяемый к основной норме амортизации, будет рассчитываться как произведение установленного повышающего коэффициента на 0,5.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Источник

Специальный коэффициент для начисления амортизации автомобилей по налоговому учету

Внесенные в прошлом году Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ изменения в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» отменили применявшийся ранее понижающий коэффициент амортизации 0,5, действовавший при амортизации легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно. Среди перечисленных в новой редакции статьи 259.3 НК РФ специальных коэффициентов, применяемых к норме амортизации, данный понижающий коэффициент не упоминается.

Письмом от 09.10.2008 № 03-03-06/1/573 Минфин России ограничивал действие упомянутых изменений. По мнению министерства, без применения понижающего коэффициента 0,5 амортизация будет начисляться лишь по автотранспорту, который начал амортизироваться после 1 января 2009 года. Если же легковой автомобиль или пассажирский микроавтобус были введены в эксплуатацию до 1 января 2009 года, то понижающий коэффициент 0,5 должен применяться при их амортизации и далее. Однако, поскольку такого рода документы носят информационно-разъяснительный характер и не являются нормативными правовыми актами, имела право на существование и альтернативная точка зрения, согласно которой с 2009 года коэффициент 0,5 не применяется в любом случае.

В настоящее время новая статья 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ предусматривает, что организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость более 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно, с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют. Кроме того, согласно недавним разъяснениям Минфина России, приведенным в письме от 03.04.2009 № 03-03-06/1/217, коэффициент 0,5 к основной норме амортизации с 01.01.2009 не применяется независимо от ранее действовавшего лимита (то есть, нормы закона распространяются также на легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы стоимостью более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно).

Правовое регулирование

Внесенные в прошлом году Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ изменения в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» отменили применявшийся ранее понижающий коэффициент амортизации 0,5, действовавший при амортизации легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно. Среди перечисленных в новой редакции статьи 259.3 НК РФ специальных коэффициентов, применяемых к норме амортизации, данный понижающий коэффициент не упоминается.

Письмом от 09.10.2008 № 03-03-06/1/573 Минфин России ограничивал действие упомянутых изменений. По мнению министерства, без применения понижающего коэффициента 0,5 амортизация будет начисляться лишь по автотранспорту, который начал амортизироваться после 1 января 2009 года. Если же легковой автомобиль или пассажирский микроавтобус были введены в эксплуатацию до 1 января 2009 года, то понижающий коэффициент 0,5 должен применяться при их амортизации и далее. Однако, поскольку такого рода документы носят информационно-разъяснительный характер и не являются нормативными правовыми актами, имела право на существование и альтернативная точка зрения, согласно которой с 2009 года коэффициент 0,5 не применяется в любом случае.

В настоящее время новая статья 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ предусматривает, что организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость более 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно, с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют. Кроме того, согласно недавним разъяснениям Минфина России, приведенным в письме от 03.04.2009 № 03-03-06/1/217, коэффициент 0,5 к основной норме амортизации с 01.01.2009 не применяется независимо от ранее действовавшего лимита (то есть, нормы закона распространяются также на легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы стоимостью более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно).

Специальный коэффициент в «1С:Бухгалтерии 8»

В программе «1С:Бухгалтерия 8» специальный коэффициент для начисления амортизации основных средств предназначен для налогового учета.

Для каждого основного средства значение специального коэффициента указывается при принятии его к учету в одноименном документе на закладке Налоговый учет (см. рис. 1).

После принятия основного средства к учету специальный коэффициент отображается для просмотра в справочнике Основные средства на закладке Налоговый учет, внутренней закладке Амортизация (износ).

При начале ведения учета в программе «1C:Бухгалтерия 8» ввод необходимых для дальнейшего учета сведений об основных средствах предприятия производится с помощью документа Ввод начальных остатков по разделу учета Основные средства и доходные вложения (счета 01, 02, 03, 010).

В табличной части документа Ввод начальных остатков по умолчанию отображаются не все введенные сведения об основных средствах. Для того, чтобы расширить набор информации, отображаемой в табличной части, и увидеть, например, для всех основных средств документа значение специального коэффициента для начисления амортизации, необходимо настроить видимость колонок таблицы.

Для этого в выпадающем по правой кнопке мыши контекстном меню необходимо выбрать пункт Настройка списка и в открывшейся форме указать интересующие колонки (см. рис. 3).

Изменение значения специального коэффициента для начисления амортизации основного средства может быть произведено с помощью документа Изменение специального коэффициента для расчета амортизации ОС (налоговый учет), в котором для каждого основного средства, указанного в табличной части, может быть указано новое значение специального коэффициента (см. рис. 4). Технически изменение специального коэффициента может быть произведено неограниченное количество раз в течение налогового периода.

Актуальное значение специального коэффициента для каждого основного средства и история его изменения хранятся в периодическом регистре сведений Специальный коэффициент для амортизации ОС (налоговый учет) (приведен на рис. 5).

Данный регистр подчинен регистратору, то есть записи в него могут быть добавлены тремя перечисленными выше документами: Принятие к учету ОС, Ввод начальных остатков и Изменение специального коэффициента для расчета амортизации ОС (налоговый учет), и не могут быть добавлены вручную.

Начисление амортизации основного средства в бухгалтерском и налоговом учетах производится документом Закрытие месяца.

Если в форме документа установлен флажок НУ напротив раздела Начисление амортизации ОС, то при проведении документа производится начисление амортизации в налоговом учете и расчет постоянных и временных разниц в оценке амортизации.

При расчете суммы амортизации ОС в налоговом учете используется специальный коэффициент для амортизации ОС из одноименного регистра сведений, действующий на начало месяца. Месяц, за который начисляется амортизация, определяется датой документа Закрытие месяца, например, документ от 30.04.2009 производит регламентные операции за апрель 2009 года.

Данный порядок проиллюстрирован в статье рисунками, основанными на конкретном примере. Поэтому для наглядности имеет смысл рассмотреть его в целостном виде.

Пример

При закрытии месяца (проведении регламентных операций) за ноябрь 2008 года было произведено начисление амортизации основного средства «Автомобиль» по бухгалтерскому и налоговому учету. Сумма амортизации оказалась равной:

635 593,22 руб. x 0,5 / 60 мес. = 5 296,61 руб.

Точно таким же образом было произведено начисление амортизации за декабрь.

С января 2009 года вступил в силу закон, отменяющий применение специального коэффициента 0,5 для некоторых видов основных средств, в том числе и для нашего «Автомобиля».

В связи с этим в программе был зарегистрирован документ Изменение специального коэффициента для расчета амортизации ОС (налоговый учет) от 01.01.2009 (рис. 4), которым значение специального коэффициента для «Автомобиля» с 01.01.2009 было изменено на 1 (см. рис. 5). История изменения значений коэффициентов сохраняется.

При закрытии месяца за январь 2009 года сумма амортизации по налоговому учету рассчитывалась следующим образом:

635 593,22 руб. x 1 / 60 мес. = 10 593,22 руб.

Эти данные наглядно представляются в Карточке счета 02.01 (налоговый).

Таким образом, при начислении амортизации «Автомобиля» за январь 2009 года было использовано новое значение специального коэффициента.

Источник

Читайте также:  Работа водителем грузового автомобиля в мурманске
Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду