Ямз 238 установка шестерней грм

ГРМ ЯМЗ-238

Сборка распредвала ЯМЗ-238

Соединить шестерню распределительного вала с шестерней ведущей, вставить 9 болтов (М10) и завернуть (S=17).

Установить распределительный вал ЯМЗ-238 ДЕ, Б, НД на деревянную подставку вертикально передним кольцом вверх.

Смазав упорный фланец (236-1006236-Б) дизельным маслом, надеть его на шейку распределительного вала.

Вставить в паз сегментную шпонку 6х9.

Напрессовать до упора шестерню распредвала в сборе с шестерней ведущей с помощью оправки.

Проверить зазор между упорным фланцем (236-1006236-Б) и передней опорой шейки распредвала ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5.

Зазор должен быть в пределах 0,06-0,21 мм; при отсутствии зазора заменить неисправные детали.

Надеть на вал замковую шайбу (312580-П2), совместив ее усик с пазом шестерни. Завернуть гайку (311412-П2) М 27х2 с моментом Мкр=270-320 Нм (27-32 кг/см) и застопорить отгибанием усов шайбы на грань гайки (S=46).

Установка распредвала ЯМЗ-238

Установить вал распределительный во втулки блока цилиндров, ввести шестерни в зацепление.

Провернуть вал распределительный, совместив отверстие в шестернях и в упорном фланце с резьбовыми отверстиями в блоке цилиндров.

Собрать болты крепления вала (М8 310129-П2, 2 шт.) с шайбами (8Т, 252135-П2, 2 шт.), завернуть болты в блок цилиндров на 2-3 нитки резьбы от руки. Завернуть болты крепления распредвала окончательно (S=12).

Проверить легкость вращения вала, заедание не допускается.

Установка крышки шестерен ГРМ ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ

Развернуть блок цилиндров на стенде (сборочной тележке) передним торцом вверх и на 180 град.

Нанести герметик 2-3 капли на резьбовую часть нижних отверстий М10 (влево и вправо) (герметик).

Смазать нижнюю плоскость блока цилиндров под прокладки смазкой «Литол-24».

Установить прокладки шестерен распределения правую (238АК-1002266) и левую (238АК-1002265) на штифты блока цилиндров.

Установить в резьбовые отверстия блока цилиндров два направляющих технологических стержня.

Проверить наличие пружины в манжете. Установить подсобранную крышку шестерен распределения на штифты блока по направляющим стержням и конусу коленвала ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ, не допуская сбивания прокладок и пружин манжеты.

Собрать болты крепления крышки с шайбами, завернуть болты в блок на 2-3 нитки резьбы от руки.

Болт М10, 200325-П29, 2 шт. Шайба 14, 252016-П29, 4 шт.
Болт М10, 200328-П29, 1 шт. Шайба 14, 252138-П2, 2 шт.
Болт М14, 200822-П29, 4 шт. Шайба 10, 252136-П2, 8 шт.
Болт М10, 4593271074, 1 шт. Болт М14, 200827-П2, 2 шт.

Завернуть болты крепления крышки шестерен распределения окончательно с Мкр=25-32 Нм (2,5-3,2 кг/см) (S=14, 17). Первый верхний болт со стороны правого ряда цилиндров и верхний болт со стороны левого ряда цилиндров не заворачивать.

Ввернуть с помощью шпильковерта в торец крышки шестерен распределения, шпильки крепления привода вентилятора (М10, 310423-П29, 4 шт.), а сбоку шпильки крепления патрубка подводящего ЖМТ (М10, 310423-П29, 2 шт.), предварительно нанеся на резьбу тонкий слой герметика «Ангерм-100».

Установка коромысел клапанов ГРМ ЯМЗ-238 АК, М2, Д

Установить штанги толкателей (236-1007176-А2, 16 шт.) в отверстия головки и блока цилиндров, совместив наконечники штанг с пятой толкателя.

Проверить и при необходимости установить винт коромысел в положение, когда под завернутой до упора гайкой будет находиться 3-5 витков резьбы.

Установить шпильки на шайбы (312399-П2, 16 шт.) и навернуть гайки (М16, 311408-П2, 16 шт.) на 2-3 нитки резьбы от руки.

Завернуть гайки крепления коромысел окончательно с Мкр=118-147 Нм (12-15 кг/см).

Источник

Регулировка клапанов ЯМЗ 238

Регулировка клапанов на двигателе ямз 238 производится по разным причинам. Двигатель работает исправно. В результате трения деталей газораспределительного механизма увеличиваются зазоры. Регулировка позволяет уменьшить зазоры до рабочего состояния. Происходит износ седел и клапанов зазоры уменьшаются. Поэтому через каждые 10000 – 20000 км необходимо проверять величину тепловых зазоров. Помимо этого случаются поломки двигателя. Снимется головка блока цилиндров. Ремонтируются коромысла. Меняется прокладка головки блока цилиндров. После ремонта так же требуется производить регулировку зазоров в клапанах.

Двигателя ЯМЗ пока они новые кажутся очень надежными, мощными. Создаётся впечатление, что этот двигатель никогда сломаться не может. Но это только первое впечатление. Потом он создаёт одну проблему за другой. Это просевшие гильзы, течь охлаждающей жидкости из под резиновых уплотнений гильз и дугие причины. Их возникает много когда приходится снимать головку блока. По окончании ремонта остаётся проблема регулировки клапанов.

Конечно же, опытные мотористы легко с этим справляются, для них это вообще не проблема. Где взять моториста если машина сломалась в поле или на трассе. Да и отдавать лишние деньги в принципе за незначительную услугу, бывает просто жалко. Поэтому лучше самому раз один раз разобраться и не на кого не рассчитывать.

При регулировке клапанов необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя. Для того чтобы понимать клапана какого цилиндра регулировать следующими.

Порядок работы цилиндров двигателя ЯМЗ 238

В таком порядке работают все v-образные восьми цилиндровые двигатели. Это означает, что поршень первого цилиндра подошел в ВМТ в момент сжатия. Произошел впрыск топлива в камеру сгорания перого цилиндра Клапана первого цилиндра закрыты. И именно в этом положении на не работающем двигателе можно регулировать клапана первого цилиндра.

Следующим согласно порядка работы двигателя в работу вступит 5 цилиндр. Поршень пятого цилиндра подойдет к вмт произойдет впрыск топлива. Клапана в этот момент закроются. Это положение и будет для регулировки клапанов пятого цилиндра. Так далее. Согласно порядка будут работать остальные цилиндры. То есть необходимо подводить поршень каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку по очереди согласно порядка работы.

Помимо этого необходимо хорошо знать расположение цилиндров в двигателе

Расположение цилиндров в двигателе ЯМЗ 238

Как установить поршень первого цилиндра

Самое главное. Необходимо установить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия топлива. То есть определить положение поршня первого цилиндра при котором необходимо начинать регулировку клапанов. Это очень просто. Совмещаются метки на ТНВД.

Коленчатый вал тоже имеет метки. И если их выставить. Поршень первого цилиндра будет находится в ВМТ. Но колен вал делает два оборота а ТНВД один за полный цикл работы двигателя. Поэтому в одном из положении меток коленвала поршень первого цилиндра может встать не в момент сжатия. Следовательно, надежно ориентироваться по положению топливного насоса. Либо по клапанам, если топливный насос снят. В момент сжатия, когда поршень подходит в ВМТ. Выпускной клапан первого цилиндра закрыт а впускной клапан закрывается. При дальнейшем вращении коленвала, до достижения поршня ВМТ. Клапана закрыты и коромысла неподвижны. Во втором положении меток коленвала один клапан до ВМТ закрывается, а после прохождения поршнем ВМТ второй клапан сразу открывается. Это положение поршня не устраивает. После того как выставлен поршень первого цилиндра можно регулировать клапана первого цилиндра.

Как проворачивать коленвал

Большая точность не требуется. И каждый раз проворачивать вал до совмещения метки на шкиве с меткой «0» на передней крышке. Так от первого к пятому 90 градусов от пятого к четвёртому 90 градусов от четвёртого ко второму 90 градусов и так до восьмого цилиндра. Коленвал нужно проворачивать по часовой стрелке если смотреть в торец двигателя с переди. Способ очень простой но не удобный. Когда двигатель стоит на автомобиле к шкиву тяжело подобраться. Тем более его разметить. И потом еще труднее совмещать эти метки. Советские конструктора были далеко не глупые люди. В расчетах учитывались все моменты. Поэтому в руководстве по эксплуатации предлагается простой способ, который не требует больших познаний и запоминаний

Заводской способ регулировки клапанов ЯМЗ 238.

В руководстве по эксплуатации предлагается выставить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия. Таким же образом как уже написано. Отрегулировать клапана первого цилиндра. Затем перейти на пятый цилиндр. Начать вращать коленчатый вал. Выпускной клапан первого цилиндра уже закрыт. Коромысло впускного клапана движется и в какой то момент впускной клапан закрывается и коромысло становятся неподвижным. В этот момент можно еще немного провернуть коленчатый вал. Только для того чтобы убедится в том что клапана закрыты и коромысла неподвижны.

В этом положении можно регулировать клапана. Приблизительно вал должен провернуться на 90 градусов но это не очень важно. Далее переходим на четвертый цилиндр и также проворачиваем вал до тех пор пока не закроется впускной клапан четвёртого цилиндра. После того как клапана закрылись а коромысла стали не подвижны. Регулируем клапана четвёртого цилиндра. Затем переходим на 2 цилиндр и так далее до 8 цилиндра. Кажется что не очень точно. Но на самом деле очень практично. Не нужно лазить под двигателем, искать метки маховика. Достаточно того что совместились метки на топливном насосе в момент установки поршня первого цилиндра.

Читайте также:  Шина уравнивания потенциалов 500 а цена

Торцевые отверстия маховика для проворачивания вала

Все эти сбособы предполагают регулировку клапанов каждого цилиндра в отдельности. Кажется, что вы затрачиваете на это много времени. Потому что приходится постоянно прокручивать маховик. Но для этих способов достаточно только знать порядок работы цилиндров V-образного восьмицилиндрового двигателя. Его вам скажет любой профессиональный водитель. Зная порядок работы, вы смело можете регулировать клапана. Есть еще альтернативный способ регулировки клапанов за два оборота.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238 за два оборота коленчатого вала.

Затем коленчатый вал проворачивается на один оборот то есть 360 градусов. Снова выставляются метки шкива коленвала или маховика на «0» и регулируются следующие клапана.

Но где здесь сильно экономится время. Мне не совсем понятно. Коленвал также проворачивается на два оборота. Разве что меньшее количество подходов. Требуется более точная установка коленчатого вала. Что тоже не очень выгодно. Лазить под машиной и выискивать метки которые забиты грязью или просто не читаются. Да и схему эту запомнить и держать в голове до следующей регулировки не получится. По закону подлости в нужный момент она не окажется под рукой.

Поэтому этот способ лучше забыть и не когда им не пользоваться. Крутить вал реже, а суеты на много больше. Клапана можно от большого изобилия информации просто перепутать. Оставим этот способ для очень умных водителей. Которые потом всё равно переделают клапана по другому. Если ММЗ для двигателя Д 240 предлагает регулировку клапанов за два оборота. То да это удобно и точно. Камаз и ЯМЗ ни чего об этом не говорят то и нечего лезть в дебри. Конструкторам виднее. Для них важно чтобы мотор ходил долго. Мотор не прощает даже мелких ошибок.

Зазоры клапанов ЯМЗ 238

Регулировка клапанов на ЯМЗ 238 предполагает установку зазоров в пределах 0,25-0,3 мм. Впускные и выпускные клапана имеют одинаковый зазор. Если устанавливается щуп 0,25 мм, он должен входить между коромыслом и шейкой клапана без особого усилия, свободно. Если устанавливаете щуп 0,3 мм. он должен входить с усилием, но не так что бы совсем не лезть между клапаном и коромыслом.

После того как клапана отрегулированы. Желательно завести двигатель с открытыми клапанными крышками. Это нужно для того что бы проверить тот ремонт который был сделан до регулировки клапанов. Проверить необходимо топливные трубки на возможность утечки топлива. В случае утечки топливо будет попадать в картер двигателя. Да и просто так лишний раз проверить это не мешает.

Источник

Газораспределительный механизм

Газораспределительный механизм предназначен для наполнения камеры сгорания дизеля в установленные моменты времени воздухом и своевременного выпуска отработавших газов в окружающую среду.

Газораспределительный механизм дизелей типа ЯМЗ с верхним расположением клапанов и с нижним расположением распределительного вала состоит из распределительного вала, роликовых толкателей качающегося типа, трубчатых штанг, коромысел с регулировочными винтами, впускных и выпускных клапанов с пружинами, тарелками и сухарями. Распределительный вал с закаленными шейками и кулачками — общий для цилиндров обоих рядов. Его изготовляют из стали. Все кулачки (24 на ЯМЗ-240Б и 16 на ЯМЗ-238НБ) одинакового профиля. Продольное смещение вала ограничено упорным фланцем. К переднему торцу вала дизеля ЯМЗ-240Б прикреплен эксцентрик для привода топливо-подкачивающнх насосов.

В стальные толкатели запрессованы каленые пяты для повышения работоспособности пар толкатель — штанга и установлены на игольчатых подшипниках ролики, постоянно прижимаемые к кулачкам распределительного вала. Толкатели размещены на обшей полой оси, расположенной вдоль дизеля над распределительным валом и состоящей из трех отдельных частей.

Коромысла клапанов с бронзовыми втулками установлены на осях, запрессованных в стойки. Последние прикреплены к головке цилиндров шпильками с контролируемой затяжкой. К бронзовым втулкам коромысел масло поступает через полые штанги, кольцевые канавки в ступицах толкателей, полую ось толкателей и канал в блок-картере.

В процессе работы дизеля распределительный вал приводится во вращение через пару косозубых шестерен 5 и 6 (рис. 9, а) от хвостовика коленчатого вала на ЯМЗ-240Б или через шестерни 13 и 12 (рис. 9,6) от носка коленчатого вала на ЯМЗ-238НБ. Далее с помощью кулачков, толкателей и коромысел вращение преобразуется в возвратно-поступательное движение штанг и клапанов. Привод распределительного вала является частью механизма, передающего также вращение от коленчатого вала на дизеле ЯМЗ-240Б масляному (через шестерни 2 и 1), водяному (через шестерни 2, 4 и 3) и топливному высокого давления (через шестерни 6, 7 и 5) насосам, а на дизеле ЯМЗ-238НБ вентилятору системы охлаждения (через шестерни 12 и 11), масляному (через шестерни 14 и 15) и топливному высокого давления (через, шеетерни 12 и 10) насосам. При сборке дизеля шестерни устанавливают по меткам.

Из диаграммы фаз газораспределения (рис. 10) дизелей ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-238НБ видно, что впускные клапаны открываются за 20° до прихода поршня в в.м.т., когда выпускные клапаны еще открыты. Перекрытие клапанов для обоих дизелей равно 40° по углу поворота коленчатого вала и введено для улучшения очистки цилиндров от отработавших газов и наполнения его воздухом. Продолжительность открытия впускных и выпускных клапанов дизеля ЯМЗ-240Б одинакова и равна 256° по углу.п оворота коленчатого вала, а дизеля ЯМЗ-238НБ разная: впускных — 246°, выпускных — 266°. Меньшая продолжительность открытия впускных клапанов на дизеле ЯМЗ-238НБ объясняется наличием турбонаддува и меньшей (на 200 мин-1) номинальной частотой вращения коленчатого вала.

Техническое обслуживание газораспределительного механизма. В процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками стержней клапанов вследствие износа деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах нарушается герметичность камеры сгорания, уменьшаются компрессия и мощность дизеля. Клапаны перегреваются, и фаски их могут прогореть. При значительных зазорах уменьшается высота подъема клапанов (менее 13,5 мм ), вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров.

Для восстановления плотности посадки клапанов на седла следует периодически проверять и при необходимости притирать клапаны, регулировать тепловые зазоры. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме проверяют и регулируют на ЯМЗ-240Б через одно ТО-2 (через 480 мото-ч), а на ЯМЗ-238НБ при ТО-3 (через 960 мото-ч). При необходимости, но не реже чем через 2000 мото-ч на ЯМЗ-240Б и не реже чем через 3000 мото-ч на ЯМЗ-238НБ выполняют притирку клапанов.

Зазоры клапанного механизма регулируют на холодном дизеле или по истечении 15 мин после его остановки. На дизеле ЯМЗ-240Б это выполняют в такой последовательности.

Выключают подачу топлива скобой регулятора частоты вращения.

Отворачивают барашковые гайки и снимают крышки головок цилиндров.

Тарированным ключом подтягивают гайки крепления головок цилиндров и проверяют момент затяжки болтов крепления осей коромысел.

Снимают крышку лючка с передней крышки корпуса (рис. И,а ). Цифры, нанесенные на корпусе гасителя крутильных колебаний около рисок, указывают номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанном механизме при данном положении коленчатого вала. В этом случае оба клапана цилиндра должны быть закрыты. Зазор рекомендуется регулировать одновременно (при одном положении коленчатого вала) в трех цилиндрах в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7 и 4—9—11.

Ослабляют контргайку регулировочного винта, вставляют в зазор между торцом клапана и бойком коромысла щуп и, вращая винт отверткой, устанавливают зазор 0,25. 0,3 мм. Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и еще раз проверяв ют щупом зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а щуп толщиной 0,3 мм с усилием.

Чтобы отрегулировать зазоры в следующих трех цилиндрах, проворачивают коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующих цилиндров с указателем. При этом используют механизм проворота, установленный на картере маховика с правой стороны, или ломик, вставленный в одно из радиальных отверстий маховика через нижний люк его картера.

После регулирования пускают дизель и прослушивают его работу. При появлении стука клапанов вновь проверяют и регулируют зазоры.

Читайте также:  Шины кама зимние на ларгус

Устанавливают крышки люка и головок цилиндров, пускают дизель и проверяют, есть ли подтекание масла из-под прокладок.

Регулирование зазоров в газораспределительном механизме дизеля ЯМЗ-238НБ отличается от описанного выше следующими особенностями.

Коленчатый вал проворачивают по ходу часовой стрелки (если смотреть со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива на передней крышке корпуса или ломиком, вставленным в одно из радиальных отверстий в маховике.

При регулировании зазоров клапанов риски на ведомой шестерне привода топливного насоса высокого давления совмещают с указателем на картере маховика (рис. 11,6).

Зазоры клапанов регулируют по порядку работы цилиндров: 1—5—4—2—6—3—7—8.

На тракторах Кировец доступ к лючкам картера маховика затруднен из-за близкого расположения дизеля к передней стенке кабины и размещения сверху и сзади картера маховика приводов управления, деталей и механизмов систем очистки воздуха, выпуска отработавших газов, вентиляции и отопления кабины и др.

Поэтому при регулировании зазоров клапанов на дизеле ЯМЗ-238НБ редко используют лимбы в лючках, а вращением коленчатого вала добиваются полного закрытия клапанов в такте сжатия и регулируют зазоры клапанов сначала первого, а затем других цилиндров (по порядку их работы).

Клапаны притирают при снятых головках цилиндров в такой последовательности.

1. Отворачивают гайки скоб крепления форсунок и снимают форсунки.

2. Снимают коромысла и их оси.

3. Устанавливают головку цилиндров на плиту (или верстак) так, чтобы обеспечить упор для клапанов. Снимают клапаны с помощью приспособления (рис. 12).

Ниже приведены различия приспособлений для демонтажа клапанов дизелей типа ЯМЗ.

Для снятия клапана крючок приспособления вводят в отверстие переходника или упорный винт ввинчивают в отверстие головки цилиндров. Нажимную тарелку 3 устанавливают на тарелку пружины клапана, с помощью рукоятки 4 рычага приспособления отжимают пружины клапана, вынимают сухари и снимают приспособление. На седла и тарелки клапанов наносят метки, чтобы при сборке установить их на свои места. Снимают пружины, поднимают головку цилиндров и вынимают клапаны.

Клапаны и седла очищают от нагара, промывают в керосине и дефектуют. Клапаны с покоробленными тарелками (или стержнями) и нагарами на фасках, а также седла с нагарами восстанавливают шлифовкой или заменяют новыми. Не рекомендуется устанавливать на дизель выпускные клапаны с индексом КБ, имеющие недостаточную прочность наплавки рабочей фаски. Герметичность пар клапан—седло восстанавливают притиркой при незначительных износах их и мелких раковинах на фасках.

Приготавливают притирочную пасту, тщательно перемешивая до сметанообразного состояния микропорошок зеленого карбида кремния 63С-М28, моторное масло и дизельное топливо в соотношении 1,5:1:0,5 (по объему). Перед применением смесь следует тщательно перемешать, так как микропорошок осаждается.

Для притирки на фаску клапана наносят тонкий равномерный слой указанной выше пасты, стержень клапана смазывают моторным маслом и клапан устанавливают на место. Притирочную пасту можно наносить в выточки на головке цилиндров (в них запрессованы седла) не менее чем на 90° по их окружности. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов не допускается.

После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и вытирают насухо. Устанавливают клапаны и пружины.

Проверяют герметичность пар седло — клапан, заливая керосин или дизельное топливо поочередно во впускные и выпускные окна. Качество притирки считается хорошим, если залитая жидкость не просочится в течение одной минуты через клапан при его повороте на любой угол. Качество притирки можно проверить с помощью мягкого графитового карандаша. Для этого наносят через равные промежутки 10. 15 черточек поперек фаски клапана, осторожно вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, поворачивают его на 1/4 оборота. Все черточки на хорошо притертом клапане будут стерты.

Текущий ремонт газораспределительного механизма. При эксплуатации возможно возникновение неисправностей газораспределительного механизма (табл. 8), для устранения которых необходима его разборка.

Устранение неисправностей головки цилиндров. Головку цилиндров заменяют при обнаружении одного из следующих дефектов: трещины в стенках охлаждающей рубашки, нарушающие ее герметичность: утопание тарелки нового впускного клапана относительно плоскости разъема более чем на 2,7 мм и выпускного более чем на 3,2 мм ; неплоскостность поверхности разъема головки с блоком цилиндров более 0,1 мм по всей длине. Последовательность операций при демонтаже головки цилиндров приведена в § 1 главы 2. Установку головки цилиндра производят в последовательности, обратной ее снятию. Перед установкой прокладки и крышки головки цилиндров смазывают графитовой смазкой УСсА (ГОСТ 3333—80) с двух сторон. При сборке затягивают гайки крепления форсунок, болты крепления осей коромысел и гайки шпилек крепления на головках цилиндров.

Текущий ремонт головки цилиндров. При наличии раковин, рисок и задиров фаски гнезд или седла клапанов обрабатывают шлифовальными кругами с направляющими хвостовиками. Угол конуса шлифовальных кругов для обработки рабочих поверхностей седел впускных клапанов 121°. 121°30, а седел выпускных 91°. 91°30. Для обработки нижней кромки рабочей поверхности седел впускных клапанов применяют шлифовальный круг с углом конуса 150°, а для обработки верхней кромки — шлифовальный круг с углом конуса 60°. После обработки ширина рабочей поверхности седла должна быть 2. 2,5 мм.

Втулки клапанов с трещинами, обломами и неплотной посадкой заменяют. При замене втулок головку цилиндров нагревают в кипящем содовом растворе, а втулки выдерживают в течение 24 ч в чистом моторном масле при комнатной температуре. После запрессовки втулок обрабатывают их внутреннюю поверхность до размера 12. 12,019 мм. При износе отверстия в головке цилиндров под втулку (более 19,03 мм ) развертывают отверстие до диаметра 19,2. 19,22 мм, чтобы при запрессовке сохранить натяг 0,02. 0,05 мм. Прокладки головок цилиндров с трещинами, вмятинами и разрывами выбраковывают.

Пружины клапана допускают к дальнейшему использованию, если их размеры и упругость соответствуют данным табл. 9.

Источник

Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-238

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

В конце 1950-х годах Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также в рамках дизелизации транспорта. В итоге ярославские моторы стали штатными для МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-260, КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы К-700, на бронетранспортёры, строительную технику, на электростанции, водный транспорт и т. д. На начало 1960-х годов двигатель был весьма современным и имел высокие удельные показатели.

Файлы: 1 файл

оро.docx

ТЕМА 1: Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-238.

Устройство, неисправности, техническое обслуживание, ремонт.

Рисунок №1. Двигатель ЯМЗ 238

В конце 1950-х годах Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также в рамках дизелизации транспорта. В итоге ярославские моторы стали штатными для МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-260, КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы К-700, на бронетранспортёры, строительную технику, на электростанции, водный транспорт и т. д. На начало 1960-х годов двигатель был весьма современным и имел высокие удельные показатели.

ЯМЗ-238 — семейство дизельных двигателей для большегрузных автомобилей, выпускаемых Ярославским моторным заводом. Пришли на смену двигателям ЯАЗ-204, ЯАЗ-206.

Двигатели дизельные, с турбонадувом и без него, V-образные, шестицилиндровые (ЯМЗ-236) и восьмицилиндровые (ЯМЗ-238) четырёхтактные, назначение — оснащение большегрузных автомобилей («КАМАЗ», «Урал» и т. д.), тракторов (К-700), бронетранспортёров, строительной техники и т. д. В это семейство также входит 12-цилиндровый ЯМЗ-240. Базовые версии двигателей турбонадува не имели.

Данные дизели имеют широкое распространение благодаря продолжающемуся уже долгое время выпуску автомобилей с этими моторами (МАЗ-500, их модификации и пр.). Несмотря на посредственные удельные показатели и устаревшую конструкцию в целом (главным образом механическая топливная система, не позволяющая выполнять нормы выше Евро-3 и т. д.), двигатели пользуются спросом и в наше время (2011-2014 г.) благодаря удовлетворительной надёжности, высокой ремонтопригодности, распространению запчастей и низкой цене в сравнении с заграничными аналогами. По этим же причинам (особенно по последней) двигатели ЯМЗ-236/238 устанавливают и на новые модели техники. Некоторую конкуренцию ему мог бы составить КАМАЗ-740 схожей мощности, конструкции, цены, но имеет низкую надёжность и другие недостатки, хотя и он пользуется

популярностью, кроме того, пожар на заводе КАМАЗа 1993 года приостановил выпуск этих двигателей и производители техники, которая оснащалась ими, стали временно ставить ЯМЗ-236/238 вместо него, до восстановления выпуска КАМАЗ-740. По состоянию на 2014 год двигатели были модернизированы для выполнения норм Евро-2, −3, обязательных для новых автомобилей, выпускаемых в России, повышена мощность, у ЯМЗ-236 до 300 л.с., у ЯМЗ-238 — 400 л.с.

Читайте также:  Шины уаз с редукторными мостами

По состоянию на 2014 год на Ярославском моторном заводе (Автодизель) выпускаются его преемники дизели ЯМЗ-530, однако семейство 236/238 не снято с производства.

В конце 2014 года в связи с военными действиями на Украине ЯМЗ прекратил поставки двигателей для КрАЗа.

1.1 Устройство газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ 238.

Основными деталями ГРМ ЯМЗ-238 являются: распределительный вал с шестерней привода и подшипниками, толкатели, оси толкателей, штанги, коромысла с регулировочными винтами, оси коромысел, клапаны, пружины клапанов с деталями крепления и направляющие втулки клапанов (рис. №2).

Рисунок 2. Механизм газораспределения ГРМ ЯМЗ-238

1 – распределительный вал; 2 – толкатель; 3 – штанга толкателя; 4 – клапан; 5 – направляющая втулка клапана; 6 – шайба пружин клапана; 7 – наружная пружина; 8 – внутренняя пружина; 9 – тарелка пружин клапана; 10 – втулка тарелки пружин клапана; 11 – сухарь клапана; 12 – коромысло клапана; 13 – ось коромысла; 14 – регулировочный винт коромысла; 15 – уплотнительная манжета клапана; 16 – ось толкателей

Привод клапанов осуществляется от распредвала ЯМЗ-238 через роликовые толкатели 2, трубчатые штанги 3 и коромысла 12 с регулировочными винтами 14.

Распределительный вал дизеля ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 – стальной, штампованный, опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены ТВЧ.

Расположен в верхней части картера блока цилиндров и приводится во вращение от переднего конца коленчатого вала через пару косозубых шестерен.

Шестерни устанавливаются по меткам, выбитым на торцах зубчатых венцов.

Подшипниками распредвала ЯМЗ-238 служат бронзовые втулки, запрессованные в расточки блока цилиндров.

Продольное смещение вала ограничивается стальным упорным фланцем, установленным между ступицей шестерни и передней опорной шейкой вала.

После установки распредвала ЯМЗ-238 с шестерней в блок цилиндров фланец крепится к переднему торцу блока болтами с пружинными шайбами. Осевой люфт вала 0,08…0,21 мм.

Толкатели клапана двигателя ЯМЗ-238 – стальные, штампованные, качающегося типа с роликом для контакта с кулачками распределительного вала.

Ролик установлен на оси, запрессованной в проушины толкателя и закерненной с двух сторон от выпадения.

Между осью и роликом установлена «плавающая» втулка из подшипниковой стали.

В ступицу толкателя ЯМЗ-238 запрессованы две тонкостенные бронзовые втулки, пространство между втулками служит масляной полостью для подвода масла от оси толкателей к штангам.

Для сопряжения со штангой в расточку толкателя запрессована стальная закаленная пята.

Толкатели ЯМЗ-238 подвешены на трубчатых осях, установленных в расточках блока цилиндров в чугунных втулках, из которых передняя запрессована в блок, остальные установлены с зазором.

От продольного перемещения оси стопорятся спереди выступом упорного фланца распределительного вала, сзади – картером маховика.

Штанги толкателей – стальные, трубчатые с высаженными на концах сферическими поверхностями.

Для повышения износостойкости сферические поверхности закалены ТВЧ.

Коромысла клапанов ЯМЗ-238 – стальные, штампованные, с запрессованной в ступицу тонкостенной бронзовой втулкой.

На конце длинного плеча коромысла для контакта с клапаном выполнена пята с цилиндрической опорной поверхностью, закаленная ТВЧ.

Короткое плечо коромысла оканчивается бобышкой с резьбовым отверстием М12х1, в которое ввернут регулировочный винт со сферическим гнездом под штангу на одном конце и пазом под отвертку на другом конце.

Винт стопорится от отворачивания гайкой. Коромысла установлены на индивидуальные оси и застопорены от спадания стопорными кольцами с упорными шайбами.

Оси коромысел устанавливаются на головку цилиндров по двум цилиндрическим штифтам, запрессованным в оси со стороны опорной поверхности и крепятся к головке цилиндров шпильками с гайками.

Впускные и выпускные клапаны ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 изготовлены из специальных жаропрочных сталей.

Рабочая фаска выпускного клапана ЯМЗ-238 наплавлена жаропрочным сплавом типа «стеллит», к стержню приварен наконечник из легированной стали.

Для повышения износостойкости торцы стержней впускных и выпускных клапанов закалены ТВЧ.

Клапаны дизеля ЯМЗ-238 перемещаются в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров.

На втулки впускных клапанов установлены уплотнительные манжеты.

Клапаны дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 поджимаются к седлам двумя цилиндрическими винтовыми пружинами, имеющими разное направление навивки.

Пружины одним концом упираются в опорные шайбы, установленные в цековки на головке цилиндров, а другим – в тарелку пружин, закрепленную на стержне клапана с помощью промежуточной втулки и двух конических сухарей.

Наличие втулки между тарелкой пружин и клапаном способствуют повороту клапанов при работе двигателя, и обеспечивает равномерный износ фасок и стержней клапанов в процессе эксплуатации.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Неисправности газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ 238

Характерные неисправности газораспределительного механизма такие: нарушение регулировки зазора в приводе клапанов, износ или обгорание рабочих поверхностей впускных и выпускных клапанов или их седел, поломка клапанной пружины или штанги толкателя, износ толкателей или их направляющих, направляющих втулок клапанов, распределительных шестерен или деталей цепной передачи, подшипников распределительного вала.
Причины неисправности и способы их устранения. Нарушение регулировки зазора в приводе клапанов заключается в увеличении или уменьшении зазора между клапаном и толкателем в нижнеклапанном двигателе и клапаном и коромыслом в верхнеклапанном двигателе. Зазор этот должен обеспечивать плотную посадку и бесшумную работу клапанов. В процессе работы двигателя вследствие износа, деформации деталей механизма газораспределителя величина зазора изменяется. Как увеличение, так и уменьшение зазора приводит к нарушению нормальной работы двигателя. При отсутствии зазора между клапаном и коромыслом нарушается плотность посадки клапана. В результате этого во время рабочего хода поршня газы прорываются через неплотность. Происходит подгорание клапанов и их седел.
Неплотность посадки клапанов можно установить по внешним признакам. Если неплотность имеется между впускным клапаном и его седлом, газы прорываются во впускной трубопровод, и это сопровождается «чиханием» в карбюраторе. При неплотном прилегании выпускного клапана к седлу появляются выстрелы в глушителе.

Увеличение зазора между клапаном и коромыслом или толкателем менее опасно, но также приводит к нежелательным последствиям. При увеличении зазора уменьшается период, на который открывается клапан и уменьшается живое сечение зазора между клапаном и седлом. В результате этого ухудшается наполнение цилиндров свежей рабочей смесью и их очистка от отработанных газов. При этом снижается мощность двигателя, ухудшаются пусковые качества.

Увеличенный зазор в клапанном механизме легко обнаружить, прослушивая двигатель при работе. Если при любых оборотах коленчатого вала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего глухого шума, это является показателем увеличенного зазора между клапаном и его приводом.
Проверка зазора в клапанном механизме производится, как правило, на холодном двигателе, но для некоторых двигателей приводятся справочные по зазорам и для прогретого двигателя. Регулировка зазора производится на холодном двигателе при полностью закрытых клапанах, что соответствует положению поршня в данном цилиндре в верхней мертвой точке.

2.2. Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ 238.

Техническое обслуживание газораспределительного механизма. В процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками стержней клапанов вследствие износа деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах нарушается герметичность камеры сгорания, уменьшаются компрессия и мощность дизеля. Клапаны перегреваются, и фаски их могут прогореть. При значительных зазорах уменьшается высота подъема клапанов (менее 13,5 мм), вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров.

Для восстановления плотности посадки клапанов на седла следует периодически проверять и при необходимости притирать клапаны, регулировать тепловые зазоры. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме проверяют и регулируют на ЯМЗ-240Б через одно ТО-2 (через 480 мото-ч), а на ЯМЗ-238НБ при ТО-3 (через 960 мото-ч). При необходимости, но не реже чем через 2000 мото-ч на ЯМЗ-240Б и не реже чем через 3000 мото-ч на ЯМЗ-238НБ выполняют притирку клапанов.

Зазоры клапанного механизма регулируют на холодном дизеле или по истечении 15 мин после его остановки. На дизеле ЯМЗ-240Б это выполняют в такой последовательности.

Выключают подачу топлива скобой регулятора частоты вращения.

Отворачивают барашковые гайки и снимают крышки головок цилиндров.

Тарированным ключом подтягивают гайки крепления головок цилиндров и проверяют момент затяжки болтов крепления осей коромысел.

Снимают крышку лючка с передней крышки корпуса (рис. И,а ). Цифры, нанесенные на корпусе гасителя крутильных колебаний около рисок, указывают номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанном механизме при данном положении коленчатого вала. В этом случае оба клапана цилиндра должны быть закрыты. Зазор рекомендуется регулировать одновременно (при одном положении коленчатого вала) в трех цилиндрах в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7 и 4—9—11.

Источник

Поделиться с друзьями
Практические советы по железу и огороду